Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 12 августа 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии - ведущий специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы Студенова А.В., специалист-эксперт Самсонов А.Н., специалист 2 разряда Орлова М.И.,
рассмотрев дело N 04-01/35-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения лекарственных средств на внешних сторонах автобусов, в присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО "БОРТ 76" в лице <_> ЗАО "ФП "Оболенское" в лице <_>
УСТАНОВИЛА:
МУП "ПАТП-1" г. Ярославля (150057, г. Ярославль, Московский проспект, д. 112) на заседание Комиссии не явилось, представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. В соответствии с пунктом 30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие МУП "ПАТП-1" г. Ярославля.
На бортах автобусов, принадлежащих МУП "ПАТП-1", с государственными номерами АК 377 76 и АЕ 230 76 (модели ЛиАЗ) размещена реклама следующего содержания:
- "АНАЛЬГИН - УЛЬТРА эффективно устранит головную боль_ Современный обезболивающий препарат_Новые технологии и оболочка_ Разрешен к безрецептурному отпуску, цена ниже зарубежных аналогов_ Предупреждаем о наличии противопоказаний _ Перед применением прочтите инструкцию" - правый борт автобуса;
- "АНАЛЬГИН-УЛЬТРА" - передний и задний борта автобусов.
Кроме того, на задних и боковых бортах имеются изображения упаковок с таблетками с надписью: "АНАЛЬГИН-УЛЬТРА_". По данному факту составлен акт проверки от 03.05.2011 г. с приложением фотофиксации на 2 листах.
Реклама лекарственного средства "Анальгин-Ультра", размещенная на передних и задних бортах автобусов, не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", так как отсутствует сопровождение предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
Реклама лекарственного средства "Анальгин-Ультра", размещенная на левых боковых бортах автобусов, не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", так как площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов составляет менее чем 5 процентов рекламного пространства.
ЗАО "ФП "Оболенское" не согласилось с вменяемым правонарушением. На заседании Комиссии представитель пояснил следующее.
С учетом особенностей рассматриваемого рекламного носителя (автобус) законом не определено, что в данном случае считать рекламной площадью. Таким образом, рассчитать пять процентов площади рекламного пространства, отведенного законодательством для предупреждающей надписи, не представляется возможным. Согласованные макеты были выполнены в полном соответствии с ФЗ "О рекламе". ООО "БОРТ 76" принял макет рекламы без замечаний, ответственность за соответствие рекламного изображения нормам действующего законодательства о рекламе лежит на Исполнителе. В настоящее время в рекламу внесены исправления, начиная с 08 августа 2011 г. замечания Управления ФАС по Ярославской области устранены.
ООО "БОРТ 76" также не согласилось с вменяемым правонарушением. На заседании Комиссии представитель пояснил следующее.
Расчет площади предупреждения был проконтролирован и сверен. Расчет проводился из суммарной площади размещаемого рекламного макета - 13,72 кв.м, при этом площадь предупреждения составила 0,69 кв.м. На переднем и заднем бортах предупреждающих надписей не было предусмотрено в связи с особенностью рекламоносителя. Транспорт не является стационарной рекламной конструкцией и всегда существует возможность одновременного наблюдения торцевой и одной из боковых поверхностей. Также автобус является единым рекламоносителем, не разделенным на отдельные поверхности. В настоящее время на автобусах размещены дополнительные предупреждающие надписи.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная на бортах автобусов, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к лекарственному средству "Анальгин-Ультра", следовательно, является рекламой.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является лекарственное средство "Анальгин-Ультра".
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Данное предупреждение должно составлять не менее пяти процентов рекламной площади.
В рекламе лекарственного средства "Анальгин-Ультра", размещенной на левых бортах указанных автобусов, предупреждение о наличии противопоказаний к применению и необходимости ознакомления с инструкцией по применению составляет менее 5 процентов (2,2 процента). При измерении площади рекламного пространства учитывалась площадь нанесения рекламы на всей поверхности одного борта автобуса без учета окон.
В рекламе лекарственного средства "Анальгин-Ультра", размещенной на передних и задних бортах указанных автобусов, предупреждение о наличии противопоказаний к применению и необходимости ознакомления с инструкцией по применению полностью отсутствует. Доводы ООО "БОРТ 76" о том, что площадь рекламного пространства и площадь предупреждения необходимо измерять с учетом всех бортов в совокупности, Комиссией отклонены по следующим основаниям.
В связи с особенностью рекламного носителя - транспортного средства, рекламная информация может восприниматься потребителем с любой стороны автобуса, в том числе восприятие рекламы возможно и исключительно с одной стороны. Кроме того, каждый борт автобуса может иметь самостоятельное значение в качестве носителя рекламы. В данном случае рекламная информация может восприниматься с каждой стороны автобуса самостоятельно в зависимости от местоположения потребителя рекламы.
Таким образом, реклама лекарственного средства "Анальгин-Ультра" размещена на бортах указанных автобусов без соблюдения требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", а именно в отсутствие сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, а также с площадью такого предупреждения менее чем 5 процентов рекламного пространства.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель- лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с договором N102-1011 на размещение рекламы на бортах транспортных средств от 17.11.2010 г., приложением- спецификацией N1 от 22.12.2010 г., платежным поручением N468 от 03.03.2011 г. рекламодателем и рассматриваемой рекламы является ЗАО "Фармацевтическое предприятие "Оболенское".
В соответствии с договором N24 о предоставлении права на размещение информации на внешних поверхностях бортов по периметру транспортного средства (автобуса) от 16.09.2009 г., дополнительным соглашением к от 06.08.2010 г., приложением N99 от 05.03.2011 г., актом на оказание услуг от 30.04.2011 г., актом на оказание услуг от 31.03.2011 г. рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МУП "ПАТП-1" г. Ярославля.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу лекарственного средства "Анальгин-Ультра", размещенную на бортах автобусов, принадлежащих МУП "ПАТП-1", с государственными номерами АК 377 76 и АЕ 230 76 (модели ЛиАЗ), поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе";
2. Не выдавать МУП "ПАТП-1" г. Ярославля, ООО "БОРТ 76", ЗАО "ФП "Оболенское" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "22" августа 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.А. Балабаев
Члены Комиссии: А.В. Студенова
А.Н. Самсонов
М.И. Орлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 12 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016