Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 7701/04-2011 (опубликовано 9 сентября 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2011
В полном объеме решение изготовлено 09.09.2011 ДЕЛО N 7701/04-2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель |
зам. руководителя управления К.Ю. Попов, |
члены |
- начальник отдела М.С. Степанова; специалист - эксперт И.А. Самарина; |
рассмотрев дело N 7701/04-2011 по признакам нарушения УМУП "Городской теплосервис" (г.Ульяновск, ул. К.Маркса, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее - Закон "О защите конкуренции"), установила:
23.06.2011 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ЖСК "Экспресс" с просьбой проверить на соответствие закону величину платы за тепловую энергию, начисленной УМУП "Городской теплосервис" в 2009 и 2010 годах.
На основании данного обращения приказом от 28.07.2011 N327 Ульяновское УФАС России возбудило дело в отношении УМУП "Городской теплосервис" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", что выразилось в ущемлении интересов граждан - собственников квартир ЖСК "Экспресс", расположенных по адресу: г.Ульяновск, ул.Рябикова, 29, путём нарушения порядка ценообразования при выставлении платы за отопление в 2009 и 2010 годах.
На заседаниях комиссии представители заявителя поддержали заявленные требования, пояснили следующее. Между ЖСК "Экспресс" и УМУП "Городской теплосервис" заключён договор теплоснабжения от 01.05.2005 N190, по которому осуществляется снабжение тепловой энергией дома N29 по ул.Рябикова г.Ульяновска, находящегося в управлении ЖСК "Экспресс". Общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию с 01.01.2011. В 2009 и 2010 годах теплоснабжающая организация определяла объемы потребленной ЖСК тепловой энергии в каждом месяце расчетным способом по балансовому методу. ЖСК рассчитал разницу между суммой стоимости за тепловую энергию, выставленной ответчиком, и суммой стоимости за тепловую энергию, которая получилась бы при расчете объемов потребленной тепловой энергии по нормативу потребления. По 2009 г. эта разница составила 23479,35 руб., в 2010 г. - 175761,96 руб.
Пояснила, что в настоящее время произведен перерасчет количества поставленной теплоэнергии и теплоносителя, а также начислений за 2009 и 2010 годы.
Представитель УМУП "Городской теплосервис" факт нарушения не признала. Пояснила, что договор теплоснабжения от 01.05.2005 N190 был подписан сторонами без протокола разногласий, т.е. абонент согласился с пунктом договора о расчетном методе учета тепловой энергии, не обращался в суд с иском о признании данного пункта договора ничтожным.
Пояснила, что в настоящее время произведен перерасчет количества поставленной теплоэнергии и теплоносителя, а также начислений за 2009 и 2010 года. Представила счёт-фактуру N190 от 23 августа 2011 г. и акт об оказании услуг N190 от 23 августа 2011 г.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях УМУП "Городской теплосервис", выразившихся в ущемлении интересов граждан - членов ЖСК "Экспресс", проживающих в доме, расположенном в городе Ульяновске по адресу: ул.Рябикова, д.29, путем расчета объемов потребленной тепловой энергии по данному дому за период январь-февраль 2009 года с применением Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы), утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105, нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
УМУП "Городской теплосервис", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 N 681-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 73.1.7.
Таким образом, УМУП "Городской теплосервис" доминирует на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах присоединенной сети.
Между ЖСК "Экспресс" и УМУП "Городской теплосервис" заключён договор теплоснабжения от 01.05.2005 N190, по которому осуществляется снабжение тепловой энергией дома N29 по ул.Рябикова г.Ульяновска, находящегося в управлении ЖСК "Экспресс". Общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию с 01.01.2011.
В ходе анализа представленных документов установлено, что за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2010 года объем потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета определялся по методу водного баланса, закрепленному в Методике по определению количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.06.2000 N 105, т.е. количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленного всеми абонентами без приборов учета в системе теплоснабжения. Общее количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определялся из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным потребителем - пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузкам, указанным в договоре теплоснабжения, с учетом различия в характере теплового потребления: отопительно-вентиляционная тепловая нагрузка переменна и зависит от метеоусловий, тепловая нагрузка горячего водоснабжения в течение отопительного периода постоянна. Тепловые потери через изоляцию трубопроводов на участках тепловой сети, находящихся на балансе соответствующего абонента, включаются в количество тепловой энергии, потребленной этим абонентом.
Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию. Следовательно, при отсутствии прибора учета, оплата коммунальных услуг гражданином должна производиться в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным органом.
Согласно пунктам 25, 26 и 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требования к качеству данной коммунальной услуги. То есть законодательно установлена единая система оплаты услуги теплоснабжения - за 1 кв. м общей площади жилья. У гражданина отсутствует обязанность оплачивать данную услугу по иному порядку.
Согласно постановлению Главы города Ульяновска от 24 ноября 2005 г. N 2874 (с изменениями от 19 марта 2008 года), с 01.01.2006 в городе Ульяновске установлена годовая норма отпуска тепловой энергии на 1 кв. м. отапливаемой площади жилых помещений, не имеющих приборов учета, в размере 0,19 Гкал.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, исходя из совокупности норм, содержащихся в пунктах 8, 15, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам расчёт за тепловую энергию между ЖСК "Экспресс" и УМУП "Городской теплосервис" не может быть отличным расчёту за тепловую энергию между ЖСК "Экспресс" и своими жильцами.
В нарушение указанного порядка УМУП "Городской теплосервис" рассчитывает размер платы за тепловую энергию исходя из объема потребленного количества коммунальных ресурсов, определяемого в соответствии с Методикой по определению количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.06.2000 N 105 (далее Методика N 105).
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Соответственно, при определении УМУП "Городской теплосервис" объемов потребления тепловой энергии, исходя из Методики N 105, в объемы неизбежно будут включаться потери тепловой энергии в квартальных сетях, что противоречит вышеуказанным нормам.
В данном случае нарушение выражено в использовании ненадлежащего способа определения объема потребления тепловой энергии. Действия УМУП "Городской теплосервис" привели к ущемлению интересов ЖСК "Экспресс" и, фактически, граждан, проживающих в доме, расположенном в городе Ульяновске по адресу: ул.Рябикова, 29, поскольку к оплате выставляется большее количество тепловой энергии, чем должно быть выставлено в соответствии с действующим законодательством.
В настоящее время в данном многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии и расчёты осуществляются на основании данных прибора учёта, то есть по фактическим показателям, а не расчётным способом. Кроме того, УМУП "Городской теплосервис" произвело перерасчёт платы на сумму 199241,31 руб., что зафиксировано в представленных счёте-фактуре N190 от 23 августа 2011 г. и акте об оказании услуг N190 от 23 августа 2011 г.
В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий дело в отношении УМУП "Городской теплосервис" подлежит прекращению.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " Комиссия, решила:
1. Признать действия УМУП "Городской теплосервис", выразившиеся в ущемлении интересов граждан - членов ЖСК "Экспресс", проживающих в доме, расположенном в городе Ульяновске по адресу: ул.Рябикова, д.29, путем расчета объемов потребленной тепловой энергии по данному дому за период январь-февраль 2009 года с применением Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы), утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105, нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
2. Прекратить рассмотрение дела N7701/04-2010 в отношении УМУП "Городской теплосервис" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела по статье 14.31 КоАП РФ.
Председатель комиссии |
К.Ю. Попов |
Члены комиссии |
М.С. Степанова
И.А. Самарина |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 7701/04-2011 (опубликовано 9 сентября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016