Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 18 августа 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Никитин С.И. - председатель Комиссии, руководитель управления; Силичев М.В. - член комиссии, заместитель начальника отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции, Долидович Е.Е.- член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N82 по признакам нарушения ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения статьи 16 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии доверенных представителей ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" <***> (доверенность N16 от 17.08.11) и <***> (доверенность N17 от 17.08.11) установила:
В ходе осуществления государственного контроля за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов выявлены нарушения законодательства о рекламе.
В газете "Ставропольский бизнес" N23/830 распространялась статья рекламного характера. В данной статье корреспондент газеты беседует с кандидатом медицинских наук, врачом КЛД медицинского цента "ИНВИТРО" в г. Ставрополе.
В данной статье предлагается проведение центром "ИНВИТРО" лабораторных исследований, включая гормональные исследования, биохимию, микробиологию, иммунологию, цитологию, генетику, ПЦР-диагностику, инфекции онкомаркеры, аллергены, клинические и биохимические анализы крови, генетические исследования (в том числе на определение родства: отцовства и материнства).
В рекламном объявлении медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалиста.
Кроме того, в статье говорится о том, что "ИНВИТРО" - единственная в России лаборатория, качество исследований которой подтверждено не только российскими специалистами, но и сертификатами трех международных систем внешней оценки качества Labquality(Финляндия), SEKK(Чехия), OQUASTA (Австрия).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" не допускается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Согласно ответу ООО "Агентство "Кавказинтрерпресс" вх. N8062 от 30.06.11 вышеуказанная статья не является рекламной, так как в ней не содержится адрес, телефон, время работы и стоимость услуг.
Не указание в рекламе адреса, телефона, времени работы и стоимости услуг не подтверждает, что данная статья не является рекламной.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования может быть товар (работа, услуга), средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Вышеуказанная реклама была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания именно к услугам, предлагаемым лабораторией "ИНВИТРО".
Таким образом, статья, распространенная в газете "Ставропольский бизнес" NN23/830 является рекламной.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы"
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьёй 16 и частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель.
В соответствии с частью 8 статьи 38 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
На рассмотрении дела, представители ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" по факту нарушения законодательства пояснили следующее: данная статья не является рекламной, так как в ней отсутствует призыв, воспользоваться услугами центра. В данной статье рассказывается о новинках в области медицины, о новых медицинских центрах Ставрополя.
С доводами заявителя нельзя согласиться.
Вышеуказанная реклама была адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания именно к услугам, предлагаемым медицинским центром "ИНВИТРО".
На рынке Ставропольского края присутствует определенное количество хозяйствующих субъектов, также предлагающих аналогичные услуги по проведению лабораторных исследований.
Использование в рекламе словосочетания "ИНВИТРО" - единственная в России лаборатория, качество исследований которой подтверждено не только российскими специалистами, но и сертификатами трех международных систем внешней оценки качества Labquality(Финляндия), SEKK(Чехия), OQUASTA (Австрия)" создаёт неверное представление о том, что только лаборатория "ИНВИТРО" единственная в России оказывает качественные услуги по проведению лабораторный исследований.
Следует учитывать, что реклама имеет побудительный характер, то есть стимулирует интерес потребителей к услугам, поддерживает заинтересованность в них. Основной ее целью является продвижение товара (услуги) на рынке. Сообщение в рекламе недостоверных сведений ставит рекламодателя в более выгодное положение и дает необоснованные преимущества перед конкурентами, действующими на том же рынке и соблюдающими требования закона.
Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений может создать у потребителя неверное представление относительно рекламируемой услуги.
Документальное подтверждение указанного в рекламе утверждения, что "ИНВИТРО" - единственная в России лаборатория, качество исследований которой подтверждено не только российскими специалистами, но и сертификатами трех международных систем внешней оценки качества Labquality(Финляндия), SEKK(Чехия), OQUASTA (Австрия)" не представлено.
Таким образом, в рекламе медицинского центра "ИНВИТРО", распространенной ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" допущены нарушения части 7 статьи 24, пункта 1 части 3 статьи 5 и статьи 16 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" выразившиеся в распространении рекламы, медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалиста, содержащей сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими продавцами и без сопровождения пометкой "Реклама".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинского центра "ИНВИТРО", распространеную ООО "Агентство "Кавказинтерпресс", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, статьи 16 и части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Агентство "Кавказинтерпресс" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 19.08.11. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016