Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
N 60 (опубликовано 25 сентября 2011 г.)
Изготовлено в полном объеме: 26 сентября 2011 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <>
Членов Комиссии:
- <>
- <>
- <>- рассмотрев дело N 60 по признакам нарушения: Обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис" (369300, КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Курортная, 371); индивидуальным предпринимателем (список из 56 индивидуальных предпринимателей), - части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
После рассмотрения дела в отношении Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства КЧР отделом защиты конкуренции было продолжено исследование состояния конкуренции на рынке пассажирских регулярных пассажирских перевозок на автобусных маршрутах пригородного и междугородного сообщения внутри КЧР и между субъектами РФ.
Одним из перевозчиков, действующих на этом рынке, является ООО "Транс-Сервис". Согласно информации, представленной ООО "Транс-Сервис" оно не имеет собственного транспорта, а на маршрутах, закрепленных за ООО "Транс-Сервис" работают водители - индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками Общества. Всего в качестве водителей привлечено по договорам 56 индивидуальных предпринимателей. При сравнении перечня участников ООО "Транс-Сервис" и водителей, с которыми заключены договоры, установлено, что в соответствии с протоколом N 1 от 08.06.2005 г. об учреждении ООО "Транс-Сервис" Общество учредили 38 человек, из них работают в качестве водителей - предпринимателей только 14 человек. Статьей 67 ГК РФ предусмотрено, что участники общества вправе участвовать в управлении делами Общества, получать информацию о деятельности Общества, принимать участие в распределении прибылей. Аналогичные права участника Общества предусмотрены в разделе 5 Устава ООО "Транс-Сервис". Наличие у участника Общества преимуществ по сравнению с другими контрагентами по договорам нормами действующего законодательства не предусмотрены.
В соответствии с договорами, заключенными с индивидуальными предпринимателями и имеющими стандартную форму:
- индивидуальный предприниматель предоставляет организации (ООО "Транс-Сервис") автобус для перевозки пассажиров по маршрутам, определяемым Министерством КЧР по итогам проведенных конкурсов (преамбула, п. 1.1., п. 1.2.);
- управляет автобусом индивидуальный предприниматель (владелец) (п. 1.3.);
- организация (ООО "Транс-Сервис") предоставляет владельцу (индивидуальному предпринимателю) услуги по: организации перевозочного процесса (п. 1.4), проводит работы по техобслуживанию и ремонту автобуса (п. 2.8.2), обеспечивает ежедневный контроль технического состояния автобуса перед выездом и по возвращению к мессу стоянки с отметкой в путевом листе (п. 2.8.3.), обеспечивает учет неисправностей автобуса и контроль за их устранением (п.2.8.4.), обеспечивает проведение предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствованию (п. 2.8.7.), проводит инструктаж водителей о погоде, условиях движения и пр. (п. 2.8.8.), самостоятельно устанавливает режим выхода автобуса на маршрут и график его движения на маршруте (п. 2.5), обязано осуществлять контроль за соблюдением водителем ПДД, правил перевозки, временем выхода и возвращения с маршрута, соблюдением расписания движения, соблюдением расписания и наличием и состоянием водительских удостоверений (п. 2.8.9.) и другие условия.
Кроме этого ООО "Транс-Сервис" по согласованию с владельцем (индивидуальным предпринимателем) определяет маршрут, на котором осуществляется перевозка пассажиров (п. 2.1).
Договоры содержат условия, которые регулируют трудовые а не гражданско-правовые отношения. В частности, владелец (индивидуальный предприниматель) предоставляет ООО "Транс-Сервис" водителя, который должен удовлетворять определенным условиям, при этом ООО "Транс-Сервис" вправе по согласованию с владельцем назначить водителю испытательный срок, и без согласования с владельцем (индивидуальным предпринимателем) не допускает или отстраняет водителя от управления транспортным средством (п. 2.3), ООО "Транс-Сервис" допускает новых водителей только после прохождения стажировки и обеспечивает проведение этой стажировки (п. 2.4.).
Пунктом 2.9.11. договора предусмотрено, что водитель - предприниматель ежемесячно вносит в кассу ООО "Транс-Сервис" членские взносы. Членские взносы - это денежные средства, периодически вносимые членами Общества на оплату текущих расходов этого Общества. Уставом ООО "Транс-Сервис" не предусмотрена уплата членами Общества никаких иных взносов кроме внесения своей доли в уставный капитал Общества. Только четырнадцать из пятидесяти шести водителей - индивидуальных предпринимателей являются членами ООО "Транс-Сервис".
Еще при рассмотрении дела N 41, возбужденного УФАС по КЧР в 2008 году и завершенного выдачей предписания N 34 от 12.01.2009 г., было установлено, что индивидуальные предприниматели сами подавали заявки на участие в конкурсе, а также предпринимали попытку оформить некоторые маршруты, однако, Министерство документы от предпринимателей не принимало, ссылаясь на возможность применения данной процедуры только в отношении юридических лиц. В ходе рассмотрения этого дела установлено, что в паспортах маршрутов в качестве перевозчиков указаны юридические лица, поэтому возможность осуществлять деятельность по определенному маршруту у предпринимателей возникала только при заключении договора с этими юридическими лицами.
В результате таких действий Министерства при проведении торгов победителями конкурса стали не владельцы транспортных средств, а их представители, с которыми Министерством заключены договоры в соответствии с которыми собственники транспортных средств поставлены в невыгодные условия тем, что, являясь по сути победителем торгов и имея законное право на работу на определенном маршруте, они получают право работать на этом маршруте через ООО "Транс-Сервис", и как следствие - ООО "Транс-Сервис" и владельцы транспортных средств заключили соглашения, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела договоры, в соответствии с которыми произведен раздел части товарного рынка Карачаево-Черкесской Республики по перевозкам пассажиров и багажа по регулярным автобусным маршрутам междугородного и пригородного сообщения. В результате этого фактические конкуренты - перевозчики, действующие на одном товарном рынке, разделили между собой маршруты и графики перевозки пассажиров, что является нарушение норм статьи 11.
Пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать: Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис" (369300, КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Курортная, 371); индивидуального предпринимателя (список из 56 индивидуальных предпринимателей), - нарушившими пункт 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать: - Обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис" (369300, КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Курортная, 371); индивидуальному предпринимателю (список из 56 индивидуальных предпринимателей),- предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:
- прекратить координацию экономической деятельности в сфере транспортных пассажирских перевозок при проведении конкурсного отбора и осуществлении перевозочной деятельности;
- исключить из договоров положения, регулирование которых должно производиться государственным заказчиком, а не хозяйствующими субъектами - участниками перевозочной деятельности.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
<>
<>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
26.09.2011 N_2555_1/15
ПРЕДПИСАНИЕ N 49
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
26 сентября 2011 г.
г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <>
Членов Комиссии:
- <>
- <>
- <>- руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 26.09.2011 года по делу N 60 о нарушении: Обществом с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис" (369300, КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Курортная, 371); индивидуальным предпринимателем (список из 56 индивидуальных предпринимателей),- пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис" (369300, КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Курортная, 371); индивидуальному предпринимателю (список из 56 индивидуальных предпринимателей),- прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в разделе товарного рынка автомобильных перевозок пассажиров.
В этих целях: Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Сервис" (369300, КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Курортная, 371); индивидуальный предприниматель (список из 56 индивидуальных предпринимателей),- обязаны:
1. Прекратить координацию экономической деятельности в сфере транспортных пассажирских перевозок при проведении конкурсного отбора и осуществлении перевозочной деятельности.
2. Исключить из договоров положения, регулирование которых должно производиться государственным заказчиком, а не хозяйствующими субъектами - участниками перевозочной деятельности.
Срок исполнения - по пункту 1 - постоянно, по пункту 2 - до 26 октября 2011 года.
Об исполнении настоящего предписания по пункту 2 проинформировать в срок не позднее 27 октября 2011 года, по пункту 1 - не позднее 15 дней после подведения итогов конкурса.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
<>
<>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия N 60 (опубликовано 25 сентября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016