Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 04-06-08/24-10-11 (опубликовано 29 августа 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2011 года.
В полном объёме решение изготовлено 29 августа 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Долгих О.М. - руководитель Тывинского УФАС России.
Члены комиссии:
Сорвачева В.А. - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
Хитаришвили А.Т. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
в присутствии:
ответчика - представителя ГУП "РОАБ" по доверенности от 13.08.2011 г. <>
заявителя - представителя МУЗ "Городская поликлиника" по доверенности от 17.06.2011 г.<__>
рассмотрев дело N 04-06-08/24-10-11 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), возбужденное в отношении Государственного унитарного предприятия "Республиканская аптечная база" (далее - ГУП "РОАБ") (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, 71, литер А.), установила:
14 апреля 2011 года в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление МУЗ "Городская поликлиника" города Кызыла на действия ГУП "Республиканская оптовая аптечная база" (далее - ГУП "РОАБ") по факту установления высоких цен на уничтожение неиспользованных ампул наркотических и сильнодействующих лекарственных средств от умерших на дому больных с онкологической патологией, являясь монополистами в Республике Тыва в этой сфере услуг и единственным учреждением, имеющем лицензию, руководство ГУП "РОАБ" Республики Тыва утвердило тариф 316 рублей 00 копеек без НДС за уничтожение одной неиспользованной ампулы.
Приказом Тывинского УФАС России N130 от 24.05.2011 г. было возбуждено дело N04-06-08/24-10-11 в отношении ГУП "РОАБ" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела, ГУП "РОАБ" представило калькуляцию приемки, хранения, уничтожения и вывоза наркотических лекарственных средств и психотропных веществ (далее - НС и ПВ), пришедших в негодность, с истекшим сроком годности НС и ПВ, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации, согласно которой себестоимость приемки, хранения, уничтожения и вывоза в среднем в месяц составляет 64 540 рублей, без учета дополнительных расходов, также была представлена калькуляция на сумму расходов в размере 87 434 рубля, без учета дополнительных расходов; штатное расписание с 01 января 2011 года ГУП "РОАБ", Приказы о допуске сотрудников к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсами, должностные инструкции заведующего приемным отделом, заведующей отделом НС и ПВ, начальника отдела Дополнительного лекарственного обеспечения (далее - начальника ДЛО), приказ N 1322 от 24.12.2010 г., акт централизованного уничтожения наркотических средств, психотропных веществ списков II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 г. N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 29 декабря 2010 года, Приказ N 475 от 07 мая 2010 года "Об уничтожении", договор об оказании услуг по охране помещений, счета N2955 от 10.08.2010 г. и N2954 от 10.08.2010 г. на оплату услуг вневедомственной охраны, накладная N033687 от 02.07.2010 г. о приобретении холодильников для хранения НС и ПВ.
Согласно пояснениям ГУП "РОАБ", установленный тариф за уничтожение одной неиспользованной ампулы не покрывает расходы ГУП "РОАБ", связанные с данным видом деятельности, в связи с чем учреждение несет убытки.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Тывинским УФАС России проведен анализ рынка услуг по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III. По результатам проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" на территории Республики Тыва за период 2010 года и первое полугодие 2011 года установлено доминирующее положение на указанном товарном рынке Государственного унитарного предприятия "Республиканская оптовая аптечная база" Республики Тыва (далее - ГУП "РОАБ") (юридический адрес: 667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, дом, 71) с 100 % долей.
Согласно п.8 Постановления Правительства РФ от 18.06.1999 N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным" уничтожение изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным органами, осуществившими их изъятие или конфискацию, осуществляется государственными унитарными предприятиями или учреждениями при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности.
ГУП "РОАБ" имеет лицензию NФС-99-05-000080 на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 04.02.2009 г., согласно которой ГУП "РОАБ" может осуществлять деятельность по отпуску, перевозке, приобретению, реализации, уничтожению и хранению наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II.
Передача лекарств на последующее уничтожение осуществляется на основании заключенного договора с соблюдением требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится комиссией по уничтожению лекарственных средств, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ, в присутствии представителя аптечного учреждения.
Между ГУП "РОАБ" и МУЗ "Городская поликлиника" заключен договор N8 от 15.01.2010 г. согласно предмету которого, ГУП "РОАБ" обязуется произвести комплекс работ по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ Списка II в соответствии с требованиями инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в Списки II и III Перечня наркотических средств.
Согласно п.2.1 договора N8 от 15.01.2010 г. МУЗ "Городская поликлиника" обязана обеспечить доставку, передачу наркотических средств и психотропных веществ Списка II и возместить фактические затраты за уничтожение каждой партии наркотических средств.
Согласно п.3.1 договора N8 от 15.01.2010 г. расчет за уничтожение наркотических средств и психотропных веществ Списка II производится за каждую партию по факту выполненных работ на основании счет-фактуры и ценам, согласованными сторонами.
За уничтожение одной ампулы наркосодержащего лекарственного средства ГУП "РОАБ" установлена стоимость 316 рублей (с НДС 373 руб.).
Согласно п.2.3 Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным, утвержденной приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 N 127 (далее Инструкция по уничтожению), уничтожение жидких лекарственных форм (растворов для инъекций в ампулах и во флаконах, микстур, каплей) осуществляется по следующей технологии: ампулы уничтожают путем раздавливания с последующим разведением содержимого водой в соотношении и пропорции 1: 100 и сливом образующегося раствора в канализацию, остатки ампул вывозятся обычным порядком, как производственный или бытовой мусор.
Таким образом, для уничтожения наркотических средств и психотропных веществ Списка II не требуется какого-либо специального оборудования, дорогостоящих материалов.
В представленной ГУП "РОАБ" калькуляции приемки, хранения, уничтожения и вывоза наркотических лекарственных средств и психотропных веществ, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности НС и ПВ на расходы отнесены заработная плата персонала, осуществляющего приемку, хранение, уничтожение и вывоз лекарственных средств в размере 64540 руб. в месяц (в том числе вневедомственная охрана МВД РТ и коммунальные платежи) в количестве следующих работников: генеральный директор, начальник отдела НС и ПВ, начальник отдела ДЛО, специалист по уничтожению, санитарки-фасовщицы.
Согласно п.2.2 Инструкции по уничтожению персонал, производящий работы по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, должен иметь допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, знать физико-химические и токсические свойства уничтожаемых веществ и протекающие при обезвреживании и уничтожении их химические реакции.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 06.08.1998 N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ" допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами осуществляется руководителями организаций, учреждений и предприятий независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации) или лицами, их замещающими.
Согласно представленным ГУП "РОАБ" приказам о допуске сотрудников к работе с наркотическими средствами, допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами из представленных в калькуляции сотрудников, участвующих в приемке хранении и уничтожении наркотических средств имеют следующие работники:
- провизор ГУП "РОАБ";
- заведующая аптекой;
- фармацевт аптеки по ДЛО;
- провизор аптеки;
- заведующая коммерческим отделом;
- оператор ДЛО аптеки;
- фармацевт аптеки;
- заведующая аптеки;
- генеральный директор ГУП "РОАБ";
- заведующая отделом N3;
- начальник коммерческого отдела N1;
- начальник отдела ДЛО;
- заведующая отделом ДЛО;
- заведующая приемным отделом.
Таким образом, из тех лиц, зарплата, которых включена в расходы по хранению и уничтожению наркотических средств и психотропных веществ из которых рассчитывается стоимость этой услуги, допуск имеют только генеральный директор и начальник отдела ДЛО, при этом в должностных инструкциях начальника отдела ДЛО; заведующей приемным отделом отсутствуют обязанности по осуществлению функций по приему, хранению, уничтожению лекарственных средств, пришедших в негодность, и лекарственных средств с истекшим сроком годности, лекарственных средств являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации, наркотических лекарственных средств и психотропных веществ. У заведующей отделом НС и ПВ, специалиста по уничтожению в должностных инструкциях предусмотрена данная обязанность, но отсутсвует соответствующий допуск. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в калькуляцию расчета стоимости уничтожения наркотических средств и психотропных веществ заработной платы сотрудников, не имеющих соответствующие обязанности и необходимые допуски.
Также ГУП "РОАБ" указывает в калькуляции расходы на оборудование - холодильники стоимостью 60000 рублей, приобретенных 02.07.2010 г. согласно накладной N 033687.
При этом данные расходы включены в стоимость услуги по уничтожению наркотических средств в полной стоимости оборудования, а не в виде сумм начисленной амортизации.
Согласно ст.256 НК РФ (в редакции действующей на момент приобретения оборудования) амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей.
Таким образом, включение в стоимость услуги по уничтожению наркотических средств расходов на приобретение холодильников в полной стоимости неправомерно.
Также ГУП "РОАБ" указывает в калькуляции расходы на выплату заработной платы водителю и ГСМ (бензин 10л.), хотя остатки ампул согласно п.2.3 Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации вывозятся обычным порядком, как производственный или бытовой мусор, таким образом Комиссия Тывинского УФАС России находит неправомерным также включение в калькуляцию заработной платы водителя.
Кроме того, доводы представителя ГУП "РОАБ" о том, что в связи с осуществлением деятельности по хранению и уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, предприятие несет убытки, не находит подтверждения материалами дела. ГУП "РОАБ" за 2010 год представлено всего 2 акта по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ от 14.05.2010 г. и 29.12.2010 г., соответственно данный вид деятельности не может нанести убытки в связи с тем, что носит разовый характер и представленный ГУП "РОАБ" бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках предприятия показал, что предприятие не является убыточным, имеет прибыль.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, то есть нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из следующих последствий: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Установление стоимости услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ в размере 316 рублей (с НДС 373 руб.) за уничтожение одной ампулы наркосодержащего лекарственного средства ГУП "РОАБ" в связи с включением в калькуляцию расходов заработной платы сотрудников, не имеющих допуск по приемке, хранению, уничтожению указанных веществ и не имеющих полномочий на осуществление такой деятельности - отсутствия в должностных инструкциях указания на такую деятельность, неправомерно, так как данные расходы не обоснованны.
Таким образом, включение необоснованных затрат в стоимость услуги по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ ГУП "РОАБ" не правомерно, Комиссия приходит к выводу о нарушении ГУП "РОАБ" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части ущемления интересов потребителей данной услуги.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/24-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать ГУП "РОАБ" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов потребителей при оказании услуг по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, путем включения необоснованных затрат в стоимость услуги.
2. Выдать ГУП "РОАБ" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ и совершить действия, направленные на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства в срок до 30 сентября 2011 года.
3. Передать материалы дела N 04-06-08/24-10-11 уполномоченному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии __________ О.М. Долгих
Члены Комиссии __________ В.А. Сорвачева
__________ А.Т. Хитаришвили
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 04-06-08/24-10-11 (опубликовано 29 августа 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016