Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 15 августа 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Никитин С.И. - председатель Комиссии, руководитель управления; Силичев М.В. -член комиссии, заместитель начальника отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции, Долидович Е.Е. - член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N74 по признакам нарушения ООО "Социальная аптека" законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5,пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии директора ООО "Социальная аптека" <***> установила:
В ходе осуществления государственного контроля за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов выявлены нарушения законодательства о рекламе.
В адрес Ставропольского УФАС России поступило заявление гражданина <***> о распространении ООО "Социальная аптека" в региональном эфире общероссийского радиоканала "Радио Россия" рекламы, сообщающей о предоставлении льгот и скидок в социальных аптеках.
В ходе проверки фактов, изложенных в заявлении, Ставропольским УФАС России были выявлены признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.
В городе Ставрополе, в период с 03 мая по 22 мая 2011 года, в региональном эфире общероссийского радиоканала "Радио России", распространялась реклама ООО "Социальная аптека" следующего содержания: "Впервые в Ставрополе открыты "Социальные аптеки низких цен"! Наши цены в скидках не нуждаются! Приходите и получите свое право на льготы! Вас ждут на улицах Мира, 280/5 (угол Мира и Октябрьской революции) и Серова, 468-А (в 204-м квартале). Телефон для справок: 23-32-91, повторяем 23-32-91".
Представленная ООО "Социальная аптека" выписка из приказа "О предоставлении скидок" содержит следующие условия:
"Провести с "01" мая 2011 года по "31" мая 2011 года в Аптеках ГЛФ N1, N2 ООО "Социальная аптека" акцию "Постоянный покупатель".
На период проведения акции покупателю, предъявившему 3 чека за покупки, совершенные в любой из аптек ООО "Социальная аптека", предоставить скидку в размере 10% на покупки по четвертому чеку на товар, находящийся в розничной реализации (кроме детского питания) следующим категориям населения:
- попадающим под действие ФЗ "О ветеранах";
- попадающим под действие ФЗ "О социальной защите инвалидов";
- пенсионерам".
Данные условия, являясь существенными, в данной рекламе отсутствовали.
В данной рекламе отсутствовала информация о том, какая категория населения подпадала на получение льгот, указанных в рекламе, поскольку право на получение льгот имеют не только пенсионеры, инвалиды и ветераны ВОВ, но и граждане, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЗС, ветераны боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и т.д.
Кроме того, в соответствии с выпиской из приказа "О предоставлении скидок", после того, как потребитель предъявит 3 чека за покупки, совершенные в любой из аптек ООО "Социальная аптека", то ему предоставляется скидка в размере 10% на покупки по четвертому чеку. А так как данная информация являлась существенной и в рекламе отсутствовала, то она вводила потребителей рекламы в заблуждение относительно того, кому предоставляются льготы и на каких основаниях.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Используемая в рекламе фраза "Впервые в Ставрополе открыты "Социальные аптеки низких цен!", является недостоверной, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара.
Само юридическое наименование общества вводило в заблуждение потребителей. Так в городе Ставрополе имеется Муниципальное унитарное предприятие "Социальная аптека" и министерством здравоохранения Ставропольского края утвержден перечень аптечных предприятий, которые обслуживают граждан имеющих право на льготы, предусмотренные законодательством. И в данный перечень ООО "Социальная аптека" не входит.
Используя в рекламе словосочетание "Социальная аптека" общество вводит потребителей в заблуждение в части оказания населению социальных услуг.
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) рекламы лицо.
Также в своей рекламе, Общество утверждало, что цены в их аптеке самые низкие. Ставропольским УФАС России был проведен тщательный анализ цен в аптечных учреждениях г. Ставрополя. Данный анализ показал, что ООО "Социальная аптека" и здесь предоставила не соответствующую действительности информацию.
Вышеуказанная реклама была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания именно к услугам, предлагаемым ООО "Социальная аптека".
Следует учитывать, что реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к услугам, поддерживает заинтересованность в них. Основной ее целью является продвижение товара (услуги) на рынке. Сообщение в рекламе недостоверных сведений ставит рекламодателя в более выгодное положение и дает необоснованные преимущества перед конкурентами, действующими на том же рынке и соблюдающими требования закона.
Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений может создать у потребителя неверное представление относительно рекламируемого товара.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" не допускается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5, пунктом 20 части 3 статьи 5 и частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
Согласно информации, предоставленной Филиалом ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Ставрополье" на запрос Ставропольского УФАС России, данная реклама была размещена на основании договора N117 об оказании рекламно-информационных услуг от 29 апреля 2011 г., заключенного между ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" в лице филиала ВГТРК "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Ставрополье" с одной стороны и ООО "Социальная аптека" с другой стороны.
Рекламодателем указанной рекламной продукции является ООО "Социальная аптека".
С доводами Ставропольского УФАС России представитель ООО "Социальная аптека" согласился и полностью признал факт нарушения рекламного законодательства.
Таким образом, ООО "Социальная аптека" допущены нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении недостоверной рекламы социальной аптеки в региональном эфире общероссийского радиоканала "Радио России", в которой содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара ("Впервые в Ставрополе открыты "Социальные аптеки низких цен!"); а также в рекламе отсутствует часть существенной информации, относительно того, кому предоставляются льготы и на каких основаниях, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы; кроме того, в данной рекламе содержатся сведения не соответствующие действительности о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами (самые низкие цены), реализуемыми другими продавцами.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Социальная аптека", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Социальная аптека" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 22.08.11. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016