Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 17 августа 2011 г.
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И. Шевченко, руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии: Н.В. Базарова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; Е.В. Чуклина - специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, рассмотрев дело N06-11/52-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы туристического агентства "Стар Травел" о продаже авиабилетов в г.Сочи и г.Москву с экономией до 50%, в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "СТАР ТРАВЕЛ", представитель М., действующий на основании доверенности от 16.12.2010 N372;
без участия заявителя - Ч., извещенного о времени и месте рассмотрения дела, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области поступило заявление гражданина Ч. о распространении в апреле 2011 года в торговом центре "Смайл Сити" недостоверной аудиорекламы туристического агентства "Стар Травел" о продаже авиабилетов в г.Сочи и г.Москву со скидкой 50%. Из заявления следует, что обратившись в указанное агентство, заявителю было отказано в предоставлении скидки на авиабилеты, поскольку указанные скидки распространяются на групповые заявки, при предоставлении тарифа соответствующей авиакомпанией. Также заявитель указал на отсутствие скидок на авиабилеты в г.Сочи, в г.Москву в момент обращения в компанию.
Определением Томского УФАС России от 26.05.2011 в отношении ООО "СТАР ТРАВЕЛ" возбуждено производство по делу по признакам нарушения п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
На заседании комиссии представитель ООО "СТАР ТРАВЕЛ" пояснил следующее. ООО "СТАР ТРАВЕЛ" осуществляет продажу авиабилетов ведущих авиакомпаний мира, в том числе авиабилетов по специальным тарифам для определенных групп, а также при наличии возможности выписки специального тарифа на определенную дату. В период с 1 апреля по 15 мая 2011 года ООО "СТАР ТРАВЕЛ" проводило рекламную акцию, в ходе которой клиентам предоставлялась экономия до 50 % от обычного уровня цен на авиабилеты по маршруту: Томск-Москва, Томск-Сочи. Предоставление указанной скидки стало возможно за счет договоренностей, достигнутых с ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр". Указанная реклама распространялась только на территории торгового центра. По мнению лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, реклама является достоверной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя лица, участвующего в деле, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная в любой форме, любым способом и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Установлено, что с 1 по 30 апреля 2011 года на территории торгового центра "Смайл-city" распространялась аудиоролик следующего содержания: "Летите в Москву, в Сочи, за рубеж Нам с вами по пути! Только в Стар Трэвел билеты по специальным тарифам. Экономия до пятидесяти процентов! Тарифы действительны до пятнадцатого мая. Звоните! Пятьдесят три пятьдесят один ноль шесть. Стар Трэвел - мир твоими глазами!".
Из пояснений ООО "СТАР ТРАВЕЛ" следует, что льготный тариф с экономией до пятидесяти процентов предоставлялся до 15 мая определенным категориям граждан, а также при возможности выписки специального тарифа со скидкой на определенную дату.
Из письма ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" от 08.08.2011 N1ХМ-443/11-1 следует, что запросы на специальные тарифы в авиакомпанию поступали только от ООО "СТАР ТРАВЕЛ".
Из письма ОАО "Авиакомпания "Ютэйр" от 19.07.2011 N74Р-8634/11 следует, что ОАО "Авиакомпания "Ютэйр" является авиаперевозчиком и осуществляет регулярные рейсы по маршрутам: Томск-Москва-Томск, Москва-Сочи-Москва и прочим. ООО "СТАР ТРАВЕЛ" реализует авиабилеты авиакомпании в соответствии с договором NА2-378/09 о предоставлении субагенту права продажи авиаперевозок на бланках строгой отчетности авиакомпаний и бланках транспортной клиринговой палаты с ООО "Авиацентр" от 04.02.2009. Учитывая объем продаж и долгосрочное сотрудничество с агентством, а также с целью увеличения загрузки рейсов в низкий сезон, в период с 1 апреля по 15 мая 2011 года ООО "СТАР ТРАВЕЛ" были предоставлены специальные льготные тарифы на приобретением авиабилетов. В соответствии с данными условиями, в зависимости от маршрута и даты вылета скидки достигали 50 % от обычного уровня цен.
Факт реализации авиабилетов в рекламируемый период с 1 по 15 мая 2011 года с экономией до 50% подтвержден представленными в материалы дела выписками из электронной системы регистрации авиабилетов. Соответственно, рассматриваемая реклама не может быть признана недостоверной, нарушающей п.4 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Вместе с тем, из рассматриваемой рекламы не следует, что скидки предоставляются при определенных условиях, как например, возможность выписки льготного тарифа только на определенные даты, или предоставления специальных тарифов только для определенных групп потребителей.
В соответствии с ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, реклама, распространенная в форме аудиоролика с 1 по 30 апреля 2011 года в торговом центре "Смайл-city", в нарушение ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" не содержит части существенной информации о рекламируемой услуге, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно ч. 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч.6 ст.38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч.7 ст.5 указанного закона несет рекламодатель. Рекламодателем, т.е. лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является ООО "СТАР ТРАВЕЛ", что подтверждается договором от 31.01.2011 N153 на рекламное обслуживание с приложениями к нему, счетом от 14.02.2011 N84, актом от 24.02.2011 N84, актом от 31.04.2011 N157.
Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", п.37- п.42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу туристического агентства "Стар Травел" о продаже авиабилетов в г.Сочи и г.Москву с экономией до 50%, распространенную в форме аудиоролика с 1 по 30 апреля 2011 года в торговом центре "Смайл-city", поскольку в ней нарушены положения ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "СТАР ТРАВЕЛ" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с его устранением.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 24 августа 2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии Н.В. Базарова
Е.В. Чуклин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 17 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016