Резолютивная часть решения оглашена "11" августа 2011 г. В полном объеме решение изготовлено "18" августа 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Кухарской Н.Е. - руководителя управления;
Членов Комиссии: Давыдовой А.М. - начальника отдела ТЭК;
Ланцман Л.И. - начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;
Залендинова Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК;
Горбачева А.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;
в присутствии:
- <_> - директора ООО "Калтанская строительная компания";
- <_> - представителя ООО "Калтанская строительная компания" (по доверенности);
- <_> - представителя ООО "Гортеплоэнерго" (по доверенности),
рассмотрев дело N 39/А-10-2011, возбужденное по признакам нарушения ООО "Гортеплоэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Кемеровским УФАС России по результатам рассмотрения заявления ООО "Калтанская строительная компания" о наличии в действиях ООО "Гортеплоэнерго" нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении ООО "Гортеплоэнерго" договора на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде с ООО "Калтанская строительная компания" без включения существенных условий договора, касающихся качества подаваемой энергии, приказом от 26.05.2011 г. N 156 возбуждено дело N 39/А-10-2011 по признакам нарушения ООО "Гортеплоэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 27.05.2011 г. (исх. N 03/4511) рассмотрение дела N 39/А-10-2011 назначено на 23.06.2011 г.
Письмом от 10.06.2011 г. (исх. N 03/4946) рассмотрение дела N 39/А-10-2011 было перенесено на 28.06.2011 г.
28.06.2011 г. на заседании комиссии, представитель ООО "Гортеплоэнерго" заявил, что в настоящее время между ООО "Калтанская строительная компания" и ООО "Гортеплоэнерго" заключен новый договор на теплоснабжение N 223 от 03.05.2011 г. с приложением температурного графика работы котельных с открытой системой теплоснабжения ООО "Гортеплоэнерго" на 2011 г.
28.06.2011 г. Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела N 39/А-10-2011 необходимо истребование дополнительных доказательств.
Определением об отложении (исх. N 03/5467 от 29.06.2011 г.) дело N 39/А-10-2011 было назначено к рассмотрению на 28.07.2011 г.
Письмом от 26.07.2011 г. (исх. N 03/6333) рассмотрение дела N 39/А-10-2011 было перенесено на 11.08.2011 г.
На заседании Комиссии, директор ООО "Калтанская строительная компания" сообщил, что при заключении с ООО "Гортеплоэнерго" договора на теплоснабжение N 223 от 03.05.2011 г. последним были учтены все замечания ООО "Калтанская строительная компания" и данный договор был заключен без протокола разногласий.
В свою очередь, представитель ООО "Гортеплоэнерго" пояснил, что новый договор на теплоснабжение N 223 от 03.05.2011 г. был заключен с ООО "Калтанская строительная компания" в связи с тем что, 31.12.2010 г. истек срок действия договора на теплоснабжение N 223 от 01.11.2010 г.
11.08.2011 г. изучив материалы дела N 39/А-10-2011, заслушав директора ООО "Калтанская строительная компания" и представителя ООО "Гортеплоэнерго" Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Между ООО "Гортеплоэнерго" и ООО "Калтанская строительная компания" был заключен договор на теплоснабжение N 223 от 01.11.2010 г.
ООО "Калтанская строительная компания" приобретает тепловую энергию в горячей воде у ООО "Гортеплоэнерго" для предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с пунктом 2.2. вышеуказанного договора ООО "Гортеплоэнерго" обязуется обеспечить качество подаваемой энергии, соответствующей требованиям государственного стандарта и иных обязательных правил.
Также в пункте 2.11. договора на теплоснабжение N 223 от 01.11.2010 г. указано, что к данному договору прилагается утвержденный температурный график.
При рассмотрении договора на теплоснабжение N 223 от 01.11.2010 г. было установлено, что утвержденный температурный график отсутствует в приложениях к данному договору.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила N 307) определено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил N 307 коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон. В соответствии со статьей 426, пунктом 4 статьи 539, статьи 548 ГК РФ приобретение исполнителем у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами осуществляется на основании публичного договора энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Согласно статье 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии с п. 2.3.4 Типовой инструкции по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей), утвержденной РАО "ЕЭС России" 06.07.1998, организация, эксплуатирующая тепловые сети, обязана поддерживать температуру сетевой воды в подающем трубопроводе на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком.
В договоре N 223 от 01.11.2010 г., заключенном между ООО "Гортеплоэнерго" и ООО "Калтанская строительная компания" отсутствует условие, касающееся качества подаваемой энергии (температурный график), что является существенным условием для данного договора (статья 432 ГК РФ). В результате чего ущемляются интересы ООО "Калтанская строительная компания", которое, являясь исполнителем коммунальных услуг гражданам, обязано поставлять конечным потребителям тепловую энергию надлежащего качества (определенного в Правилах N 307, в том числе температура горячей воды должна быть не ниже 40 градусов).
Региональной энергетической комиссией Кемеровской области постановлением от 30.11.2010 г. N 246 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, реализуемую ООО "Гортеплоэнерго" (г. Осинники) на потребительском рынке" был утвержден тариф на тепловую энергию, который включает в себя затраты на производство и передачу тепловой энергии.
Услуги по передаче тепловой энергии, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ООО "Гортеплоэнерго", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой тепловыми сетями ООО "Гортеплоэнерго".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального Закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц.
Действия ООО "Гортеплоэнерго", выразившиеся в невключении в публичный договор (N 223 от 01.11.2010 г.), заключенный с ООО "Калтанская строительная компания" условия, касающегося качества горячей воды (температурного графика), вступают в противоречия с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На момент рассмотрения дела N 39/А-10-2011 по существу было установлено, что договор на теплоснабжение N 223 от 01.11.2010 г. прекратил свое действие 31.12.2010 г. и в настоящее время между ООО "Калтанская строительная компания" и ООО "Гортеплоэнерго" заключен новый договор на теплоснабжение N 223 от 03.05.2011 г. с приложение температурного графика работы котельных с открытой системой теплоснабжения ООО "Гортеплоэнерго" на 2011 г.
Кроме того, договор на теплоснабжение N 223 от 03.05.2011 г. также утратил силу, поскольку ООО "Гортеплоэнерго" 30.06.2011 г. дополнительным соглашением расторгло с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Осинниковского городского округа договор аренды муниципального имущества N 1-ОК от 27.08.2010 г.
В число имущества арендованного ООО "Гортеплоэнерго" по договору аренды муниципального имущества N 1-ОК от 27.08.2010 г. входили объекты, через которые осуществлялось теплоснабжение, в том числе ООО "Калтанская строительная компания", в связи, с чем в настоящее время ООО "Гортеплоэнерго" не является теплоснабжающей организацией для ООО "Калтанская строительная компания".
Таким образом, ООО "Гортеплоэнерго" в добровольном порядке устранило нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
В связи с этим имеются основания для прекращения рассмотрения дела N 39/А-10-2011 ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального Закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Сведения об ущербе, понесенном ООО "Калтанская строительная компания" вследствие вышеуказанных действий ООО "Гортеплоэнерго", в материалы дела представлены не были.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать ООО "Гортеплоэнерго" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Производство по делу N 39/А-10-2011, возбужденному по признакам нарушения ООО "Гортеплоэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить ввиду добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии Н.Е. Кухарская
Члены Комиссии А.М. Давыдова
Л.И. Ланцман
Р.Р. Залендинов
А.И. Горбачев
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области N 39/А-10-2011 (опубликовано 18 августа 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016