Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
(опубликовано 13 сентября 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 13 сентября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <> - председатель Комиссии; <> - члены Комиссии,
в присутствии:
заявителя - <>
представителей заявителя: <> <>
представителей ОАО "Воронежоблгаз" (г. Воронеж, ул. Никитинская, 50а): <> <>
рассмотрев дело N 191-10к, возбужденное по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Воронежоблгаз" (394018, г. Воронеж, ул. Никитинская, 50а) (далее - общество) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном отключении от газораспределительной системы жилого дома гр. <> находящегося по адресу: <> установила:
30.05.2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) поступило заявление гр. <> по вопросу правомерности отключения ОАО "Воронежоблгаз" его домовладения от газораспределительной системы.
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему материалов, 20.06.2011 года Управлением в отношении ОАО "Воронежоблгаз" возбуждено дело N 191-10к по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном отключении от газораспределительной системы жилого дома гр. <> находящегося по адресу: <>
Рассмотрение дела было назначено на 08 июля 2011 года.
В ходе рассмотрения дела заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении от 27.05.2011 г. б/н, и указал, что отключение его дома от газораспределительной системы было произведено работниками ОАО "Воронежоблгаз" незаконно, при составлении акта отключения и установления факта несоответствия установки внутридомового газового оборудования утвержденному проекту он, как собственник дома, не присутствовал, о проведении проверки извещен не был.
ОАО "Воронежоблгаз" возражало против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в объяснениях по делу от 07.07.2011 г. б/н, и пояснило, что отключение домовладения было осуществлено в связи с установлением нарушений правил пользования газа, а именно: схема расположения внутридомового газового оборудования не соответствовала проекту; заявителем самостоятельно было выполнено подключение к газораспределительной сети посредством шланга, не предназначенного для подачи газа. Указанные нарушения могли за собой повлечь аварийную ситуацию.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела N 191-10к о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 06 сентября 2011 года. При этом Комиссией Управления было вынесено определение об отложении рассмотрения дела, в котором было предложено:
1) Заявителю - <> в срок до 09 августа 2011 г. в соответствии с установленными законодательством требованиями обратиться в ОАО "Воронежоблгаз" с заявлением о возобновлении подачи газа в домовладение, расположенное по адресу: <>
2) Ответчику - ОАО "Воронежоблгаз", в случае поступления от <> заявления о возобновлении подачи газа в домовладение, расположенное по адресу: <> рассмотреть указанное заявление и в срок до 01 сентября 2011 г. письменно проинформировать Управление о результатах его рассмотрения с приложением подтверждающих документов.
26.08.2011 года от ОАО "Воронежоблгаз" в адрес Управления поступила информация о возобновлении газоснабжения домовладения гр. <> с приложением подтверждающих документов: копии акта наряда N 1691 на отключение газоиспользующего оборудования жилых домов с отметкой о подключении 14.07.2011 года, копии акта приема - сдачи выполненных работ от 14.07.2011 года, копии договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 26.11.2010 года.
06 сентября 2011 года в ходе рассмотрения дела заявитель - <> подтвердил факт возобновления газоснабжения жилого дома, а также пояснил, что претензий к ответчику - ОАО "Воронежоблгаз" по спорному вопросу не имеет.
Изучив материалы дела, выслушав позиции сторон, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Воронежоблгаз" фактов нарушения антимонопольного законодательства.
Указанные выводы Комиссии Управления сделаны на основе следующих обстоятельств и доказательств, имеющихся в материалах дела.
ОАО "Воронежоблгаз" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (Приказ Управления N 258 от 06.12.2010 года) по следующему виду работ: работы по присоединению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ОАО "Воронежоблгаз" Воронежской области, с долей более 50 процентов. В связи с указанным, ОАО "Воронежоблгаз" занимает доминирующее положение на рынке работ по присоединению объектов капитального строительства к газовым сетям на территории Воронежской области, в связи с чем имеет реальную возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Управления было установлено, что заявителем был произведен монтаж внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) в домовладении по адресу: <> В соответствии с актом - нарядом N 130, 25.12.2008 года, указанное домовладение филиалом ОАО "Воронежоблгаз" - "Борисоглебскгаз" было присоединено к газораспределительной системе и произведен пуск газа. Однако, впоследствии, 26.12.2009 года домовладение было отключено от газораспределительной системы по причине "самовольный пуск". Заявитель неоднократно обращался в ОАО "Воронежоблгаз" с заявлениями о возобновлении газоснабжения (письма от 27.08.2010, 26.11.2010, 11.05.2011, имеются в материалах дела), однако, в повторном пуске газа было отказано, в связи с имеющимися нарушениями правил эксплуатации ВДГО.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, отключение домовладения гр. <> от газораспределительной системы было произведено в связи с нарушением заявителем правил эксплуатации внутридомового газового оборудования.
Данный факт нарушения подтверждается решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 26 августа 2010 года, в котором установлено, что при обследовании технического состояния внутридомового газового оборудования, принадлежащего заявителю, были выявлены нарушения правил эксплуатации ВДГО, а именно: схема расположения внутридомового газового оборудования не соответствовала проекту; самостоятельно было выполнено подключение к газораспределительной сети посредством шланга, не предназначенного для подачи газа.
Суд пришел к выводу о том, что потребитель не обеспечил надлежащее состояние и безопасную эксплуатацию ВДГО, что могло привести к аварии, вследствие чего, действия ОАО "Воронежоблгаз" по прекращению подачи газа в дом, суд счел законными и обоснованными. Решение суда первой инстанции было оставлено без изменения определением Воронежского областного суда от 30 ноября 2010 года по делу N 33-6594, в котором также было указано на возможность возобновления подачи газа только после устранения допущенных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, факт нарушения гр. <> правил эксплуатации внутридомового газового оборудования, который мог повлечь за собой возникновение аварийной ситуации, был установлен вступившим в законную силу судебным решением.
Согласно подпункту а) пункта 79 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307), исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг, в случае возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляется газоснабжение.
В соответствии с пунктом 20 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (утв. Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 N 239), бытовое газоиспользующее оборудование должно быть отключено от сети газопотребления с составлением акта и установкой заглушки на газопроводе при выявлении самовольной газификации или переустройства внутридомового газового оборудования.
Таким образом, поскольку в домовладении гр. <> был установлен факт нарушения правил пользования внутридомового газового оборудования, который мог повлечь возникновение аварийной ситуации, отключение газоиспользующего оборудования со стороны ОАО "Воронежоблгаз" в жилом доме, с учетом вступившего в законную силу решения суда, не противоречит действующему законодательству.
При указанных обстоятельствах, факты нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО "Воронежоблгаз" по отключению от газораспределительной системы жилого дома гр. <> находящегося по адресу: <> в ходе рассмотрения настоящего дела не находят своего подтверждения.
Вместе с тем, учитывая наличие доминирующего положения ОАО "Воронежоблгаз" на рынке работ по присоединению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения ОАО "Воронежоблгаз" Воронежской области, в целях предупреждения монополистической деятельности ОАО "Воронежоблгаз", Комиссия приходит к выводу о наличии оснований (подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции") для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Прекратить производство по делу N 191-10К о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Воронежоблгаз" в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
2. Выдать ОАО "Воронежоблгаз" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (опубликовано 13 сентября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016