Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 22 августа 2011 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "05" августа 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "22" августа 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N362-11-а, возбужденное по признакам нарушения
- Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми (г. Перми, ул. Уральская, 108а) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО "Райзен - Групп", а также, в необоснованном создании преимущественных условий деятельности ООО "Транзит" путем заключения с ним договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 "м/р-н Васильевка - ЦКР" от 03.11.2010 г. N31-2010 с нарушением срока, установленного постановлением администрации г. Перми от 15.07.2009 г. N442, а также в отсутствие у ООО "Транзит" лицензионных карточек, на часть автобусов, используемых для осуществление пассажирских перевозок по указанному маршруту;
- Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми (г. Перми, ул. Уральская, 108а) и ООО "Транзит" (г. Пермь, ул. Менжинского, 54) ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившегося в осуществлении согласованных действий между собой, заранее известных каждому из них, результаты которых соответствуют интересу сторон - ограничить конкуренцию на рынке оказания услуг пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Перми, установила:
25.02.2011 г. ООО "Райзен - Групп" обратилось в Пермское УФАС России с заявлением (вх.N2460-11) о проверке на предмет соответствия антимонопольному законодательству действий Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми (далее также - Департамент) и ООО "Транзит" при заключении договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок N32 (м/р-н Васильевка - Центральный рынок) N31-2010 от 03.11.2010 г.
В заявлении указано, что данный договор заключен сторонами по результатам конкурса, победителем которого по лоту N14 (маршрут N32) признано ООО "Транзит", при этом, заявке ООО "Райзен - Групп" присвоен второй порядковый номер (протокол N 11 от 27.05.2010 г.)
Согласно п.п. 8.1, 8.3 Порядка проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 15.07.2009 N 442 (далее также - Порядок проведения конкурсов) договор на осуществление пассажирских перевозок заключается в течении 45 календарных дней со дня размещения протокола проведения второго этапа конкурса; в случае неподписания победителем торгов договора в установленный срок, право на его заключение переходит к участнику конкурса, конкурсной заявке которого присвоен второй номер.
05.10.2010 г. ООО "Райзен - Групп" обратилось в Департамент с заявлением (исх.N 18) о предоставлении информации о заключении, либо не заключении договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N32 с ООО "Транзит".
Письмом от 09.11.2010 г. (исх.NСЭД-12-01-61-162) Департамент указал на отсутствие возможности заключения договора с ООО "Транзит" до 16.07.2010 г. и его заключение только 03.11.2010 г. в связи с рассмотрением в Арбитражном суде Пермского края (дело NА50-12940/2010) заявления ИП <_> о признании конкурса недействительным.
При этом, определением от 25.06.2010 г. по делу N А50-12940/2010 Арбитражный суд Пермского края отказал ИП <_> в применении обеспечительных мер в виде запрета Департаменту заключать с ООО "Транзит" договор на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32.
По мнению заявителя, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованном препятствовании со стороны Департамента деятельности ООО "Райзен - Групп", а также ведении Департаментом и ООО "Транзит" согласованных действий направленных на ограничение, устранение, недопущение конкуренции на рынке оказания услуг пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Перми, т.к. по имеющимся у ООО "Райзен - Групп" данным, на момент 16.07.2010 г. ООО "Транзит" не обладало подвижным составом, в количестве, необходимом для заключения договора на осуществления пассажирских перевозок по маршруту N32.
Представитель Департамента с доводами ООО "Райзен - Групп" не согласен, на заседании Комиссии Пермского УФАС России пояснил, что решение о заключении с ООО "Транзит" договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N32 только 03.11.2010 г. было вызвано необходимостью соблюдения прав и законных интересов всех заинтересованных лиц и уменьшения рисков признания его недействительным в судебном порядке.
Кроме того, представителем Департамента в материалы дела были представлены переписка с ООО "Транзит" по вопросу заключения вышеуказанного договора, а также временный договор на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N32 заключенные с ИП <_>
ООО "Транзит" представило в материалы дела письменный отзыв, согласно которого на момент 16.07.2010 г. у Общества имелись, в т.ч. на праве аренды автобусы, в количестве, необходимом для заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N32, о чем Департамент был уведомлен письмом от 12.07.2010 г. (вх.N СЭД-12-01-101).
Учитывая изложенное, ООО "Транзит" просит Комиссию Пермского УФАС России рассмотрение данного дела прекратить.
Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю представило в материалы дела (вх.N8784-11 от 22.06.2011 г.) переписку с ООО "Транзит" по вопросу выдачи лицензионных карточек на используемые для осуществление пассажирских перевозок автобусы, а также копии выданных Обществу лицензионных карточек.
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон о местном самоуправлении) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа является вопросом местного значения городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями издание муниципальных правовых актов (п. 1 ч.1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении).
Решением Пермской городской Думы от 29.06.2006 N 138 утверждено Положения об организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок г. Перми.
Согласно п.п. 4.1, 4.2 указанного Положения допуск перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми осуществляется на основе торгов на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, за исключением случаев, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения; Форма торгов и порядок их проведения устанавливаются положением, утвержденным постановлением администрации города Перми.
Данное положение утверждено постановлением Администрации г. Перми от 15.07.2009 N 442.
Организатором проведения конкурса, в силу п. 1.6 Порядка проведения конкурса является Департамент.
Пунктом 3.1 Порядка проведения конкурса установлено, что участники конкурса должны отвечать, в частности следующим требованиям:
- наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом вместимостью более 8 человек (п. 3.1.1);
- обеспечение ко дню начала исполнения обязательств по договору на осуществление пассажирских перевозок наличия подвижного состава с характеристиками и в количестве, установленном в конкурсной документации (с учетом резервных автобусов) (п. 3.1.2).
Согласно п. 14.6 Конкурсной документации на проведение вышеуказанного конкурса количество транспортных средств, необходимых для обслуживания маршрута N 32, с учетом резервных автобусов составляет 20 единиц.
01.04.2010 г. в соответствии с требованиями п. 6.1 Порядка проведения конкурсов на сайте www.gorodperm.ru было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом, в т.ч. на маршруте регулярных перевозок N32 "м/р-н Васильевка - Центральный рынок" (лот N14), а также конкурсная документация.
По результатам рассмотрения поступивших заявок конкурсная комиссия согласно протокола N11 от 27.05.2010 г. решила по лоту N 14 присвоить:
- 1 место заявке ООО "Транзит";
- 2 место заявке ООО "Райзен - Групп";
- 3 место заявке ИП <_>
В силу п. 8.1 Порядка проведения конкурса подписание договора на осуществление пассажирских перевозок победителем конкурса и Организатором конкурса осуществляется в течение 45 календарных дней со дня размещения протокола проведения второго этапа конкурса на сайте www.gorodperm.ru в разделе "Городское хозяйство"/"Транспорт" под рубрикой "Конкурс" Победитель конкурса в течение 40 календарных дней со дня размещения протокола проведения второго этапа конкурса на сайте www.gorodperm.ru в разделе "Городское хозяйство"/"Транспорт" под рубрикой "Конкурс" представляет Организатору конкурса транспортные средства, с характеристиками не ниже, чем у транспортных средств, заявленных на участие в конкурсе по лоту и принятых к расчету при оценке заявки, в количестве не менее указанного в конкурсной документации (с учетом резервных автобусов), а также документы на них, необходимые для подписания договора на осуществление пассажирских перевозок.
Из пояснений представителей заявителя установлено и сторонами не оспаривалось, что протокол заседания конкурсной комиссии по лоту N14 размещен в сети "Интернет" 27.05.2010 г.
Следовательно, срок для заключения Департаментом и ООО "Транзит" договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N32 истекал 16.07.2010 г.
Согласно приложения N2.1 к протоколу заседания конкурсной комиссии N11 ООО "Транзит" к заявке на участие в конкурсе по лоту N14, в качестве обеспечения ко дню начала обязательств по договору на осуществление пассажирских перевозок наличия подвижного состава приложило заключенный 12.04.2010 г. с ООО "Автотрейд" договор поставки 20 автобусов (марки ЛИАЗ 5293) 2010 г.в., директором которого являлся Мирзамузаметов И.М.
При этом, в соответствии с п. 62 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N637 (далее также - Порядок лицензирования).
В силу п.п. а) п. 6 Порядка лицензирования для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию.
Пунктами 10, 11, 12 Порядка установлено, что в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются сведения о транспортных средствах лицензиата, используемых для перевозок пассажиров, в том числе их марки, модели и государственные регистрационные знаки.
Одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
При изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящего Положения.
Таким образом, ООО "Транзит" в срок до 11.07.2010 г. обязано было представить в Департамент, лицензионные карточки на 20 автобусов 2010 г.в.
Согласно п. 2 Положения о лицензировании лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с п. 5.4.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта также обладает полномочиями по выдаче иных разрешительных документов в сфере автомобильного транспорта.
В силу п. 4 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из анализа информации представленной в материалы дела Управлением государственного автодорожного надзора следует, что на момент 16.07.2010 г. ООО "Транзит" было выдано 6 приложений к лицензии NАСС-59-410265 от 13.11.2008 г. в общей сложности на 43 автобуса, из которых только семь 2010 г.в.
При этом, представленное в материалы дела письмо ООО "Транзит" в адрес Департамента от 12.07.2010 г. вх.NСЭД-12-01-56-101 о готовности заключить договор по маршруту N32 и с 15.07.2010 г. приступить к осуществлению пассажирских перевозок не может считаться надлежащим доказательством, поскольку отсутствуют поименованные в нем приложения, в т.ч.:
- Сведения о транспортных средствах, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;
- Копии лицензионных карточек.
Т.о. на момент 16.07.2010 г. у ООО "Транзит" отсутствовали все необходимые документы документов (в т.ч. лицензионные карточки на 20 автобусов 2010 г.в.) для подписания договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32.
Департаментом на обозрение Комиссии представлено письмо от 29.06.2010 г. вх.NСЭД-12-01-56-47 которым Общество сообщало, что в связи с подачей ИП <_> искового заявления о признании конкурса недействительным принято решение о приостановке закупки транспортных средств по договору поставки от 12.04.2010 г, и просило заключить договор на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N32, с учетом имеющегося на данный момент подвижного состава (согласно приложения).
Письмом от 27.07.2010 г. NСЭД-12-01-56-180 Департамент отказал ООО "Транзит" в заключении договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 т.к. предложенный Обществом подвижной состав не соответствует характеристикам транспортных средств, указанных в заявке на участие в конкурсе.
Следует отметить, что из анализа устных и письменных пояснений сторон, невозможно однозначно определить ответ на какое именно заявление ООО "Транзит" (от 29.06.2010 г. NСЭД-12-01-56-47, либо от 12.07.2010 г. NСЭД-12-01-56-101) был дан Департаментом письмом от 27.07.2010 г. NСЭД-12-01-56-180.
Однако, вне зависимости от данного факта, направление Департаментом вышеуказанного письма (от 27.07.2010 г.) служит дополнительным подтверждением отсутствия у ООО "Транзит" на указанную дату подвижного состава в количестве и с характеристиками, необходимыми для подписание договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 согласно свое конкурсной заявки.
Согласно п. 8.2 Порядка проведения конкурса организатор конкурса в течение 5 календарных дней со дня представления победителем конкурса документов на транспортные средства, необходимых для подписания договора на осуществление пассажирских перевозок, осуществляет проверку победителя конкурса на предмет исполнения требований, указанных в подпункте 3.1.2 настоящего Порядка. По результатам проверки составляется акт с указанием нарушений и сроков их исполнения, установленных в пределах сроков, указанных в пункте 8.1 настоящего Порядка. В случае неустранения победителем конкурса нарушений, указанных в акте, в установленный срок, подписание договора на осуществление пассажирских перевозок Организатором конкурса не осуществляется. Отказ Организатора конкурса от подписания договора на осуществление пассажирских перевозок с обоснованием причин неподписания в течение 2 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется по почте победителю конкурса и размещается на сайте www.gorodperm.ru в разделе "Городское хозяйство"/"Транспорт" под рубрикой "Конкурс"
В силу п. 8.3 Порядка проведения конкурса в случае письменного отказа победителя или неподписания им договора в срок, установленный в пункте 8.1 настоящего Порядка, отказа Организатора конкурса от подписания договора на осуществление пассажирских перевозок в соответствии с пунктом 8.2 настоящего Порядка право на заключение договора переходит к участнику конкурса, конкурсной заявке которого присвоен второй номер. Заключение договора с участником конкурса, конкурсной заявке которого присвоен второй номер, осуществляется в соответствии с пунктами 8.1, 8.2 настоящего Порядка.
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что 11.07.2010 г. Департамент обязан был составить акт о непредставлении ООО "Транзит" документов на транспортные средства, необходимых для подписания договора на осуществление пассажирских перевозок и установления сроков их представления, установленных в пределах сроков, указанных в пункте 8.1. и направить его в адрес Общества.
16.07.2010 г. в случае не устранения указанных в акте нарушений Департамент обязан был принять решение об отказе в заключении договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 с ООО "Транзит" и переходе права на заключение данного договора к ООО "Райзен - Групп", как лицу, чьей заявке на участие в конкурсе присвоен второй порядковый номер.
Однако, материалы дела свидетельствуют, что 14.09.2010 г. Департамент, в нарушение п.п. 8.1, 8.2, 8.3 Порядка проведения конкурса заключил временный договор (N58-10-вр) на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 с ИП <_> (осуществлявшим перевозки по данному маршруту до проведения конкурса).
Согласно п. 9.2 договора срок его действия составляет 26 дней (с 15.09.2010 г. по 10.10.2010 г.).
По окончании действия договора с ИП <_> письмом от 19.10.2010 г. NСЭД-12-01-56-356 Департамент сообщил ООО "Транзит" о необходимости в соответствии с п. 8.1 Порядка проведения конкурса представить документы, необходимые для заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N32.
03.11.2010 г. Департаментом и ООО "Транзит" заключен договор на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N32 (договор N31-2010).
В качестве обоснования принятия вышеуказанных решений в письмах адресованных ООО "Транзит", ООО "Райзен - Групп" (от 12.07.2010 г. NСЭД-12-01-56-101, от 19.10.2010 г. NСЭД-12-01-56-356, от 09.11.2010 NСЭД-12-01-61-162) Департамент ссылается на рассмотрение в Арбитражном суде Пермского края заявления ИП <_> о признании открытого конкурса по лоту N14 недействительным (дело N А50-12940/2010).
Данную позицию поддержал представитель Департамента и в ходе рассмотрения настоящего дела.
В то же время, пояснить на основании какой нормы действующего законодательства РФ, нормативных правовых актов г. Перми принимались вышеуказанные решения представитель Департамента не смог.
Более того, из анализа определения от 25.06.2010 г. по делу N А50-12940/2010 следует, что Арбитражный суд Пермского края отказал ИП <_> в применении обеспечительных мер в виде запрета Департаменту заключать с ООО "Транзит" договор на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32.
Следовательно, вне зависимости от результатов рассмотрения Арбитражным судом Пермского края дела N А50-12940/2010 Департамента обязан был:
- в срок до 11.07.2010 г. принять исчерпывающие меры, направленные на представление ООО "Транзит" документов, необходимых в соответствии с п. 8.1 Порядка проведения конкурса для заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N 32;
- 16.07.2010 г. принять в соответствии с п. 8.2 Порядка проведения конкурса решение об отказе в заключений договора на осуществления пассажирских перевозок по маршруту N32 с ООО "Транзит" и переходе права на его заключение к ООО "Райзен - Групп".
В свою очередь, ООО "Транзит", как лицо, заинтересованное в осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32, что подтверждается фактически сложившимися обстоятельствами, в т.ч. договором от 03.11.2010 г. N31-2010 должно было принимать исчерпывающие меры, направленные на заключение Департаментом с ним договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N32 в срок, установленный Порядком проведения конкурса, в т.ч. путем:
- оспаривания требований ИП <_> при рассмотрении Арбитражным судом дела N А50-12940/2010;
- направления в Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю заявления на получение лицензионных карточек, необходимых для заключение договора в срок, установленный Порядком проведения конкурса;
- направления в срок до 16.07.2010 г. в Департамент письма (требования) о заключении с ним договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N32 с приложением всех необходимых согласно Порядка проведения конкурса документов;
- направления в Департамент письма (требования); в Арбитражный суд Пермского края заявления о не заключении (расторжении) временного договора на осуществление пассажирских перевозок от 14.09.2010 г. заключенного с ИП <_>
Документов, либо материалов свидетельствующих о совершении ООО "Транзит" вышеизложенных действий в материалы дела представлено не было.
Более того, в решении Арбитражного суда Пермского края от 11.10.2010 г. по делу N А50-12940/2010 указано, что 3-е лицо ООО "Транзит" в судебное заседание не явилось, письменный отзыв не представило.
Заключение Департаментом и ООО "Транзит" договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N32 только 03.11.2010 г. предоставило последнему дополнительное время (помимо установленного Порядком проведения конкурса 45 дневного срока) для приобретения прав (в т.ч. лицензионных карточек) на транспортные средства с характеристиками не хуже, указанных в заявке на участие в конкурсе.
При этом, отсутствие у ООО "Транзит" таких транспортных средств (в т.ч. лицензионных карточек на них) на момент 16.07.2010 г. подтверждается материалами дела.
Более того, сопоставление приложений N2 (Перечень используемого подвижного состава) к договорам от 14.09.2010 г. N58-10-вр и от 03.11.2010 N31-2010 г. свидетельствует, что часть транспортных средств используемых для перевозки пассажиров по маршруту N32 ООО "Транзит", ранее использовалась ИП <_> (Гос. номера Т 543 ТР, Т 740 НУ, Т 893 ТР).
Т.е. до окончания осуществления пассажирских перевозок по маршруту N32 ИП <_> вышеуказанные автобусы не могли использоваться ООО "Транзит".
Кроме того, согласно приложения N2 к договору N31-2010 от 03.11.2010 г. (Перечень используемого подвижного состава) ООО "Транзит" осуществляет пассажирские перевозки по маршруту N32, в т.ч. двумя автобусами лицензионные карточки на которые выданы ООО "Сервис Авто" (ЛИАЗ 529353 государственные регистрационные номера М 134 АА, М 135 АА).
Выше указано, что для осуществления пассажирских перевозок хозяйствующий субъект вправе использовать только те транспортные средства, на которые им получены лицензионные карточки.
Заключение Департаментом договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом с ООО "Транзит" использующем транспортные средства, на которые у перевозчика отсутствуют лицензионные карточки также свидетельствует о создании последнему необоснованного преимущества осуществления деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В силу ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 предусмотрено, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Анализ документов и сведений, представленных в материалы дела, письменные и устные пояснения сторон позволяют Комиссии Пермского УФАС России сделать вывод, что Департаментом и ООО "Транзит осуществлялись согласованные действия (бездействие) результат которых был заранее известен каждому из лиц - заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32, с нарушением срока, установленного п. 8.1 Порядка проведения конкурса, с целью предоставления Обществу дополнительного времени для приобретения прав (в т.ч. лицензионных карточек) на транспортные средства с характеристиками не хуже, указанных в заявке на участие в конкурсе.
Одновременно с вышеуказанным нарушением, материалами дела подтверждается бездействие Департамента которое привело к необоснованному препятствованию осуществления деятельности ООО "Райзен - Групп", поскольку не принятие 16.07.2010 г. решения об отказе в заключении договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 с ООО "Транзит" лишило ООО "Райзен - Групп" права на заключение указанного договора.
Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу:
- о нарушении Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившимся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО "Райзен - Групп", путем бездействия - не принятия 16.07.2010 г. решения об отказе в заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 с ООО "Транзит" и переходе права на заключение указанного договора к ООО "Райзен - Групп", а также путем незаконного отказа ООО "Райзен-Групп" в заключении договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32;
- о нарушении Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми, ООО "Транзит" ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем осуществления согласованных действий (бездействия), результат которых был заранее известен каждому из лиц - заключение договора с ООО "Транзит" на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 с нарушением срока, установленного п. 8.1 Порядка проведения конкурса, с целью предоставления Обществу дополнительного времени для приобретения прав (в т.ч. лицензионных карточек) на транспортные средства с характеристиками не хуже, указанных в заявке на участие в конкурсе,
что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в г. Перми.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также хозяйствующими субъектами.
В силу ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в т.ч. следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:
- об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
- о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
- выдает органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям обязательные для исполнения предписания:
- о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;
- о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
- обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству.
Комиссией Пермского УФАС России установлено, что договор на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 от 03.11.2010 г. заключен Департаментом и ООО "Транзит" в нарушение требований антимонопольного законодательства.
При этом, в силу п.2.2.7 договора от 03.11.2010 г. ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, Департамент обязан перечислять ООО "Транзит" обязательную субсидию из расчета 1 341 887 (один миллион триста сорок одна тысяча восемьсот восемьдесят семь) руб. за месяц при достижении 100% качества выполнения перевозок на маршруте в соответствии с порядком предоставления субсидии перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров по поселенческим маршрутам регулярных перевозок городского сообщения, утвержденным постановлением администрации г. Перми.
В силу ч. 1 ст. 248 Налогового кодекса РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (ч. 1 ст. 249 НК РФ).
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) (ч. 2 ст. 249 НК РФ).
Департаментом в материалы настоящего дела представлены платежные поручения N485851 от 29.12.2010 г., N19543 от 11.02.2011 г., N47638 от 09.03.2011 г., N64721 от 25.03.2011 г., N101914 от 27.04.2011 г., N135738 от 30.05.2011 г., N 171003 от 27.06.2011 г. согласно которых ООО "Транзит" в качестве обязательной субсидии за осуществление пассажирских перевозок по маршруту N32 на момент рассмотрения дела перечислено 10 648 924 (десять миллионов шестьсот сорок восемь тысяч девятьсот двадцать четыре) руб.
Иного в материалы настоящего дела представлено не было.
При этом, определениями об отложении рассмотрения дела N362-11-а (исх.N6473-11 от 29.06.2011 г., исх.N7107-11 от 05.07.2011 г.) у ООО "Транзит" были запрошены:
- информация о размере суммы выручки ООО "Транзит" от оказанных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории г. Перми за 2009, 2010, 2011 годы (в форме справок (по годам) за подписью законного представителя предприятия)
- информацию о совокупном размере суммы выручки (дохода) ООО "Транзит" от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2009-2010 год (в форме справок (по годам) за подписью законного представителя Общества);
- информацию о совокупном размере выручки (дохода) от оказанных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту N32, в период с 03.11.2010 г. по настоящее время (в форме справки за подписью законного представителя Общества).
В письменном отзыве, представленным в материалы дела ООО "Транзит" указало на отсутствие возможности представления запрошенной информации, т.к. в соответствии со ст. 346.26 Общество находится на системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Учитывая изложенное, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу, что перечисленная ООО "Транзит" субсидия, в размере 10 648 924 (десять миллионов шестьсот сорок восемь тысяч девятьсот двадцать четыре) руб., является доходом, поученным вследствие нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", и подлежит перечислению в Федеральный бюджет.
Оснований для прекращения рассмотрения дела N362-11-а, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией Пермского УФАС России не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения:
- Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившимся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО "Райзен - Групп", путем бездействия - не принятия 16.07.2010 г. решения об отказе в заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 с ООО "Транзит" и переходе права на заключение указанного договора к ООО "Райзен - Групп", а также путем незаконного отказа ООО "Райзен-Групп" в заключении договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32;
- Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми, ООО "Транзит" ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" путем осуществления согласованных действий (бездействия), результат которых был заранее известен каждому из лиц - заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 с нарушением срока, установленного п. 8.1 Порядка проведения конкурса, с целью предоставления Обществу дополнительного времени для приобретения прав (в т.ч. лицензионных карточек) на транспортные средства с характеристиками не хуже, указанных в заявке на участие в конкурсе, а также ограничения доступа на рынок пассажирских перевозок ООО "Райзен-Групп" на территории г. Перми,
что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в г. Перми.
2. Выдать Департаменту дорог и транспорта администрации г. Перми предписание о прекращении нарушения ст.ст. 15, 16 Федерального закона от 26.07.2010 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, в т.ч. в рамках имеющихся полномочий и в соответствии с действующим законодательством принять исчерпывающие меры, направленные на восстановление нарушенных прав ООО "Райзен - Групп" на заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32, предусмотренные п.п. 8.3 Порядка проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 15.07.2009 N 442; не допускать совершения согласованных действий с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере пассажирских перевозок в г. Перми, если такие согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном товарном рынке.
3. Выдать ООО "Транзит" предписание о принятии в соответствии с действующим законодательством исчерпывающих мер, направленных на восстановление нарушенных прав ООО "Райзен - Групп на заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32, предусмотренные п.п. 8.3 Порядка проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 15.07.2009 N 442; перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 10 648 924 (десять миллионов шестьсот сорок восемь тысяч девятьсот двадцать четыре) руб. 00 копеек, а также о недопущении осуществления согласованных действий с органами власти и местного самоуправления в сфере пассажирских перевозок в г. Перми, если такие согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном товарном рынке.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу антимонопольного органа для принятия решения об обращении в арбитражный суд с иском, о признании недействительными договора N 32 от 03.11.2010 г., заключенного Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми и ООО "Транзит", как не соответствующего антимонопольному законодательству.
5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу антимонопольного органа для принятия решения о возбуждении в отношении ООО "Транзит" дела об административном правонарушении предусмотренным ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
6. Рассмотреть вопрос о передаче материалов настоящего дела в органы прокуратуры или следствия для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми и ООО "Транзит" к уголовной ответственности по признакам преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, либо о привлечении к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 362-11-а
"22" августа 2011 г. г. Пермь
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела N 362-11-а о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 22.08.2011 г. по делу N 362-11-а о нарушении Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми (г. Пермь, ул. Уральская, 108а) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" а также Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми (г. Пермь, ул. Уральская, 108а), ООО "Транзит" (г. Пермь, ул. Менжинского, 54) ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
ООО "Транзит" не допускать осуществление согласованных действий с органами власти и местного самоуправления в сфере пассажирских перевозок в г. Перми, если такие согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном товарном рынке, в срок до 25.09.2011 г. прекратить нарушение ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции, выразившимся в осуществлении с Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми согласованных действий (бездействия), результат которых был заранее известен каждому из лиц - заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32, с нарушением срока, установленного п. 8.1 Порядка проведения конкурса, с целью предоставления Обществу дополнительного времени для приобретения прав (в т.ч. лицензионных карточек) на транспортные средства с характеристиками не хуже, указанных в заявке на участие в конкурсе, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в г. Перми, а именно:
- в срок до 25.09.2011 г. в соответствии с действующим законодательством принять исчерпывающие меры, направленные на восстановление нарушенных прав ООО "Райзен - Групп" на заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32, предусмотренные п.п. 8.3 Порядка проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 15.07.2009 N 442;
- в срок до 25.09.2011 г. перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 10 648 924 (десять миллионов шестьсот сорок восемь тысяч девятьсот двадцать четыре) руб. 00 копеек по следующим реквизитам:
код штрафа: 161 1 16 02010 01 0000 140
получатель: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю)
в ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Перми
р/с 40101810700000010003
ИНН 5902290360
КПП 590201001
БИК 045773001
ОКАТО 57401000000
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа;
ПРЕДПИСАНИЕ N 362-11-а
"22" августа 2011 г. г. Пермь
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела N 362-11-а о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 22.08.2011 г. по делу N 362-11-а о нарушении Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми (г. Пермь, ул. Уральская, 108а) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" а также Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми (г. Пермь, ул. Уральская, 108а), ООО "Транзит" (г. Пермь, ул. Менжинского, 54) ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Департаменту дорог и транспорта администрации г. Перми не допускать осуществление согласованных действий с ООО "Транзит" и иными хозяйствующими субъектами в сфере пассажирских перевозок в г. Перми, если такие согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном товарном рынке, в срок до 25.09.2011 г. прекратить нарушения ст.ст. 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции, выразившиеся:
- в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ООО "Райзен - Групп", путем бездействия - не принятия 16.07.2010 г. решения об отказе в заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 с ООО "Транзит" и переходе права на заключение указанного договора к ООО "Райзен - Групп", а также путем незаконного отказа ООО "Райзен-Групп" в заключении договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32;
- в осуществлении Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми, ООО "Транзит" согласованных действий (бездействия), результат которых был заранее известен каждому из лиц - заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32 с нарушением срока, установленного п. 8.1 Порядка проведения конкурса, с целью предоставления Обществу дополнительного времени для приобретения прав (в т.ч. лицензионных карточек) на транспортные средства с характеристиками не хуже, указанных в заявке на участие в конкурсе, а также ограничения доступа на рынок пассажирских перевозок ООО "Райзен-Групп" на территории г. Перми,
что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в г. Перми, а именно:
в срок до 25.09.2011 г. в рамках имеющихся полномочий и в соответствии с действующим законодательством, с учетом выявленного нарушения принять исчерпывающие меры, направленные на восстановление нарушенных прав ООО "Райзен - Групп" на заключение договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту N32, предусмотренных п.п. 8.3 Порядка проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 15.07.2009 N 442.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа;
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 22 августа 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016