Резолютивная часть решения объявлена 28.07.2011 года г. Новосибирск
Решение изготовлено в полном объеме 10.08.2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Гаврилов С.Г. - руководитель управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Бородкина А.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
в присутствии:
представителей заявителя ТСЖ "Идиллия" (ИНН 5402485989, 630049, г. Новосибирск, ул. Галущака, 4):
- "_" - "_"
- "_" по доверенности "_"
представителя ответчика ООО "Кантри-плюс" (ИНН 5402147316, 630049, г. Новосибирск, ул. Галущака, 1) - "_" по доверенности "_"
рассмотрев дело N 02-01-38-10-11 от 11.07.2011 г. по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Кантри-плюс" (далее - ООО "Кантри-плюс") пункта 10 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", установила:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ТСЖ "Идиллия" (вх. N 5139 от 16.06.2011 г.) на действия ООО "Кантри-плюс" по принуждению ТСЖ к заключению соглашения по возмещению затрат на эксплуатацию и обслуживание ЦТП, а также по отключению горячего водоснабжения в многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении заявителя.
Согласно жалобе Товарищество собственников жилья "Идиллия" через тепловые сети ООО "Новосибирск СтройМастер", ООО "Строительный комплекс "СтройМастер" и центральный тепловой пункт (ЦТП) ООО "Кантри-плюс" приобретает тепловую энергию у энергоснабжающей организации ОАО "СибирьЭнерго" для многоквартирного жилого дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Галущака, 4, находящегося в управлении заявителя. Свои обязательства по оплате за тепловую энергию перед ОАО "СибирьЭнерго" ТСЖ "Идиллия" исполнило в полном объеме в установленные сроки. Тем не менее, 30.05.2011 г. в 14-00 в доме N 4 по ул. Галущака в г. Новосибирске была отключена горячая вода.
Из писем жителям жилых домов по ул. Галущака от руководства ООО "Кантри-плюс" заявителю стало известно, что горячая вода отключена в связи с неподписанием председателями ТСЖ по ул. Галущака Соглашений по возмещению доли затрат на эксплуатацию и обслуживание оборудования ЦТП на 2011 год.
Вышеуказанные действия ООО "Кантри-плюс" заявитель считает незаконными и ущемляющими интересы граждан, проживающих в доме N 4 по ул. Галущака в г. Новосибирске. На основании изложенного ТСЖ "Идиллия" просит Новосибирское УФАС России выдать ООО "Кантри-плюс" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением.
28.06.2011 г. в Новосибирское УФАС России поступило обращение (вх. N 5544), в котором депутат совета депутатов г. Новосибирска "_" сообщает о поступившей к нему жалобе жильцов дома N 4 по ул. Галущака на прекращение подачи горячего водоснабжения к домам по ул. Галущака, 1,2,3,4 и возложение на жильцов обществом с ограниченной ответственностью "Кантри-плюс" затрат на содержание принадлежащего ему ЦТП. "_" просит содействия Новосибирского УФАС России в решении данного вопроса.
В результате рассмотрения заявления ТСЖ "Идиллия" и обращения депутата совета депутатов г. Новосибирска "_" сведений, полученных в ответ на запросы от ООО "Кантри-плюс" и Департамента по тарифам Новосибирской области, а также действующих нормативно-правовых документов установлено следующее.
ООО "Кантри-плюс" создано в 1999 г. "_" (согласно Уставу, утв. Решением учредителя "_"). Местонахождением общества является дом N 1 по ул. Галущака в г. Новосибирске (Изменения в Устав, утв. Решением единственного участника N 1 от 24.04.2006 г.). Согласно изменениям, внесенным в Устав ООО "Кантри-плюс" (утв. Протоколом общего собрания N 1 от 13.09.2007 г.), в состав участников общества в 2007 г. вошла "_".
01.10.2008 г. генеральным директором ООО "Кантри-плюс" сроком до 01.10.2011 г. был избран "_" (Протокол общего собрания ",_"). Приказом N 5-от от 30.05.2011 г. временно исполняющим обязанности генерального директора ООО "Кантри-плюс" на период с 01.06.2011 г. по 29.06.2011 г. была назначена "_" На общем собрании учредителей ООО "Кантри-плюс" от 28.06.2011 г. было решено досрочно прекратить полномочия генерального директора "_" с 29.06.2011 г. и возложить данные полномочия на "_" (Протокол общего собрания участников от 28.06.2011 г.).
ООО "Кантри-плюс" в ответ на запрос Новосибирского УФАС России о балансовой принадлежности ЦТП по ул. Галущака, 1 в г. Новосибирске сообщило, что помещение ЦТП находится в общей долевой собственности ОАО "Трансибнефть" (г. Омск) и ОАО "Связьтранснефть" (г. Москва) (вх. N 5581 от 29.06.2011 г.). В то же время оборудование ЦТП (повысительные насосы, водоподогреватели отопления и ГВС, затворы, регуляторы давления и прочее) находится на балансе ООО "Кантри-плюс", что подтверждается Справкой о балансовой принадлежности имущества б/н, б/д, Актом допуска в эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей ЦТП по ул. Галущака, 1 N ОЭН6/034-98/07 от 19.07.2007 г. и Паспортом теплового пункта от 10.07.2007 года.
Таким образом, ООО "Кантри-плюс" является законным владельцем тепловых сетей в составе находящегося на балансе общества теплотехнического оборудования ЦТП по ул. Галущака, 1 в г. Новосибирске.
ТСЖ "Идиллия" получило от ООО "Кантри-плюс" для рассмотрения и подписания экземпляр Соглашения от 11.01.2011 г., заключаемого от лица "_" по доверенности от 11.01.2011 г. (исх. N 4 от 17.02.2011 г., вх. N 24 от 17.02.2011 г.). Предметом данного соглашения является возмещение затрат на эксплуатацию и обслуживание ЦТП, расположенного в 4-этажной блок-секции жилого дома с помещениями общественного назначения по ул. Галущака, 1, по подготовке горячей воды на нужды горячего водоснабжения и сетевой воды на нужды отопления жилых помещений (жилая часть ТСЖ "Идиллия) и нежилых помещений (офисы) объекта по адресу: г. Новосибирск, ул. Галущака, дом 4, находящихся в управлении ТСЖ, за исключением нежилых помещений, принадлежащих "_"
Пунктом 3 и 4 Соглашения предусматривается обязанность ТСЖ "Идиллия" компенсировать обществу с ограниченной ответственностью "Кантри-плюс" затраты по эксплуатации ЦТП соразмерно доле затрат ТСЖ и Калькуляции эксплуатационных расходов, содержащейся в Приложении N 1, ежемесячно путем перечисления денежных средств на расчетный счет общества. Кроме того, Соглашением (п. 5) предусмотрена обязанность ТСЖ компенсировать ООО "Кантри-плюс" затраты на запасные части и оборудование сверх расходов, указанных в Приложении N 1, на основании полученных сметы и счета.
Согласно Калькуляции эксплуатационных расходов (Приложение N 1 к Соглашению от 11.01.2011 г.) общая стоимость эксплуатационных услуг по содержанию ЦТП по адресу: ул. Галущака, 1 на 2011 г. для ТСЖ "Идиллия" составляет 433 796,43 руб. и включает в себя такие статьи затрат как работы по промывке пластин с разборкой и химреактивами, работы по замене уплотнений, материалы (уплотнение, манометр, кран и др.), электрическая энергия, заработная плата обслуживающего персонала и административно-управленческого персонала, налоги с фонда оплаты труда и непредвиденные расходы.
В связи с неподписанием ТСЖ "Идиллия" полученного от ООО "Кантри-плюс" 17.02.2011 г. Соглашения ООО "Кантри-плюс" повторно направило заявителю данное Соглашение и уведомило его о том, что с 30.05.2011 г. ЦТП ООО "Кантри-плюс" по ул. Галущака, 1 прекращает подачу горячей воды к дому ТСЖ с связи с отсутствием средств на содержание и ремонт оборудования ЦТП (исх. N 14 от 25.02.2011 г., вх. N 79 от 25.05.2011 г.). ООО "Кантри-плюс" также сообщило, что подача горячей воды к дому ТСЖ будет возобновлена с момента подписания заявителем Соглашения по возмещению доли затрат на эксплуатацию и обслуживание оборудования ЦТП на 2011 г., оплаты затрат за период с 01.01.2011 г. по 01.06.2011 г., а также частичной компенсации затрат за период с 2008 г. по 2010 г. в размере 70 000 рублей.
10.06.2011 г. ТСЖ "Идиллия" получило от ООО "Новосибирск СтройМастер" открытое письмо по вопросу отключения горячей воды в ЦТП по ул. Галущака, 1, подписанное генеральным директором ООО "Новосибирск СтройМастер" "_" с 01.06.2011 г. также временно исполнявшей обязанности генерального директора ООО "Кантри-плюс" (вх. N 96, исх. N 294 от 10.06.2011 г.). В данном письме сообщалось, что на совещании в Комитете по энергетике мэрии г. Новосибирска 19.05.2011 г. "_" от лица руководства ООО "Кантри-плюс" поставила в известность всех присутствующих о вынужденной мере по отключению горячей воды в ЦТП с 30.05.2011 г. по причине того, что ТСЖ отказались подписывать Соглашения и возмещать затраты на приготовление горячей воды, вследствие чего в ЦТП некому и не на что готовить горячую воду.
Кроме того, жителям домов N 1,2,3,4 по ул. Галущака было направлено письмо б/н, б/д от лица руководства ООО "Кантри-плюс", в котором сообщалось, что с 30.05.2011 г. ЦТП ООО "Кантри-плюс" по ул. Галущака, 1 прекращает подачу горячей воды к домам по ул. Галущака, 1,2,3,4 в связи с тем, что ТСЖ домов по ул. Галущака не платят за подготовку горячей воды, содержание и эксплуатацию оборудования ЦТП. В данном письме также указывалось, что подача горячей воды будет возобновлена с момента подписания председателями ТСЖ Соглашений по возмещению доли затрат на эксплуатацию и обслуживание оборудования ЦТП на 2011 год, оплаты затрат за период с 01.01.2011 г. по 01.06.2011 г., а также частичной компенсации затрат ООО "Кантри-плюс" за период с 2008 г. по 2010 год.
В ответе на запрос Новосибирского УФАС России ООО "Кантри-плюс" объяснило факт направления ТСЖ "Идиллия" Соглашения от 11.01.2011 г. необходимостью проведения профилактических мероприятий по обслуживанию ЦПТ, поэтапной замены изношенного оборудования, необходимостью выплачивать заработную плату сотрудникам, занимающимся обслуживанием ЦТП (вх. N 5581 от 29.06.2011 г.).
Новосибирское УФАС России направило запрос в Департамент по тарифам Новосибирской области для получения информации о том, установлен ли ООО "Кантри-плюс" тариф на тепловую энергию либо на передачу тепловой энергии. Согласно ответу Департамента ООО "Кантри-плюс" за утверждением тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, на тепловую энергию и на горячую воду не обращалось (исх. N 1388.1/5 от 23.06.2011 г., вх. N 838 от 23.06.2011 г.). Вместе в тем ООО "Кантри-плюс" в своем ответе (исх. N 18 от 28.06.2011 г., вх. N 5581 от 29.06.2011 г.) на запрос Новосибирского УФАС России (исх. N 02-3713 от 20.06.2011 г.) сообщило, что направило в Департамент по тарифам Новосибирской области запрос об утверждении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии 24.06.2011 г., что подтвердило копией письма в Департамент по тарифам.
Таким образом, на момент направления Соглашения от 11.01.2011 г. и писем о подписании данного Соглашения в ТСЖ "Идиллия" утвержденного Департаментом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ООО "Кантри-плюс" не имело.
30.07.2010 г. вступил в силу Федеральный закон "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении"), который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
В пункте 5 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" дано следующее определение тепловой сети: тепловая сеть - это совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
ООО "Кантри-плюс", являясь законным владельцем тепловых сетей в виде находящегося на балансе общества теплотехнического оборудования ЦТП по ул. Галущака, 1 в г. Новосибирске, в Соглашении от 11.01.2011 г. и письмах в адрес ТСЖ "Идиллия" (исх. N 14 от 25.02.2011 г., исх. N 294 от 10.06.2011 г. и б/н, б/д ) требовало от ТСЖ "Идиллия" возмещение затрат на эксплуатацию ЦТП до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, чем нарушило установленный нормативными правовыми актами (часть 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении") порядок ценообразования.
В результате рассмотрения жалобы ТСЖ "Идиллия" дополнительно установлено следующее.
В ответ на запрос Новосибирского УФАС России о расчетах за услуги по обслуживанию и эксплуатации ЦТП за период с 2008 г. по 2011 г. ООО "Кантри-плюс" представило копии документов (счета-фактуры, платежные поручения, акты сверки взаиморасчетов) по взаиморасчетам с 3 хозяйствующими субъектами: Некоммерческим партнерством Торгово-офисного центра "Олимпия", ТСЖ "Чертог" и Гаражно-строительным кооперативом "АвтоЦентрСервис".
В счетах-фактурах, выставленных ООО "Кантри-плюс" в адрес вышеперечисленных хозяйствующих субъектов в 2008 г. - 2011 г., отдельной строкой выделены суммы возмещения расходов на обслуживание и эксплуатацию ЦТП. В качестве документов, подтверждающих оплату данных счетов-фактур со стороны потребителей, ООО "Кантри-плюс" представило копии платежных поручений и акты сверки взаимных расчетов за 2008 г. - 2010 год. В 2011 г. оплата за услуги по эксплуатации ЦТП в адрес ООО "Кантри-плюс" от НП ТОЦ "Олимпия", ТСЖ "Чертог" и ГСК "АвтоЦентрСервис", согласно представленным документам, не осуществлялась.
В соответствии с подпунктом а) пункта 18 статьи 2 и частью 5 статьи 17 ФЗ N 190-ФЗ оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии, подлежащим государственному регулированию.
Согласно пункту 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом ФСТ от 06.08.2004 г. N 20-э/2, услуги по техническому обслуживанию и содержанию тепловых сетей (в том числе ЦТП) учитываются в качестве обоснованных затрат при расчете платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям. То есть, плата за услуги по обслуживанию и эксплуатации тепловых сетей (и, в частности, ЦТП) должна взиматься в составе утвержденного в надлежащем порядке тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ (действовал до 01.01.2011 г.) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. В настоящее время таким органом является Департамент по тарифам Новосибирской области в соответствии с пунктом 13 пункта 7 раздела II Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 18.10.2010 г. N 326. До 18.10.2010 г. Департамент по тарифам Новосибирской области являлся органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с литерой б) подпункта 3 пункта 8 раздела II Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.09.2009 г. N 406.
По информации Департамента по тарифам Новосибирской области в период с 2008 г. по 2010 г. утвержденного тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ООО "Кантри-плюс" не имело.
На основании изложенного взимание ООО "Кантри-плюс" с потребителей, присоединенных к теплотехническому оборудованию общества в ЦТП по ул. Галущака, 1 в г. Новосибирске, платы за передачу тепловой энергии (в части возмещения расходов на обслуживание и эксплуатацию ЦТП) без утверждения соответствующего тарифа на передачу тепловой энергии в органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области) в 2008 г. - 2010 г. нарушает установленный нормативными правовыми актами (пп. а) п. 18 ст. 2 и ч. 5 ст. 17 Федерального закона "О теплоснабжении") порядок ценообразования.
По вопросу прекращения подачи горячей воды в многоквартирный дом N 4 по ул. Галущака в г. Новосибирске ООО "Кантри-плюс" сообщило, что причиной отключения от горячего водоснабжения многоквартирных домов по ул. Галущака, 1,2,3,4 является проведение с 01.06.2011 г. комплекса мероприятий по обследованию, наладке и ревизии тепломеханического оборудования, регулирующей арматуры и контрольно-измерительных приборов и автоматики ЦТП по ул. Галущака, 1 с целью подготовки ЦТП для передачи в муниципальную собственность на основании решения организационно-технического совещания в Комитете по энергетике мэрии г. Новосибирска "О передаче ЦТП в муниципальную собственность" и в соответствии с Актом комиссионного обследования технического состояния оборудования ЦТП (вх. N 5581 от 29.06.2011 г.).
Согласно Протоколу организационно-технического совещания в Комитете по энергетике мэрии г. Новосибирска от 19.05.2011 г. (пункты 5 и 6) председатель совета директоров ООО "Новосибирск СтройМастер" и учредитель ООО "Кантри-плюс" "_" в присутствии начальника отдела энергетики и инженерных коммуникаций Комитета по энергетике и председателя правления ТСЖ "Идиллия" заявила, что с 30.05.2011 г. будет отключена водоподогревательная установка горячего водоснабжения в ЦТП (горячее водоснабжение жилых домов по ул. Галущака, 1,2,3,4). Причиной отключения является то, что с 01.06.2011 г. подрядчик приступает к выполнению работ по устранению замечаний по пунктам 6 и 7 акта обследования от 05.05.2011 года.
Пунктами 6 и 7 Акта обследования состояния оборудования ЦТП ООО "Кантри-плюс" по ул. Галущака, 1 от 05.05.2011 г., составленного с участием представителей ОАО "НГТЭ", МУП "Энергия", ООО "Новосибирск СтройМастер" и ООО "Кантри-плюс", предусмотрено устранение замечаний в отношении контрольно-измерительных приборов и автоматики и устранение замечаний электротехнической службы.
На основании вышеуказанного Протокола и Акта обследования и.о. генерального директора ООО "Кантри-плюс" "_" вынесла Распоряжение от 01.06.2011 г. "О проведении обследования и ревизии оборудования ЦТП и передаче оборудования в муниципальную собственность". Данным документом предусмотрено с 01.06.2011 г. выполнение работ по ревизии, обследованию работоспособности и наладке оборудования ЦТП по ул. Галущака, 1 для последующей передачи оборудования ЦТП в муниципальную собственность. Срок проведения инспекционного обследования теплообменного оборудования, запорной и регулирующей арматуры установлен до 27.06.2011 года. Срок последующих монтажных и пуско-наладочных работ - до 15.08.2011 года.
Из заявления ТСЖ "Идиллия" следует, что ООО "Кантри-плюс" произвело отключение горячей воды в доме N 4 по ул. Галущака в г. Новосибирске 30.05.2011 г. с целью вынудить ТСЖ подписать Соглашение по возмещению доли затрат на эксплуатацию и обслуживание оборудования ЦТП на 2011 год.
Вместе с тем, председатель ТСЖ "Идиллия" "_" 19.05.2011 г. присутствовал на организационно-техническом совещании в Комитете по энергетике мэрии г. Новосибирска, где учредитель ООО "Кантри-плюс" объявила о начале выполнения ремонтных работ на ЦТП с 01.06.2011 г. и об отключении в этой связи горячего водоснабжения с 30.05.2011 года.
В связи с изложенным сделать вывод о том, что отключение горячей воды в домах по ул. Галущака было произведено ООО "Кантри-плюс" с единственной целью побудить ТСЖ заключить Соглашения по возмещению затрат на эксплуатацию и обслуживание оборудования ЦТП, не представляется возможным. Из представленных документов следует, что ООО "Кантри-плюс" отключило горячую воду в домах по ул. Галущака в связи с проведением работ в ЦТП и использовало факт отключения как способ оказания давления на ТСЖ "Идиллия" с целью вынуждения последнего подписать Соглашение о содержании и эксплуатации оборудования ЦТП.
Проведение ремонтных работ на тепловых сетях действующим законодательством не запрещено, однако должно осуществляться с учетом положений статьи 21 Федерального закона "О теплоснабжении". Так, частью 1 данной статьи предусмотрено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Наряду с Федеральным законом "О теплоснабжении" необходимость согласования с органами местного самоуправления продолжительности ремонта тепловых сетей, приводящего к ограничению горячего водоснабжения в межотопительный период, установлено:
- пунктом 6.145 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей и систем коммунального хозяйства, утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285;
- пунктом 6.2.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей в Российской Федерации, утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 г. N 229 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.06.2003 г. N 4799);
- пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176).
В пункте 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда также указано, что рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения составляет 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта тепловых сетей устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с Положением о Комитете по энергетике мэрии города Новосибирска, утв. Постановлением мэрии города Новосибирска от 06.06.2011 г. N 4636, Комитет осуществляет организацию в границах г. Новосибирска тепло- и водоснабжения населения и повышение качества предоставления указанных услуг. Пунктом 3.4 Положения установлено, что одной из основных функций Комитета является согласование вывода источников тепловых сетей в ремонт.
Согласно Протоколу организационно-технического совещания в Комитете по энергетике мэрии города Новосибирска от 19.05.2011 г. ООО "Кантри-плюс" сообщило об отключении с 30.05.2011 г. горячего водоснабжения в ЦТП (горячее водоснабжение жилых домов по ул. Галущака, 1,2,3,4) с целью проведения обследования и ремонтных работ.
При этом, срок проведения ремонтных работ ООО "Кантри-плюс" в Комитете по энергетике мэрии г. Новосибирска не утвердило, а установило его самостоятельно (с 01.06.2011 г. по 15.08.2011 г., т.е. 2,5 месяца), чем нарушило положения действующего законодательства (Федеральный закон "О теплоснабжении", Типовую инструкцию по технической эксплуатации тепловых сетей и систем коммунального хозяйства, Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей в Российской Федерации, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
Отсутствие утвержденного в надлежащем порядке графика проведения работ в ЦТП ООО "Кантри-плюс", связанных с отключением горячей воды в домах по ул. Галущака, с учетом продолжительности проведения данных работ (2,5 месяца), отсутствия уведомления граждан о сроках проведения ремонта и введения граждан в заблуждение относительно истинных причин отключения горячей воды ущемляет интересы жителей домов по ул. Галущака, в том числе дома N 4, находящегося в управлении ТСЖ "Идиллия".
Как было установлено ранее, на балансе ООО "Кантри-плюс" числятся тепловые сети в виде теплотехнического оборудования ЦТП по ул. Галущака, 1 в г. Новосибирске. С использованием данных сетей ООО "Кантри-плюс" осуществляет передачу тепловой энергии в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения потребителям (ТСЖ "Идиллия", ТСЖ "Кондор", ТСЖ "Чертог", ТСЖ "Два капитана", НП ТОЦ "Олимпия", ГСК "АвтоЦентрСервис"), опосредованно (через тепловые сети ООО "Строительный комплекс "СтройМастер" и ООО "Новосибирск СтройМастер") присоединенным к теплотехническому оборудованию ЦТП ООО "Кантри-плюс", что подтверждается схемой ввода в эксплуатацию тепловых сетей ООО "Новосибирск СтройМастер", Соглашением о расчетах за тепловую энергию в горячей воде N С-188 от 17.12.2009 г., счетами-фактурами и платежными поручениями по взаимоотношениям ООО "Кантри-плюс" с ГСК "АвтоЦентрСервис", ТСЖ "Чертог" и НП ТОЦ "Олимпия".
Услуги по передаче тепловой энергии в силу ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче тепловой энергии, хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи тепловой энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере теплоснабжения, поскольку получение услуг по передаче тепловой энергии через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.
ООО "Кантри-плюс", к тепловым сетям которого опосредованно присоединены теплопотребляющие установки в доме по ул. Галущака, 4, является субъектом рынка по передаче тепловой энергии. Следовательно, ООО "Кантри-плюс" является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии потребителям, опосредованно присоединенным к сетям общества.
Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ООО "Кантри-плюс") исключает необходимость проведения антимонопольным органом анализа конкурентной среды. Данный вывод соответствует позиции арбитражных судов (Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2008 г. N Ф09-9319/08-С1, Решение Арбитражного суда Омской области от 17.08.2010 г, N А46-6206/2010, Постановление ФАС Северо-западного округа от 13.08.2007 г. N А56-12283/2006).
Статьей 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в частности, запрещается нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
На основании изложенного в действиях ООО "Кантри-плюс", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения теплотехнического оборудования ЦТП по ул. Галущака, 1 в г. Новосибирске, усматриваются признаки нарушения:
1. Пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем:
1.1 Требования от ТСЖ "Идиллия" в Соглашении от 11.01.2011 г. и письмах (исх. N 14 от 25.02.2011 г., исх. N 294 от 10.06.2011 г. и б/н, б/д ) возмещения затрат на эксплуатацию ЦТП до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии в Департаменте по тарифам Новосибирской области, что ущемляет интересы заявителя и запрещено частью 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении".
1.2 Взимания с потребителей, опосредованно (через тепловые сети ООО "Строительный комплекс "СтройМастер" и ООО "Новосибирск СтройМастер") присоединенных к теплотехническому оборудованию ЦТП ООО "Кантри-плюс", платы за услугу по передаче тепловой энергии (в части платы за услуги по обслуживанию и эксплуатации ЦТП) в 2008 г. - 2010 г. без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской, что могло ущемлять интересы указанных потребителей и запрещено подпунктом а) пункта 18 статьи 2 и частью 5 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении".
2. Части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем установления срока проведения ремонтных работ на ЦТП по ул. Галущака, 1 без утверждения его в Комитете по энергетике мэрии г. Новосибирска, что может ущемить интересы жителей домов по ул. Галущака и нарушает часть 1 статьи 21 Федерального закона "О теплоснабжении", пункт 6.145 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей и систем коммунального хозяйства, утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285, пункт 6.2.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей в Российской Федерации, утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 г. N 229 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.06.2003 г. N 4799) и пункт 5.1.5 Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 (зарегистрировано с Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176).
В связи с этим в отношении ООО "Кантри-плюс" было возбуждено дело N 02-01-38-10-11 от 11.07.2011 г. по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России, состоявшемся 28.07.2011 г., представители ТСЖ "Идиллия" поддержали ранее изложенные в заявлении претензии к ООО "Кантри-плюс", а также просили Комиссию Новосибирского УФАС России признать положение ООО "Кантри-плюс" доминирующим, дать правовую оценку действиям ответчика по направлению в адрес ТСЖ Соглашения о возмещении затрат на эксплуатацию ЦТП без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области и выдать ответчику предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
Представитель ТСЖ "Идиллия" "_" дополнительно сообщил, что ООО "Кантри-плюс" отключило горячую воду в жилом доме по ул. Галущака, 1 без предварительного уведомления ТСЖ, а также не сообщило о сроках последующего возобновления подачи горячей воды жителям домов по ул. Галущака. "_" пояснил, что никаких работ по ремонту в помещении ЦТП ООО "Кантри-плюс" не осуществляло, в доказательство чего представил Комиссии Акты, подписанные представителями четырех ТСЖ по ул. Галущака: ТСЖ "Чертог" (ул. Галущака, 1), ТСЖ "Два капитана" (ул. Галущака, 2), ТСЖ "Кондор" (ул. Галущака, 3) и ТСЖ "Идиллия" (ул. Галущака, 4).
По словам "_" на дату рассмотрения дела N 02-01-38-10-11 Комиссией Новосибирского УФАС России - 28.07.2011 г. - подача горячей воды в жилой дом по ул. Галущака, 4 была возобновлена.
Представитель ООО "Кантри-плюс" на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России 28.07.2011 г. представила письменные пояснения по рассматриваемому делу, суть которых сводится к следующему.
1. В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
ООО "Кантри-плюс" не является ни теплоснабжающей организацией, ни теплосетевой организацией, ни исполнителем коммунальных услуг, ни эксплуатирующей ЦТП организацией, так как между ООО "Кантри-плюс" и теплоснабжающей организацией (ОАО "Новосибирсктеплоэнерго"), а также потребителями коммунальных услуг (объектами-домами по ул. Галущака) отсутствуют договорные отношения. ООО "Кантри-плюс" считает, что исполнителем коммунальных услуг являются ТСЖ жилых домов, которым собственники поручили управление жилыми домами и общим имуществом, и на которых в связи с этим законодательством возложена обязанность и ответственность за нарушение порядка предоставления коммунальных услуг.
2. ООО "Кантри-плюс" является владельцем лишь части оборудования ЦТП, смонтированного при строительстве первого жилого дома по ул. Галущака, д.1, другая часть оборудования, смонтированного при строительстве жилых домов по ул. Галущака, д. 2 и д. 4 принадлежит инвесторам данных домов, ООО "Кантри-плюс" не приобретало данное оборудование (стоимость оборудования входит в стоимость строительства жилых домов по ул. Галущака, д. 2 и д. 4).
Помещение, в котором находится ЦТП по ул. Галущака, д. 1, принадлежит на праве общей долевой собственности третьим лицам: ОАО "Транссибнефть" (город Омск) и ОАО "Связьтранснефть" (город Москва).
Тепловые сети также не принадлежат ООО "Кантри-плюс", данные сети были построены застройщиками для объектов по ул. Галущака и за счет инвесторов данных объектов. В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу собственников в многоквартирном доме относится, в частности, земельный участок на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, и иные предназначенные для обслуживании, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, т.е. инженерные сети являются общим имуществом.
В связи с тем, что ТСЖ жилых домов по ул. Галущака, д.1, д.2, д.З, д.4 отказались принять от застройщиков на баланс сети и ЦТП, хотя они и являются общим имуществом собственников в многоквартирных домах, в силу ст.36 Жилищного кодекса РФ сети и ЦТП оказались бесхозяйными.
В октябре 2009 года все ТСЖ по ул. Галущака подписали соглашение о передаче в муниципальную собственность тепловых сетей и ЦТП, через которые получают тепловую энергию.
3. Требование ООО "Кантри-плюс" от ТСЖ "Идиллия" возмещения затрат на эксплуатацию ЦТП было обусловлено тем, что у ТСЖ "Идиллия" оформлены прямые договорные отношения с теплоснабжающей организацией, а именно между ОАО "СибирьЭнерго" и ТСЖ "Идиллия" заключено соглашение от 17.12.2009 г. N С-188 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде, в соответствии с пунктом 7.6. которого ТСЖ обязуется возмещать ООО "Кантри-плюс" затраты по подготовке горячей воды на нужды горячего водоснабжения и сетевой воды на нужды отопления объектов ТСЖ. Кроме того, ООО "Новосибирск СтройМастер" обращалось с письмом в ОАО "Новосибирскэнерго" с просьбой разъяснения ситуации о компенсации затрат на обслуживание ЦТП по ул. Галущака, д.1., на что ОАО "Новосибирскэнерго" ответило, что, предвидя возможность и пытаясь оказать содействие в решении вопроса компенсации затрат, энергоснабжающая организация дополнительными условиями о расчетах за тепловую энергию в горячей воде и временных договоров на подачу и потребление тепловой энергии в горячей воде предусмотрела обязательное оформление ТСЖ соглашения по эксплуатации и обслуживанию участков тепловых сетей ООО "Новосибирск СтройМастер" и ООО "Строительный комплекс "СтройМастер" и возмещению ООО "Кантри-плюс" затрат по подготовке горячей воды на нужды горячего водоснабжения и сетевой воды на нужды отопления объектов.
4. ООО "Кантри-плюс" и ТСЖ получены рекомендации от Комитета по энергетике мэрии города Новосибирска о заключении ТСЖ договоров с ООО "Кантри-плюс" на услуги по приготовлению горячей воды и передаче тепловой энергии.
5. После получения 19.05.2011 г. на совещании в Комитете по энергетике Акта обследования состояния оборудования ЦТП и рекомендаций по проведению мероприятий для передачи ЦТП в муниципальную собственность, ООО "Кантри-плюс" создало комиссию в составе проектной организации, независимой организации, застройщиков, подрядчиков, представителя поставщика оборудования Альфалаваль (в ЦТП установлено оборудование Альфалаваль) для детального изучения Акта, обследования технического состояния износа оборудования и выявления необходимости замены, отладки оборудования и внесения изменений в проект по устаревшему оборудованию.
ООО "Кантри-плюс" комиссионно с 01.06.2011 года приступило к устранению замечаний по Акту обследования оборудования ЦТП путем ревизионно-инспекционного обследования проверки работоспособности оборудования, составления ведомостей для закупки необходимого оборудования, обследования технического состояния и наладки оборудования. Все эти меры приняты с целью ускорения передачи ЦТП в муниципальную собственность. Горячая вода отключалась только на период разборки оборудования и подключалась сразу же, как только появлялась техническая возможность.
На основании изложенного ООО "Кантри-плюс" просит производство по делу N 02-01-38-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
На заседании Комиссии, состоявшемся 28.07.2011 г., представитель ООО "Кантри-плюс" "_" признала, что взимание платы за эксплуатацию ЦТП без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области нарушает действующее законодательство.
"_" поддержала представленные письменные пояснения и дополнительно сообщила, что с 2011 г. ООО "Кантри-плюс" не взимало плату за эксплуатацию ЦТП ни с одного хозяйствующего субъекта. "_" также сообщила, что ответчиком в помещении ЦТП производились не ремонтные работы, а работы по обследованию (ревизии) оборудования. Кроме того, представитель ответчика пояснила, что общество в 2009 г. обращалось в Департамент по тарифам Новосибирской области за утверждением тарифа, учитывающего затраты на эксплуатацию ЦТП, однако данный тариф установлен не был. При этом документы, подтверждающие обращение в Департамент по тарифам в 2009 г., у ООО "Кантри-плюс" отсутствуют. В ответ на вопрос Комиссии "_" пояснила, что представители ТСЖ не имеют прямого беспрепятственного доступа в помещение ЦТП.
"_" представила для приобщения в материалам дела N 02-01-38-10-11 копию письма ОАО "Новосибирскэнерго" исх. N ИИО-166/235 от 03.05.2011 г., копию свидетельства о государственной регистрации блок секции дома площадью 1 388,9 кв.м. в г. Новосибирске по ул. Галущака, 1, а также копию экспликации к поэтажному плату здания по ул. Галущака, 1 и копию плана подвала по ул. Галущака, 1. Кроме того, Комиссии была представлена копия постановления Департамента по тарифам Новосибирской области по делу об административном правонарушении от 19.07.2011 г. в отношении ООО "Кантри-плюс".
Изучив материалы дела N 02-01-38-10-11 от 11.07.2011 г., а также объяснения ООО "Кантри-плюс", Комиссия Новосибирского УФАС России отклоняет доводы ответчика по следующим основаниям.
ООО "Кантри-плюс" является законным владельцем тепловых сетей в виде находящегося на балансе общества теплотехнического оборудования ЦТП по ул. Галущака, 1 в г. Новосибирске стоимостью 1 134 098 руб. (по состоянию на 01.06.2011 г.), что подтверждено имеющимися в материалах дела документами: справкой о балансовой принадлежности б/н, б/д, Актом допуска в эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей ЦТП по ул. Галущака, 1 N ОЭН6/034-98/07 от 19.07.2007 г. и Паспортом теплового пункта от 10.07.2007 года.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" собственники или иные законные владельцы тепловых сетей (в том числе ЦТП) не вправе требовать от потребителей возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Довод ООО "Кантри-плюс" о том, что общество не является ни теплоснабжающей организацией, ни теплосетевой организацией, ни исполнителем коммунальных услуг, не отменяет установленные частью 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" запреты, распространяющиеся на ответчика как на лицо, имеющее на балансе оборудование ЦТП (то есть, как на владельца тепловых сетей).
Довод о том, что ООО "Кантри-плюс" не является организацией, эксплуатирующей ЦТП, опровергается имеющимися в материалах дела N 02-01-38-10-11 документами, подтверждающими факт оказания ответчиком услуг по обслуживанию и эксплуатации ЦТП и факт взимания за это денежных средств с различных хозяйствующих субъектов (счета-фактуры, платежные поручения, акты сверки взаиморасчетов по взаимоотношениям с НП ТОЦ "Олимпия", ТСЖ "Чертог" и ГСК "АвтоЦентрСервис").
ООО "Кантри-плюс" указывает, что не является собственником помещения ЦТП и является собственником только части оборудования ЦТП. Данный довод не отменяет законодательно установленной обязанности для ООО "Кантри-плюс" как для владельца части оборудования ЦТП взимать плату за обслуживание и эксплуатацию оборудования ЦТП только по утвержденному тарифу.
Довод ООО "Кантри-плюс" об отсутствии в его собственности тепловых сетей значения для рассмотрения данного дела не имеет, так как дело было возбуждено только в связи с требованием ответчика об оплате расходов на эксплуатацию ЦТП, а не на содержание иных тепловых сетей.
ООО "Кантри-плюс" ссылается на то, что в соответствии с пунктом 7.6 соглашения от 17.12.2009 N С-188 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде между ОАО "СибирьЭнерго" и ТСЖ "Идиллия" ТСЖ обязуется возмещать ООО "Кантри-плюс" затраты по подготовке горячей воды на нужды горячего водоснабжения и сетевой воды на нужды отопления объектов ТСЖ. Данный довод ответчика Комиссией отклоняется ввиду того, что дополнительным соглашением от 15.06.2011 г. к соглашению N С-188 от 17.12.2009 г. пункт 7.6 исключен из данного соглашения с 01.06.2011 года.
Ссылка ООО "Кантри-плюс" на рекомендации, полученные от Комитета по энергетике мэрии города Новосибирска о заключении ТСЖ договоров с ООО "Кантри-плюс" на услуги по приготовлению горячей воды и передаче тепловой энергии, не принимается, так как данные рекомендации не являются законодательным актом, обязательным для исполнения, и, ввиду их противоречия действующему законодательству в части ценообразования на услуги по эксплуатации ЦТП, не могут быть основанием для заключения соглашений в редакции ответчика.
ООО "Кантри-плюс" сообщило, что с 01.06.2011 года приступило к устранению замечаний по Акту обследования оборудования ЦТП путем ревизионно-инспекционного обследования проверки работоспособности оборудования, составления ведомостей для закупки необходимого оборудования, обследования технического состояния и наладки оборудования. Горячая вода отключалась только на период разборки оборудования и подключалась сразу же, как, только появлялась техническая возможность. Дату возобновления подачи горячей воды представитель ответчика на заседании Комиссии не указала. Согласно актам, составленным представителями ТСЖ "Чертог", ТСЖ "Два капитана", ТСЖ "Кондор" и ТСЖ "Идиллия", в многоквартирных домах по ул. Галущака 1,2,3,4 горячая вода периодически отключалась с 01.06.2011 г. по 06.07.2011 года.
В соответствии с пунктом 5.2.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176) план (график) текущего и капитального ремонта систем отопления должен включать гидравлические испытания, промывку, пробный пуск и наладочные работы с указанием сроков их выполнения. План (график) должен быть согласован с теплоснабжающей организацией и утвержден органом местного самоуправления.
ООО "Кантри-плюс" сообщило, что отключение горячей воды в домах по ул. Галущака 1,2,3,4 было связано не с ремонтом оборудования ЦТП, а с его осмотром и наладкой. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Таким образом, сроки проведения профилактических и ремонтных работ, связанных с прекращением горячего водоснабжения, должны утверждаться в Комитете по энергетике мэрии города Новосибирска в виде графика проведении планово-профилактических ремонтов.
На основании вышеизложенного Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Законодательством в сфере теплоснабжения (ч. 6 ст. 17 Федерального закона "О теплоснабжении") установлен запрет для владельцев тепловых сетей (и, в том числе, ЦТП) на требование от потребителей возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей (ЦТП) до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.
ООО "Кантри-плюс", являясь законным владельцем тепловых сетей в виде находящегося на балансе общества теплотехнического оборудования ЦТП по ул. Галущака, 1 в г. Новосибирске, в Соглашении от 11.01.2011 г. и письмах в адрес ТСЖ "Идиллия" (исх. N 14 от 25.02.2011 г., исх. N 294 от 10.06.2011 г. и б/н, б/д ) требовало от ТСЖ возмещение затрат на эксплуатацию ЦТП до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, чем нарушило установленный нормативными правовыми актами (часть 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении") порядок ценообразования.
Кроме того, ООО "Кантри-плюс" в 2008 г. - 2010 г. взимало с потребителей, присоединенных к теплотехническому оборудованию общества в ЦТП по ул. Галущака, 1 в г. Новосибирске, платы за передачу тепловой энергии (в части возмещения расходов на обслуживание и эксплуатацию ЦТП) без утверждения соответствующего тарифа на передачу тепловой энергии в органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (Департаменте по тарифам Новосибирской области), чем нарушало установленный нормативными правовыми актами (пп. а) п. 18 ст. 2 и ч. 5 ст. 17 Федерального закона "О теплоснабжении") порядок ценообразования.
ООО "Кантри-плюс" не утвердило в Комитете по энергетике мэрии г. Новосибирска график проведения профилактических работ, связанных с прекращением горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов по ул. Галущака, 1,2,3,4 в г. Новосибирске, а установило его самостоятельно (с 01.06.2011 г. по 15.08.2011 г., т.е. 2,5 месяца), чем нарушило положения действующего законодательства (Федеральный закон "О теплоснабжении", Типовую инструкцию по технической эксплуатации тепловых сетей и систем коммунального хозяйства, Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей в Российской Федерации, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
ООО "Кантри-плюс" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения теплотехнического оборудования ЦТП по ул. Галущака, 1 в г. Новосибирске, следовательно, его действия по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и порядка установления срока проведения связанных с отключением горячей воды работ на ЦТП, ущемляют интересы жителей домов по ул. Галущака, 1,2,3,4, нарушают соответственно пункт 10 части 1 статьи 10 и часть 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
1. Признать ООО "Кантри-плюс" занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах расположения находящегося на балансе общества теплотехнического оборудования ЦТП по ул. Галущака, 1 в г. Новосибирске.
2. Признать ООО "Кантри-плюс" нарушившим:
2.1 Пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования) путем:
2.1.1 Требования от ТСЖ "Идиллия" в Соглашении от 11.01.2011 г. и письмах (исх. N 14 от 25.02.2011 г., исх. N 294 от 10.06.2011 г. и б/н, б/д ) возмещения затрат на эксплуатацию ЦТП до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии в Департаменте по тарифам Новосибирской области, что ущемляет интересы заявителя и запрещено частью 6 статьи 17 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. "О теплоснабжении";
2.1.2 Взимания с потребителей, опосредованно (через тепловые сети ООО "Строительный комплекс "СтройМастер" и ООО "Новосибирск СтройМастер") присоединенных к теплотехническому оборудованию ЦТП ООО "Кантри-плюс", платы за услугу по передаче тепловой энергии (в части платы за услуги по обслуживанию и эксплуатации ЦТП) в 2008 г. - 2010 г. без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской, что ущемляет интересы указанных потребителей и запрещено подпунктом а) пункта 18 статьи 2 и частью 5 статьи 17 ФЗ N 190-ФЗ Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. "О теплоснабжении";
2.2 Часть 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" путем установления срока проведения работ по обследованию и наладке на ЦТП по ул. Галущака, 1 без утверждения его в Комитете по энергетике мэрии г. Новосибирска, что могло ущемить интересы жителей домов по ул. Галущака и нарушает часть 1 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 г. "О теплоснабжении", пункт 6.145 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей и систем коммунального хозяйства, утв. Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285, пункт 6.2.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей в Российской Федерации, утв. Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 г. N 229 (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.06.2003 г. N 4799) и пункт 5.1.5 Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 (зарегистрировано с Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176).
3. Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи ООО "Кантри-плюс" предписания о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
С целью устранения нарушения ООО "Кантри-плюс" не допускать требование от ТСЖ "Идиллия" оплаты расходов на содержание ЦТП до установления соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской области.
4. Предписание в части нарушения, указанного в п. 2.1.2, не выдавать в связи прекращением ООО "Кантри-плюс" с 2011 г. взимания платы за услугу по передаче тепловой энергии без утверждения соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам Новосибирской.
5. Предписание в части нарушения, указанного в п. 2.2, не выдавать в связи с завершением ООО "Кантри-плюс" выполнения работ на ЦТП и возобновлением подачи горячей воды в жилые дома по ул. Галущака, 1,2,3,4 в г. Новосибирске.
4. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель Комиссии ____________ С.Г. Гаврилов
Члены Комиссии: ___________ Н.П. Камнева
____________ А.Е. Бородкина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 02-01-38-10-11
10 августа 2011 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Гаврилов С.Г. - руководитель управления, председатель Комиссии;
Камнева Н.П. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Бородкина А.Е. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 10 августа 2011 года по делу N 02-01-38-10-11 от 11 июля 2011 года о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью "Кантри-плюс" (ИНН 5402147316, 630049, г. Новосибирск, ул. Галущака, 1) пункта 10 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Кантри-плюс" с момента получения данного предписания не допускать нарушающих запрет пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" действий по требованию от ТСЖ "Идиллия" возмещения затрат на эксплуатацию ЦТП без установления соответствующего тарифа в Департаменте по тарифам новосибирской области.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Кантри-плюс" необходимо сообщить в Новосибирское УФАС России об исполнении данного предписания в течение трех рабочих дней со дня его получения.
Председатель Комиссии ____________ С.Г. Гаврилов
Члены Комиссии: ____________ Н.П. Камнева
___________ А.Е. Бородкина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 10 августа 2011 г. N 02-01-38-10-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016