Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 19 сентября 2011 г. N 06-01-22-14-11
Резолютивная часть решения оглашена "6" сентября 2011 г. г. Новосибирск
В полном объеме решение изготовлено "19" сентября 2011 г.
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела N 06-01-22-14-11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: Т.В. Лопаткина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии: И. В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Е. А.Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-01-22-14-11, возбужденное по признакам нарушения ООО "Новосибирск-Авто" (630091, г.Новосибирск, ул.Никитина, 20) ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой не допускается недобросовестная конкуренция,
в присутствии представителей:
заявителя Некоммерческого партнерства "Национальная тиражная служба"- не явился (уведомлен надлежащим образом);
лица, в отношении которого возбуждено дело - ООО "Новосибирск-Авто" (юридический адрес: 630091, г.Новосибирск, ул.Никитина, 20) не явился (уведомлен надлежащим образом);
заинтересованного лица - ООО РИА "Новосибирск-Авто" (юридический адрес: 630099, г.Новосибирск, ул.Щетинкина, 49) не явился (уведомлен надлежащим образом), установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение Некоммерческого партнерства "Национальная тиражная служба" (далее - НТС) (вх.N 1587 от 31.01.2011 г.) о недостоверной информации о тираже средства массовой информации (СМИ) "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто", а также о незаконном использовании логотипа "Национальная тиражная служба" на обложке и в выходных данных указанного печатного издания.
В результате проверки, проведенной по данному заявлению, установлено следующее.
Согласно выходным данным выпуска N10 (25) 2011 г. "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто" является рекламно-информационным изданием учредителем, издателем и редакцией является ООО "Новосибирск-Авто".
Новосибирским УФАС России проверено несколько выпусков "Справочника автомобилиста Новосибирск-Авто" NN 8 (23), 9 (24) 2010 г. и N10 (25) 2011 г. на соответствие указанному тиражу и фактически напечатанному.
В выходных данных и на обложке указанных выпусках печатного издания "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто" заявлен размер тиража 50 000 экз.
Согласно документам, представленным типографией ОАО "Советская Сибирь", договор на услуги типографии для выпуска "Справочника" NN 8 и 9 в 2010 г. не заключался, данные услуги оказывались на основании заявки и предоплаты.
В соответствии с актом N00003761 от 21.05.2010 г., заявки на печать, счета N2018 от 15.04.2010 г., платежных поручений NN056, 072, 075, 838 тираж "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто" N8 (23) 2010 г. составил 50 000 экз. что соответствует указанному тиражу в выходных данных и на обложке справочника.
Согласно акту N00007067 от 20.09.2010 г., заявки на печать, счета N3310 от 03.08.2010 г., платежным поручениям NN120, 171, 174, 179, 180, 181 тираж "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто" N9 (24) 2010 г. составил 50 000 экз. что соответствует указанному в выходных данных.
В соответствии с договором на печать (тиражирование) рекламно-акцидентной продукции от 02.12.2010 г., заключенным между ОАО "Советская Сибирь" и ООО РИА "Новосибирск-Авто", а также спецификацией (приложение N1 к данному договору), счет-фактурой N 00000526 от 31.01.2011 г., актом N00000336 от 31.01.2011 г., тираж издания "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто" N10 (25) составляет 50 000 экз., что также соответствует указанному в выходных данных и на обложке печатного издания.
Следовательно, информация о недостоверных сведениях о тираже СМИ "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто" NN8 (23), 9 (24) и 10 (25) не подтвердилась.
Кроме того, заявитель указывает на размещение пометки о сертификации издания в Национальной тиражной службе и на незаконное использование логотипа Национальной тиражной службы в нескольких номерах Справочника, а именно NN8,9 2010 г., и N10 2011 г., а также на сайте: www.autonovosib.ru/about/3 в разделе: "Официальные данные", указано, что тираж сертифицирован "Национальной тиражной службой".
На страницах N10 (25) 2011 г. "Справочника автомобилиста Новосибирск-Авто" имеется информация о том, что электронная версия справочника на www.autonovosib.ru.
Согласно Акту от 03.05.2011 г. осмотра сайта www.autonovosib.ru/about/3 в разделе: "Официальные данные", указано: "_тираж справочника автомобилиста "Новосибирск-Авто" добровольно сертифицирован в "Национальной тиражной службе"_".
Некоммерческое партнерство "Национальная тиражная служба" является правообладателем товарного знака: графический объект в виде овала, в центре которого расположены буквы "НТС" (свидетельство на товарный знак N185285, срок действия регистрации до 12.02.2019 г.), в том числе по классу16 - печатная продукция, бюллетени информационные, 35 - реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба; аудиторские услуги (аудит тиражей и распространение печатных средств массовой информации).
Согласно Положению о контроле за тиражом и распространением газет и журналов, вступивших в Национальную тиражную службу, право использования логотипа (товарного знака НТС) в своем печатном издании возникает у издателя после заключения договора с НТС на сертификацию и аудит печатного издания и включения этого СМИ в реестр НТС.
По информации представленной Национальной тиражной службой, договор с ООО "Новосибисрк-Авто" - издателем СМИ "Справочник автомобилиста "Новосибирск-Авто" не заключался, в реестре НТС данное издание не значится. Следовательно, право размещать логотип НТС и пометку о регистрации в НТС на обложке и в выходных данных СМИ, а также на сайте www.autonovosib.ru/about/3 у ООО "Новосибирск-Авто" отсутствует.
ООО "Новосибирск-Авто" признает, что логотип НТС на обложке и в выходных данных "Справочник автомобилиста "Новосибирск-Авто" размещен ошибочно.
Согласно указанному договору ООО РИА "Новосибирск-Авто" (агент) от своего имени, но за счет ООО "Новосибирск-Авто" (принципал) осуществляет действия связанные с деятельностью СМИ "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто": заключение договоров на подготовку, изготовление, согласование рекламной и печатной продукции, выполнение работ, предоставление услуг по продвижению печатной продукции на рынке, купли продажи необходимой продукции, ведение коммерческой переписки, осуществление работ, связанных с деятельностью СМИ "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто" непосредственно силами агента.
Права и обязанности по сделкам, совершенным Агентам в соответствии с указанным договором возникают непосредственно у ООО "Новосибирск-Авто".
В соответствии со свидетельством о регистрации ПИ NФС77-28604 от 22.06.2007 г. ООО "Новосибирск-Авто" является учредителем СМИ "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто".
Согласно Уставу редакции "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто" редакция не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в рамках выполнения уставных задач учредителя - ООО "Новосибирск-Авто".
Таким образом, действия ООО "Новосибирск-Авто" по размещению пометки о регистрации СМИ в НТС, а также использование логотипа НТС в выходных данных и на обложке рекламно-информационного издания "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто", а также на Интернет-сайте www.autonovosib.ru/about/3 содержат нарушения п.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), в соответствии с которым, не допускается недобросовестная конкуренция в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Согласно п.9 ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции", недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации
В соответствии со Свидетельством о регистрации СМИ ПИ NФС77-28604 от 22.06.2007 г. "Справочник автомобилиста Новосибирск-Авто" является адресно-телефонным справочником, с содержанием рекламы более 40%.
Кроме данного издания на рынке печатных средств массовой информации г. Новосибирска присутствуют и другие СМИ, по примерной тематике и (или) специализации являющихся адресно-телефонным справочником, с содержанием рекламы до 40% (например справочник "Все для Вашей иномарки 54RUS" Свидетельство о регистрации NПИ 12-1635 от 30.01.2003 г.). При этом оба издания сходны по форматам и тематике.
Следовательно, своими действиями ООО "Новосибирск-Авто" может причинить другим субъектам - конкурентам, в том числе и вышеуказанным, убытки в виде упущенной выгоды (согласно "Современному экономическому словарю" авторы - Райзберг Б. А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., упущенная выгода - недополученные доходы, прибыль, которую лицо могло бы получить, если бы его права или условия деятельности не были нарушены).
Размещение ООО "Новосибирск-Авто" логотипа и пометки на обложке и в выходных данных СМИ "Справочник автомобилиста "Новосибирск-Авто" о сертификации тиража в НТС позволяет редакции занять более привлекательную позицию для рекламодателей. Что ведет к расширению клиенткой базы, а значит и увеличению доходов ООО "Новосибирск-Авто".
Регистрация тиража ПИ в НТС обеспечивает достоверность указанного тиража, а значит привлекательность печатного издания для рекламодателей, как добросовестного участника рекламного рынка.
Данные о тираже СМИ являются одним из важнейших показателей, т.к. определяют привлекательность печатного издания для рекламодателей - чем больше тираж издания, тем больше охват аудитории (потенциальных потребителей).
При этом для рекламодателя важно соотнести цену публикации рекламного объявления с величиной тиража.
Таким образом, указывая ложную информацию по поводу сертификации тиража рассматриваемого печатного издания ООО "Новосибирск-Авто" получает преимущество перед другими подобными изданиями в виде перераспределения спроса и большего количества рекламодателей и размещенных и оплаченных рекламных материалов. Как следствие, возникает вероятность причинения этими сведениями убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам в виде недополученных доходов от размещения рекламной информации рекламодателями.
Сертификация и аудит СМИ производится на платной основе, следовательно, ООО "Новосибирск-Авто" получает преимущество в предпринимательской деятельности за счет экономии издержек на регистрацию своего издания в НТС.
По смыслу п.1 ч.1 ст.14 Закона "О защите конкуренции", для установления факта недобросовестной конкуренции необходимо установить наличие трех обстоятельств: факта распространения сведений; ложности, неточности или искаженности распространенных сведений; вероятности причинения этими сведениями убытков хозяйствующему субъекту либо нанесения ущерба его деловой репутации. Наличие данных трех факторов доказано выше. Следовательно, ООО "Новосибисрк-Авто" нарушило п.1 ч.1 ст.14 Закона "О защите конкуренции".
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "Новосибирск-Авто" (юридический адрес: 630091, г.Новосибирск, ул.Никитина, 20) нарушившим п.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.06.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", действия данного лица - недобросовестной конкуренцией.
Нарушение выразилось в распространении ложных сведений, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности при размещении на обложке и в выходных данных печатного издания "Справочник автомобилиста "Новосибирск-Авто" логотипа Национальной тиражной службы, а также размещение недостоверной информации о регистрации тиража указанного печатного издания в Национальной тиражной службе в выходных данных, на обложке СМИ "Справочник автомобилиста "Новосибирск-Авто" и на Интернет-сайте www.autonovosib.ru/,
2. Выдать предписание ООО "Новосибирск-Авто" (юридический адрес: 630091, г.Новосибирск, ул.Никитина, 20) о прекращении нарушения п.1 ч.1 ст.14 Федерального закона "О конкуренции", а именно: прекратить распространение ложных, неточных искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Председатель Комиссии ______________Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии ______________И. В. Волохина
______________Е.А. Скоп
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушений установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
"19" сентября 2011 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дела N 06-01-22-14-11 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т. В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (Закон "О защите конкуренции") на основании своего решения от 19 сентября 2011 года по делу N 06-01-22-14-11 о нарушении ООО "Новосибирск-Авто" (630091, г. Новосибирск-99, ул. Никитина, 20) пункта 1 ч.1 ст.14 ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Новосибирск-Авто" прекратить нарушение п. 1 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции", выразившееся в распространении ложных, сведений, касающихся указания на обложке, в выходных данных СМИ "Справочник автомобилиста Новосибирск-авто", а также на сайте www.autonovosib.ru логотипа Национальной тиражной службы и пометки о регистрации тиража в Национальной тиражной службе.
2. Учитывая, что данное печатное издание выходит с периодичностью 3 раза в год (январь, май, сентябрь), о выполнении настоящего предписания ООО "Новосибирск-Авто" сообщить до 1 февраля 2012 года.
Председатель Комиссии ______________ Т. В.Лопаткина
Члены Комиссии ______________ И.В. Волохина
______________ Е. А. Скоп
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 19 сентября 2011 г. N 06-01-22-14-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016