Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
N 73/11 (опубликовано 14 сентября 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 14 сентября 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: - руководитель управления А.А. Сешенов,
члены комиссии: - государственный инспектор Е.В. Пятых,
- специалист-эксперт Т.С. Амелькина,
рассмотрев дело N 73, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ч.7 ст.5, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" Обществом с ограниченной ответственностью "КомпАс" (398037, г. Липецк, ул. Пугачева, 1В, ИНН 4825056700), ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" Обществом с ограниченной ответственностью "Город Лип" (398059, г. Липецк, ул. Советская, д.64, офис 507, ИНН 4826071933),
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "КомпАс" (<>),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Город Лип" (<>), установила:
В городе Липецк в рекламно-информационном еженедельнике "Город Лип", выпуск N 27 (231) от 20 июля 2011 года на стр. 12 распространялась реклама следующего содержания: "КОНДИЦИОНЕРЫ_кредит_КомпАс_пр-т Победы, 69а_тел.: 39-00-75, 48-47-54.".
Помимо указанной информации, в рекламе в нижней ее части белыми буквами очень маленького размера на темном фоне (сине-черном) в горизонтальном направлении имеется информация, не подвергающаяся прочтению, невооруженным глазом, не воспринимаемая без применения специальных технических средств, предположительно, содержащая наименование лица, оказывающего финансовые услуги.
Ввиду того, что данные сведения напечатаны мелким, не читаемым шрифтом, который не поддаётся прочтению без специальных средств, можно сделать вывод о том, что потребитель рекламы лишён возможности ознакомиться с её подробным описанием.
В адрес Общества с ограниченной ответственностью "Город Лип" Липецким УФАС России был направлен запрос от 26.07.2011 г. о предоставлении информации о рекламодателе указанной рекламы и условиях по размещению указанной рекламы. В ответ ООО "Город Лип" предоставило копии запрашиваемых документов. Из представленных документов следует, что рекламодателем указанной выше рекламы является Общество с ограниченной ответственностью "КомпАс", а рекламораспространителем выступает ООО "Город Лип", что подтверждается договором N ПР/247 от 27.06.2011 г. Предоставленный в Липецкое УФАС России макет вышеуказанной рекламы, а именно нижняя его часть, не поддаётся прочтению без специальных средств.
Также необходимо отметить, что условия размещения рекламы (буквами очень маленького размера на темном фоне (сине-черном)) лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст.
Формальное присутствие в рекламе сведений о наименовании лица оказывающего финансовые услуги, напечатанных мелким, не читаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения, не может рассматриваться как их наличие.
В виду того, что привлекательная для потребителя информация является читаемой и доступной (КОНДИЦИОНЕРЫ_кредит_КомпАс_пр-т Победы, 69а_тел.: 39-00-75, 48-47-54), а информация, которая обязательна в силу закона, выполнена буквами маленького размера, исключающими факт её восприятия, антимонопольный орган приходит к выводу, что в размещаемой посредством рекламно-информационного еженедельника рекламе информация о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги, отсутствует.
Делая вывод о невозможности прочтения информации, антимонопольный орган руководствуется совокупностью следующих обстоятельств размещения рекламы: информация выполнена белыми буквами очень маленького размера на темном фоне (сине-черном).
п.1 ст.3 ФЗ "О рекламе" говорит, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" связано с не предоставлением потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "КРЕДИТ".
Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, где установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.
Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Между тем, в нарушение части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама не содержит сведений о лице, оказывающем предоставление кредита.
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Указание правильных реквизитов организаций, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Наименование юридического лица включает в себя кроме непосредственного названия обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.
В соответствии со ст.7 ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (ч.1). Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч.2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (ч.3).
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных, в частности частями 2-8 статьи 5, статьей 28 Закона несет рекламодатель, которым, в силу пункта 5 статьи 3 Закона является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно части 7 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных, в частности частью 1 статьи 28 Закона несет рекламораспространитель, которым в силу пункта 7 статьи 3 Закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Таким образом, реклама Общества с ограниченной ответственностью "КомпАс", Общества с ограниченной ответственностью "Город Лип" в рекламно-информационном еженедельнике "Город Лип", выпуск N 27 (231) от 20 июля 2011 года на стр. 12 не содержит обязательного наименования лица, предоставляющего банковскую услугу.
В соответствии с указанными выше фактами реклама ООО "КомпАс" как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, содержит признаки нарушения ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе", реклама ООО "Город Лип", как лица, осуществляющее распространение рекламы, содержит признаки нарушения ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе".
На рассмотрении дела по рекламе N 73 13 сентября 2011 года из имеющихся в материалах дела доказательств Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что реклама ООО "КомпАс" и ООО "Город Лип" нарушает требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
<Представитель> ООО "КомпАс" - <> пояснил, что информацию о лице предоставляющего кредит не видно, из-за некачественной печати газеты.
Представитель ООО "Город Лип" - <> пояснил, что нарушение законодательства произошло по невнимательности должностного лица - <> ООО "Город Лип", на которую <> возложена ответственность за проверку рекламных макетов на соблюдение рекламного законодательства.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу Общества с ограниченной ответственностью "КомпАс" как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, следующего содержания: "КОНДИЦИОНЕРЫ_кредит_КомпАс_пр-т Победы, 69а_тел.: 39-00-75, 48-47-54." поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе". Признать ненадлежащей рекламу Общества с ограниченной ответственностью "Город Лип" как лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также как лица, осуществившего полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму следующего содержания: "КОНДИЦИОНЕРЫ_кредит_КомпАс_пр-т Победы, 69а_тел.: 39-00-75, 48-47-54." поскольку в ней нарушены требования ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "КомпАс", ООО "Город Лип" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 73
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
14 сентября 2011 г. г. Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: - заместитель руководителя управления Л.А. Черкашина,
члены комиссии: - государственный инспектор Е.В. Пятых,
- специалист-эксперт Т.С. Амелькина,
на основании своего решения от 14 сентября 2011 г. по делу N 73 о признании ненадлежащей рекламы Общества с ограниченной ответственностью "КомпАс" как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, следующего содержания: "КОНДИЦИОНЕРЫ_кредит_КомпАс_пр-т Победы, 69а_тел.: 39-00-75, 48-47-54." поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе". Признать ненадлежащей рекламу Общества с ограниченной ответственностью "Город Лип" как лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также как лица, осуществившего полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму следующего содержания: "КОНДИЦИОНЕРЫ_кредит_КомпАс_пр-т Победы, 69а_тел.: 39-00-75, 48-47-54." и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "КомпАс" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. ООО "КомпАс" представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 сентября 2011 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 73-2
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
14 сентября 2011 г. г. Липецк
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель: - заместитель руководителя управления Л.А. Черкашина,
члены комиссии: - государственный инспектор Е.В. Пятых,
- специалист-эксперт Т.С. Амелькина,
на основании своего решения от 14 сентября 2011 г. по делу N 73 о признании ненадлежащей рекламы Общества с ограниченной ответственностью "КомпАс" как лица, определившего объект рекламирования и (или) содержание рекламы, следующего содержания: "КОНДИЦИОНЕРЫ_кредит_КомпАс_пр-т Победы, 69а_тел.: 39-00-75, 48-47-54." поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.5, ч.1 ст.28 Федерального закона "О рекламе". Признать ненадлежащей рекламу Общества с ограниченной ответственностью "Город Лип" как лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, а также как лица, осуществившего полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму следующего содержания: "КОНДИЦИОНЕРЫ_кредит_КомпАс_пр-т Победы, 69а_тел.: 39-00-75, 48-47-54." и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Город Лип" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы с нарушением действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. ООО "Город Лип" представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 сентября 2011 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 73/11 (опубликовано 14 сентября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016