Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 16 августа 2011 г. N 26-11
Резолютивная часть решения оглашена 03 августа 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 августа 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель |
- |
Алешин К.Н. |
Руководитель Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Шахов А.Ю. |
Главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Князева О.А. |
Ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти |
Член комиссии |
- |
Касаткин В.В. |
Специалист - эксперт отдела контроля органов власти |
рассмотрев дело N 26-11 по признакам нарушения
Мэрией города Архангельска (163000, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 5) ООО "АТП-4" (г. Архангельск, ул. Павла Усова, д. 12, каб. 9) |
(наименование организации (органа) (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя) и адрес ответчика (ов) по делу) |
статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В ходе осуществления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России) контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при заключении договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров на территории муниципального образования "Город Архангельск" установлено следующее.
В июле 2010 года Мэрия г. Архангельска провела конкурс на право заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров автобусами общего пользования. В числе прочих на конкурс выставлялся маршрут N 9 "МР вокзал - пр. Троицкий - п. Экономия" с установленным требованием - до 10 автобусов не ниже малого класса, а также маршрут N 75 "ул. Урицкого - пр. Троицкий - ул. Гагарина - пр. Обводный канал" (большой кольцевой), "ул. Урицкого - пр. Троицкий - ул. Гагарина - пр. Ломоносова" (малый кольцевой) с установленным требованием - до 19 автобусов не ниже малого класса.
Победителем конкурса по указанным маршрутам стало ООО "АТП-4", набравшее наибольшее количество балов благодаря обязательству обслуживать вышеназванные маршруты, в том числе автобусами большого и особо большого класса.
Вместе с тем, как следует из заключенных с ООО "АТП-4" договоров, Мэрия г. Архангельска освободила общество от обязанности осуществлять пассажирские перевозки на маршрутах N 9 и N 75 автобусами большого и особо большого класса, что противоречит итогам конкурса, а также опровергает преимущество ООО "АТП-4" перед иными конкурсантами.
Одновременно было установлено, что ООО "АТП-4" не соблюдает условий конкурсных предложений в части необходимости работы на маршрутах N 9 и N 75 исключительно теми автобусами (количество и класс), которые были указаны в конкурсной заявке.
Учитывая изложенное, Приказом Архангельского УФАС России от 25.05.2011 N 109 в отношении Мэрии г. Архангельска и ООО "АТП-4" было возбуждено дело N 26-11 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая устанавливает запрет на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Определением Архангельского УФАС России от 25.05.2011 рассмотрение дела N 26-11 было назначено на 22.06.2011.
В последующем в связи необходимостью получения дополнительных информации и материалов Определениями от 22.06.2011, от 07.07.2011 принимались решения об отложении данного дела.
03 августа 2011 года дело N 26-11 рассмотрено по существу в присутствии Ялуниной Н.Ю. (представитель Мэрии г. Архангельска по доверенности), Ивановой О.А. (представитель ООО "АТП-4" по доверенности).
Мэрия г. Архангельска и ООО "АТП-4" не согласились с вменяемым правонарушением, указав на неверное применение антимонопольным органом норм материального права. В частности, поводом для возбуждения дела явились действия, осуществляемые в ходе возникновения обязательств между сторонами по договору. Указанные отношения между Мэрией г. Архангельска и ООО "АТП-4" не являются предметом антимонопольного контроля и регулируются гражданским законодательством. Рассматриваемые действия Мэрии г. Архангельска и ООО "АТП-4" не повлекли каких-либо негативных последствий на рынке пассажирских перевозок, антимонопольный орган не обосновал каким образом данные действия привели к ограничению конкуренции.
Рассмотрев пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы и документы, Комиссией установлено следующее.
26 мая 1999 года Архангельским областным Собранием депутатов принят Закон N 50-4-ОЗ "О порядке обслуживания перевозчиками автобусных маршрутов общего пользования в Архангельской области".
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 данного Областного закона, утверждение автобусных маршрутов общего пользования (паспортов и схем маршрутов, расписаний движения) производится нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого проходит маршрут, согласно комплексной транспортной схеме. Включение перевозчиков в конкретный маршрут производится органами местного самоуправления на конкурсной основе.
При указанных обстоятельствах границы каждого маршрута, в том числе N 9 и N 75, образуют отдельный локальный рынок, доступ на который ограничен и возможен только через проведение процедуры торгов, целью которых является обеспечение равных конкурентных условий для всех потенциальных участников, которые желают участвовать в борьбе за право оказывать услуги на этом рынке.
В настоящее время на территории МО "Город Архангельск" действует Положение "О проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров в г. Архангельске автобусами общего пользования" (далее - Положение), утвержденное решением Архангельского городского Совета депутатов от 27.05.2003 N 172.
Руководствуясь данным Положением, в июле 2010 года Мэрия г. Архангельска провела открытый конкурс, на котором, в числе прочих, были выставлены лоты, предусматривающие осуществление пассажирских перевозок на маршрутах N 9 "МР вокзал - пр. Троицкий - п. Экономия" и N 75 "ул. Урицкого - пр. Троицкий - ул. Гагарина - пр. Обводный канал" (большой кольцевой), "ул. Урицкого - пр. Троицкий - ул. Гагарина - пр. Ломоносова" (малый кольцевой).
В соответствии c Протоколом конкурса N 4 от 06.07.2010, количество баллов, набранных претендентами, определилось согласно представленным таблицам.
По маршруту N 9 "МР вокзал - пр. Троицкий - п. Экономия":
N п/п |
Конкурсанты |
Показатели |
||||||||
1.1. Класс автобуса особо большой (+ 40 баллов) |
1.2. Класс автобуса большой (+ 30 баллов) |
1.3. Класс автобуса средний (+ 20 баллов) |
1.4. Класс автобуса малый (+ 10 баллов) |
2. Обязательства полностью обслуживать маршрут (+ 60 баллов) |
3. Отсутствие замечаний от УГАДН по АО и НАО и органа сертификации (+ 10 баллов) |
4. Наличие сертификата на услуги пассажирского транспорта (+ 20 баллов) |
5. Работа по обеспечению надежности водителей в соответствии с Приказом N 2 (+ 20 баллов) |
Итого набранных баллов |
||
Автобусный маршрут N 9 | ||||||||||
( 10 автобусов не ниже малого класса) | ||||||||||
1 |
ООО "АТП-4" |
280 |
60 |
0 |
10 |
60 |
10 |
20 |
0 |
440 |
2 |
OOO "Архангельский автобус" |
0 |
90 |
140 |
0 |
60 |
10 |
20 |
0 |
320 |
3 |
ООО "Автоколонна N 3" |
0 |
180 |
0 |
40 |
60 |
10 |
20 |
0 |
310 |
4 |
МУП "АПАП-1" |
0 |
300 |
0 |
0 |
60 |
10 |
20 |
0 |
390 |
По маршруту N 75 "МР вокзал - пр. Троицкий - п. Экономия":
N п/п |
Конкурсанты |
Показатели |
||||||||
1.1. Класс автобуса особо большой (+ 40 баллов) |
1.2. Класс автобуса большой (+ 30 баллов) |
1.3. Класс автобуса средний (+ 20 баллов) |
1.4. Класс автобуса малый (+ 10 баллов) |
2. Обязательства полностью обслуживать маршрут (+ 60 баллов) |
3. Отсутствие замечаний от УГАДН по АО и НАО и органа сертификации (+ 10 баллов) |
4. Наличие сертификата на услуги пассажирского транспорта (+ 20 баллов) |
5. Работа по обеспечению надежности водителей в соответствии с Приказом N 2 (+ 20 баллов) |
Итого набранных баллов |
||
Автобусный маршрут N 75 | ||||||||||
( 19 автобусов не ниже малого класса) | ||||||||||
1 |
ООО "АТП-4" |
280 |
360 |
0 |
0 |
60 |
10 |
20 |
0 |
730 |
2 |
ООО "Автоколонна N 3" |
0 |
0 |
0 |
190 |
60 |
10 |
20 |
0 |
280 |
Таким образом, победителем конкурса по маршрутам N 9 и N 75 было признано ООО "АТП-4", набравшее наибольшее количество баллов за счет критерия "класс автобуса" - большой и особо большой.
При этом, в подтверждение соответствующих имущественных прав на автобусы большого и особо большого класса к заявкам ООО "АТП-4" был приложен договор аренды транспортных средств от 01.06.2010, заключенный с ОАО "Автоколонна 1118" (осуществляет деятельность в г. Мурманске), по которому данные автобусы передавались ООО "АТП-4" во временное владение и пользование сроком до 31 декабря 2010 года.
Однако дополнительным соглашением от 30.06.2010 между ОАО "Автоколонна 1118" и ООО "АТП-4" данный договор расторгнут с 01.07.2010.
В письме от 28.03.2011 N 781 ОАО "Автоколонна 1118" пояснило: фактически транспортные средства ООО "АТП-4" не передавались и г. Мурманск не покидали, поскольку представители арендатора не забрали арендованную технику, что в итоге и явилось причиной расторжения договора от 01.06.2010.
Учитывая изложенное, на момент проведения конкурса (06 июля 2010 года) ООО "АТП-4" не имело автобусов большого и особо большого класса, которые были заявлены на конкурс.
Кроме того, в ходе анализа документации по конкурсу было установлено, что в соответствии с пунктом 5 протокола N 4 конкурса на право заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров в городе Архангельске автобусами общего пользования, решено:
- указать в договоре на необходимость работы на маршруте исключительно теми автобусами (количество и класс), которые были указаны в конкурсной заявке.
Вместе с тем, в нарушение данного решения, Мэрия г. Архангельска и ООО "АТП-4" заключили договоры от 01.08.2010 N 380/1, N 380/4, N 380/5, N 380/7, N 380/9, N 380/10, N 382/1, N 382/2, N 382/3, N 382/4, N 382/5, N 382/6, N 382/7, N 382/8, N 382/9, N 382/10, N 382/11, N 382/12, N 382/13, N 382/14, N 382/15, N 382/16, N 382/17, N 382/18, N 382/19, по которым общество имеет право оказывать услуги по перевозке пассажиров на маршрутах N 9 и N 75 автобусами не ниже малого класса, т.е. стороны договорились о возможности осуществления перевозок на таких условиях, при которых победителем по конкурсу могло быть не ООО "АТП-4", а иное лицо.
Для установления фактических обстоятельств обслуживания ООО "АТП-4" маршрутов N 9 и N 75, Архангельским УФАС России был сделан соответствующий запрос в МУП "Архангельское предприятие пассажирских перевозок" (регулярно отмечает рейсы на городских маршрутах посредством автоматизированной системы контроля).
Согласно данным МУП "Архангельское предприятие пассажирских перевозок", начиная с 01 августа 2010 года, ООО "АТП-4" на маршруте N 9 не осуществляло перевозки автобусами особо большого класса, а на маршруте N 75 осуществляло перевозки исключительно автобусами малого класса марки "ПАЗ".
Таким образом, сложилась ситуация, когда конкурсант, набравший наибольшее количество баллов по сравнению с другими претендентами, благодаря критерию "класс автотранспортного средства, которое должно выполнять перевозки по маршруту", с разрешения Мэрии г. Архангельска, о чем свидетельствуют вышеуказанные договоры, осуществлял перевозки иными автобусами другого класса, что противоречит смыслу и целям проведения конкурса в принципе, а также опровергает преимущество победителя перед иными конкурсантами.
Учитывая, что границы каждого маршрута, в том числе N 9 и N 75, образуют отдельный локальный рынок, доступ на который ограничен и возможен только через проведение процедуры торгов, данные действия Мэрии г. Архангельска и ООО "АТП-4" привели к ограничению конкуренции, поскольку на вышеназванных условиях услуги пассажирских перевозок на маршруте N 9 и N 75 могли осуществлять иные конкурсанты.
Указанное свидетельствует о нарушении Мэрией г. Архангельска и ООО "АТП-4" требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая устанавливает запрет на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На момент проведения заседания Комиссии Архангельского УФАС России по делу N 26-11 срок действия договоров на обслуживание маршрутов N 9 и N 75, заключенных между Мэрией г. Архангельска и ООО "АТП-4" от 01.08.2010 N 380/1, N 380/4, N 380/5, N 380/7, N 380/9, N 380/10, N 382/1, N 382/2, N 382/3, N 382/4, N 382/5, N 382/6, N 382/7, N 382/8, N 382/9, N 382/10, N 382/11, N 382/12, N 382/13, N 382/14, N 382/15, N 382/16, N 382/17, N 382/18, N 382/19, истек.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Областного закона от 26.05.1999 N 50-4-ОЗ "О порядке обслуживания перевозчиками автобусных маршрутов общего пользования в Архангельской области" на органы местного самоуправления возложена обязанность по проведению конкурсов по отбору перевозчиков для работы на автобусных маршрутах общего пользования.
Вместе с тем, торги на право заключения договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров на маршрутах N 9 и N 75 Мэрией г. Архангельска до настоящего времени не проведены.
Согласно решению Мэрии г. Архангельска ООО "АТП-4" продолжает обслуживать указанные маршруты без конкурсных процедур, которые прямо предусмотрены действующим законодательством.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" со стороны Мэрии г. Архангельска и ООО "АТП-4", выразившееся в предоставлении Мэрией г. Архангельска возможности для ООО "АТП-4" в нарушение условий открытого конкурса осуществлять пассажирские перевозки на маршрутах N 9 и N 75 автобусами малого класса и в фактической замене обществом автобусов особо большого класса на автобусы малого класса.
2. Выдать Мэрии г. Архангельска и ООО "АТП-4" предписание об устранении выявленных нарушений путем прекращения согласованных действий на локальных рынках пассажирских перевозок в г. Архангельске по маршрутам N 9 и N 75.
3. Мэрии г. Архангельска надлежит провести конкурсы на право заключения договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров в городе Архангельске автобусами общего пользования по маршрутам N 9 и N 75.
4. Установить срок исполнения предписания до 01 ноября 2011 года. Срок представления информации об исполнении предписания до 03 ноября 2011 года.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
ПРЕДПИСАНИЕ
"03" августа 2011 года г. Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель |
- |
Алешин К.Н. |
Руководитель Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Шахов А.Ю. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Князева О.А. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Касаткин В.В. |
Специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N 26-11 о нарушении Мэрией г. Архангельска (г. Архангельск, пл. Ленина, д. 5) и ООО "АТП-4" (г. Архангельск, ул. Павла Усова, д. 12, каб. 9) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Мэрии г. Архангельска (г. Архангельск, пл. Ленина, д. 5) и ООО "АТП-4" (г. Архангельск, ул. Павла Усова, д. 12, каб. 9) в срок до 01.11.2011 прекратить нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: прекратить согласованные действия на локальных рынках пассажирских перевозок в г. Архангельске по маршрутам N 9 и N 75, которые выразились в предоставлении Мэрией г. Архангельска возможности для ООО "АТП-4" в нарушение условий открытого конкурса осуществлять пассажирские перевозки на маршрутах N 9 и N 75 автобусами малого класса и в фактической замене обществом автобусов особо большого класса на автобусы малого класса.
Мэрии г. Архангельска в срок до 01.11.2011 провести торги на право заключения договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров в г. Архангельске автобусами общего пользования по маршрутам N 9 и N 75.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 03.11.2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 16 августа 2011 г. N 26-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016