Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 18 августа 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела N 461-ФАС52-04/11 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - комиссия) в составе:
<_>
с участием <_> -
рассмотрев в открытом заседании с объявлением резолютивной части решения дело N 461-ФАС52-04/11по признакам нарушения администрацией Павловского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация, орган местного самоуправления, ответчик) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
На основании приказа Нижегородского УФАС России от 29.11.2010 N667 "О проведении плановой выездной проверки" проведено контрольное мероприятие в отношении администрации Павловского муниципального района Нижегородской области; результаты проверки оформлены актом от 01.03.2011 N 10-ОКЭК-10.
В ходе плановой проверки в действиях администрации, связанных с выдачей разрешений на размещение объектов мелкорозничной сети, установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
В частности, установлено, что в администрацию Павловского муниципального района обратилось Тумботинское потребительское общество с заявлением на размещение объектов мелкорозничной сети (тонаров) по адресам: 1) г. Павлово, ул. Нижегородская (автостоянка), 2) г. Павлово, ул. Коммунистическая (у входа в рынок "Алан") для розничной реализации хлеба и хлебобулочных изделий в период с 01.02.2010 по 01.02.2011. По результатам рассмотрения данного заявления принято решение отказать Тумботинскому ПО в размещении торговых объектов по заявленным адресам, рекомендовано установить тонары на территориях рынков и принять участие в ярмарке "Покупай Павловское". Причин отказа не приведено.
Одновременно с этим установлено, что ООО "Мясной город" на основании разрешений N40 и N61, выданных администрацией Павловского муниципального района, в период с 16.07.2010 по 17.09.2010 осуществляло деятельность по торговле охлажденным мясом по адресу: г. Павлово, ул. Нижегородская (автостоянка).
Таким образом, администрация Павловского муниципального района отказала Тумботинскому ПО в размещении объекта мелкорозничной торговли по адресу: г. Павлово, ул. Нижегородская (автостоянка), а в последующем предоставила право осуществлять аналогичную деятельность в указанном месте иному хозяйствующему субъекту.
Предварительно квалифицировав приведенные действия органа местного самоуправления как содержащие признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", Нижегородское УФАС России приказом от 22.06.2011 года N169 возбудило в отношении администрации дело о нарушении антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела представители ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признали, аргументировав свою позицию следующим.
Постановлением администрации Павловского муниципального района от 04.08.2009 N69 создана межведомственная комиссия в сфере потребительского рынка на территории Павловского муниципального района Нижегородской области (далее - межведомственная комиссия), в полномочия которой входит рассмотрение поступающих в администрацию заявлений хозяйствующих субъектов на получение разрешений на размещение объектов мелкорозничной сети и принятие решения о целесообразности (нецелесообразности) выдачи таких разрешений. В связи с этим представители органа местного самоуправления полагали, что администрация не может выступать ответчиком по данному делу.
Помимо этого, представители ответчика обратили внимание на то обстоятельство, что искомый земельный участок не мог быть отведен для торговли в испрашиваемый Тумботинским ПО период времени (с 01.02.2010 по 01.02.2011), поскольку указанная территория использовалась для ремонтных работ, производимых на павловском рынке, находящемся на смежной территории.
Разрешения на осуществление торговли по указанному адресу выданы ООО "Мясной город" на иной период времени (с 16.07.2010 по 17.09.2010); кроме того, размещаемые ООО "Мясной город" тонары меньше тонаров Тумботинского ПО.
Вместе с тем, Тумботинскому ПО рекомендовано повторно обратиться с соответствующим заявлением в администрацию и в последующем выдано разрешение на размещение объектов мелкорозничной торговли на земельном участке, более выгодном для осуществления торговой деятельности (у входа в павловский рынок).
Тумботинское ПО не направило своих представителей на рассмотрение дела. Однако из письменных пояснений, представленных в Управление, следует, что общество не усматривает в действиях администрации ущемления своих интересов. Тумботинское потребительское общество подтверждает то обстоятельство, что место, на которое ему в итоге выдано разрешение, действительно более выгодно для ведения предпринимательской деятельности, поскольку торговля на данной территории осуществлялась им ранее. То обстоятельство, что Тумботинское ПО начало реализовывать товары в городе Павлово на 4,5 месяца позже предполагаемого им срока, также не привело к каким-либо негативным последствиям.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, заслушав представителей ответчика, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.
К вопросам местного значения, в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" (пункт 10 части 1 статьи 10, пункт 18 части 1 статьи 15), относится создание условий для обеспечения населения услугами торговли.
При этом розничная торговля может осуществляться посредством использования временных объектов: павильонов, киосков, палаток, передвижных средств развозной и разносной торговли (далее - объекты мелкорозничной сети). Как правило, указанный вид деятельности носит сезонный характер.
В Нижегородской области отношения, возникающие в сфере розничной торговли, осуществляемой посредством объектов мелкорозничной сети, урегулированы постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2006 N89. В частности, определено, что палатки и передвижные объекты мелкорозничной сети размещаются на территории Нижегородской области в местах, отведенных органами местного самоуправления, без оформления земельно-правовых отношений на основании разрешений на размещение палаток или передвижных объектов мелкорозничной сети, выдаваемых главами местных администраций.
04.08.2009 администрация Павловского муниципального района Нижегородской области приняла постановление N69, которым утвердила состав межведомственной комиссии в сфере потребительского рынка на территории Павловского муниципального района (далее - межведомственная комиссия), действующей при администрации, а также положение, на основании которого действует данная межведомственная комиссия.
В соответствии с указанным постановлением органа местного самоуправления межведомственная комиссия вправе:
- рассматривать заявки на размещение объектов мелкорозничной сети на территории Павловского муниципального района;
- выносить заключения о возможности и целесообразности либо невозможности и нецелесообразности размещения объектов мелкорозничной сети на территории Павловского муниципального района.
Решения межведомственной комиссии оформляются протоколами и доводятся до сведения администрации Павловского муниципального района, которая в последующем выдает хозяйствующим субъектам разрешения на осуществление деятельности по заявленному адресу либо отказывает в установке объекта мелкорозничной торговли.
При рассмотрении заявления хозяйствующего субъекта администрация Павловского муниципального района может руководствоваться заключением межведомственной комиссии, однако, как это следует из пункта 5.10 положения о данной комиссии, ее решения носят рекомендательный характер для всех органов местного самоуправления.
Таким образом, доводы представителей администрации Павловского муниципального района о том, что администрация не может выступать ответчиком по данному делу, необоснованны и не принимаются во внимание.
Материалами дела подтверждается, что 26.01.2010 в администрацию Павловского муниципального района поступило заявление Тумботинского потребительского общества, осуществляющего деятельность по реализации хлеба и хлебобулочных изделий. Тумботинское ПО просило администрацию выдать ему разрешение для установки тонаров, в том числе на улице Нижегородской города Павлово на автостоянке, с целью реализации товаров в период с 01.02.2010 по 01.02.2011 (в течение календарного года).
Администрация Павловского муниципального района не дала ответа на указанное заявление Тумботинского ПО. Между тем в адрес общества направлена выписка из протокола N1 заседания межведомственной комиссии, состоявшегося 05.03.2010, из содержания которой следует, что Тумботинскому ПО отказано в предоставлении разрешений; объективных причины невозможности размещения торговых объектов по заявленным адресам не приведено.
Установлено также, что в последующем администрация выдала иному хозяйствующему субъекту (ООО "Мясной город") разрешение на розничную торговлю по одному из адресов, заявленных Тумботинским ПО, - на улице Нижегородской города Павлово, на автостоянке.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Как следует из диспозиции приведенной статьи федерального закона, для признания действий органа местного самоуправления противоречащими антимонопольному законодательству обязательным условием является их негативное влияние на товарные рынки (недопущение, ограничение, устранение конкуренции).
Применительно к рассматриваемым отношениям, комиссия учитывает то обстоятельство, что администрация Павловского муниципального района Нижегородской области после повторного обращения выдала Тумботинскому потребительскому обществу разрешение на осуществление торговой деятельности у входа в ЗАО "Павловский рынок". Согласно разрешению N20, Тумботинское ПО имело право разместить торговые объекты на указанной территории и осуществлять реализацию хлеба и хлебобулочных изделий в период с 19.04.2010 по 01.09.2010.
Как поясняет Тумботинское ПО, размещение тонара на данной территории, по сравнению с первоначально заявленными адресами, стало более выгодным для осуществления торговой деятельности. Также общество сообщает, что начало торговой деятельности 19.04.2010 вместо предполагаемой им даты 01.02.2010 не привело к убыткам либо иными негативным последствиям. Из приобщенной к материалам дела письменной позиции Тумботинского ПО следует, что до середины апреля оно испытывает трудности в транспортировке продукции из районного поселка Тумботино в город Павлово через реку Ока в связи с тем, что перевозка возможна только посредством использования паромной переправы.
В совокупности с этим комиссия учитывает и то обстоятельство, что одновременно с Тумботинским потребительским обществом в администрацию не поступало заявлений на размещение объекта по искомому адресу (ул. Нижегородская, автостоянка) от иных хозяйствующих субъектов. ООО "Мясной город" обратилось с заявлением о разрешении на размещение торгового объекта в администрацию Павловского муниципального района спустя более чем полгода после обращения Тумботинского ПО, 03.08.2010.
Из протокола заседания комиссии N1, а равно и из иных документов также не следует, что указанная территория была рекомендована для размещения или предоставлена администрацией другим участникам рынка.
Таким образом, отказ Тумботинскому ПО выдать разрешение на размещение объектов мелкорозничной торговли по заявленным им адресам, не может быть расценен, как намерение администрации выделить данные земельные участки какому либо иному участнику рынка, и объясняется ответчиком следующим образом. В испрашиваемый период времени производились ремонтные работы на расположенном рядом павловском рынке, в связи с чем автостоянка на улице Нижегородской являлась основным местом подвоза и разгрузки стройматериалов, а также прохождения строительной техники.
Оценив в совокупности приведенные выше фактические обстоятельства, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что рассматриваемые действия администрации Павловского муниципального района Нижегородской области не нарушают части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41, 48 Федерального закона "О защите конкуренции",
решила:
прекратить рассмотрение дела, возбужденного в отношении администрации Павловского муниципального района Нижегородской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 18 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016