Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
(опубликовано 26 сентября 2011 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела ХХХХХХХХХ,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт ХХХХХХХХХХХ,
- ведущий специалист-эксперт ХХХХХХХХ.,
рассмотрев дело N 7654/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы "Социальные цены", размещенной на фасаде аптеки "Алия" общества с ограниченной ответственностью "Фармацевт" (далее - ООО "Фармацевт"), расположенной по адресу: г. Ульяновск, б-р Хо Ши Мина, д. 21, содержащей признаки нарушения ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
заявителя - Н., зарегистрированной по адресу: ХХХХХХ, г. Ульяновск, ул. ХХХХХХХ, - не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО "Фармацевт", расположенного по адресу: 443074, г. Самара, ул. Аэродромная, дом 96,- директора общества ХХХХХХ. (решение N 6 от 11.01.2011, паспорт) и ХХХХХХХХ. (доверенность от 12.01.2011, паспорт), установила:
В Ульяновское УФАС России поступило заявление гражданки (вх. N 160/ог от 17.06.2011). В заявлении сообщается, что на фасаде аптеки, расположенной по адресу: г. Ульяновск, б-р Хо-Ши-Мина, д. 21, размещена рекламная вывеска "Социальные цены". На вопрос гражданка к сотруднику аптеки, что весь ли товар соответствует рекламной вывеске, был получен ответ, что весь. Гражданин посетила другие аптеки для сравнения цен и убедилась, что цены одинаковые. Заявительница считает, что рекламная вывеска "Социальные цены" аптеки, расположенной по адресу: г. Ульяновск, б-р Хо-Ши-Мина, д. 21, - обман, который вводит потребителей в заблуждение.
Специалистами Ульяновского УФАС России 01.07.2011 произведена фотосъемка рекламной вывески "Социальные цены", присоединенной к вывеске "Аптека. Аптека "Алия" - защита твоя", размещенной на фасаде аптеки, расположенной по адресу: г. Ульяновск, б-р Хо-Ши-Мина, д. 21 (служебная записка N 421 от 18.07.2011).
Ульяновским УФАС России определением от 18.07.2011 возбуждено дело N 7654/05-2011. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО "Фармацевт". Также к участию в деле привлечена заявитель. Рассмотрение дела назначено на 09.08.2011.
Заявитель на рассмотрение дела 09.08.2011 не явилась, ходатайства о рассмотрении дела в ее отсутствие в Ульяновское УФАС России не направила.
09.08.2011 на заседание Комиссии представитель ООО "Фармацевт" не явился, запрошенные определением о возбуждении дела от 18.07.2011 документы и сведения обществом не представлены. ООО "Фармацевт" направило в Ульяновское УФАС России ходатайство от 02.08.2011 об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки в Ульяновское УФАС России представителя общества юриста А. 09.08.2011 (вх. N 7141 от 03.08.2011).
Определением от 09.08.2011 срок рассмотрения дела N 7654/05-2011 продлен до 16.09.2011, рассмотрение дела отложено и назначено на 12.09.2011.
Заявитель на рассмотрение дела 12.09.2011 не явилась, направив в Ульяновское УФАС России ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (вх. N 8157 от 12.09.2011).
В письменном пояснении ООО "Фармацевт" (вх. N 8138 от 09.09.2011) и представителями общества на рассмотрении дела 12.09.2011 пояснено, что реклама "Социальные цены" на фасаде аптеки, расположенной по адресу: г. Ульяновск, б-р Хо-Ши-Мина, д. 21, размещена самостоятельно заведующим указанной аптекой (обособленным подразделением) без согласования с руководством общества. Руководство ООО "Фармацевт" находится в г. Самаре и узнало о распространении рекламы "Социальные цены" только из определения Ульяновского УФАС России. После получения определения о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Фармацевт" по указанному факту провело проверку, вывеска "Социальные цены" демонтирована. Кроме того, сеть аптек ООО "Фармацевт" изначально ориентирована на установление цен на лекарственные препараты с минимальной торговой надбавкой, которая составляет от 11% до 17%. Жители г. Ульяновска неоднократно отмечали низкий уровень цен на лекарственные препараты, реализуемые в аптеке "Алия", расположенной по адресу: г. Ульяновск, б-р Хо-Ши-Мина, д. 21.
Исследовав материалы дела N 7654/05-2011, заслушав пояснения представителей ООО "Фармацевт", Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу "Социальные цены", размещенную на фасаде аптеки "Алия" ООО "Фармацевт", расположенной по адресу: г. Ульяновск, б-р Хо Ши Мина, д. 21, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В июне - августе 2011 года на фасаде аптеки, расположенной по адресу: г. Ульяновск, б-р Хо-Ши-Мина, д. 21, распространялась реклама "Социальные цены".
Рекламная вывеска "Социальные цены", присоединена к вывеске "Аптека. Аптека "Алия" - защита твоя".
В Ульяновское УФАС России поступило заявление Гражданина (вх. N 160/ог от 17.06.2011), в котором сообщается, что на фасаде аптеки, расположенной по адресу: г. Ульяновск, б-р Хо-Ши-Мина, д. 21, размещена рекламная вывеска "Социальные цены". Однако Гражданин посетила другие аптеки для сравнения цен и убедилась, что цены в данных аптеках почти одинаковые. Заявительница считает, что рекламная вывеска "Социальные цены" аптеки "Алия", расположенной по адресу: г. Ульяновск, б-р Хо-Ши-Мина, д. 21, вводит потребителей в заблуждение.
Таким образом, рекламу "Социальные цены", размещенную на фасаде аптеки "Алия" ООО "Фармацевт", потребители (в том числе Заявитель) воспринимают как рекламу аптеки, где реализуются, в первую очередь, лекарственные средства, цены на которые доступны малообеспеченным слоям населения, то есть ниже цен в других аптеках.
Исходя из понятий "социальная пенсия", "социальное обеспечение", "социальное обслуживание", закрепленных в законодательстве Российской Федерации, а также из общеизвестных понятий "социальная помощь", "социальные пособия" и т. д., которые неразрывно связаны с поддержкой и обеспечением престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети, выражение: "Аптека "Социальные цены" обозначает, что товары, реализуемые в аптеке, имеют такую низкую цену, которая будет доступна малообеспеченным слоям общества.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно поручениям Федеральной антимонопольной службы от 05.06.2009 N АК/1810-ПР и от 18.09.2009 N АК/32636 Ульяновское УФАС России осуществляет ежеквартальный мониторинг розничных цен на определенные лекарственные средства.
При сравнении розничных цен на лекарственные средства, реализуемые в аптеке N 47 (г. Ульяновск, б-р Хо-Ши-Мина, д. 21б) ООО "Фармацевт" с ценами на лекарственные средства, реализуемые в аптечной сети ООО "РОНА" и аптечной сети "Я+" ООО "Фармтраст" (расположенных также в Засвияжском районе г. Ульяновска), усматривается, что цены на часть лекарственных средств, реализуемых в аптеке ООО "Фармацевт", выше цен на одноименные лекарственные средства одного производителя, реализуемые в аптеке ООО "РОНА" и ООО "Фармацевт". Например, розничная цена на препарат "Биопарокс" аэр 125 мкг/д в ООО "Фармацевт" - 350 рублей, а в ООО "РОНА" - 320 рублей. Розничная цена на препарат "Линекс" капс. N 16 в ООО "Фармацевт" - 205 рублей, в ООО "РОНА" - 199 рублей, а в аптеке ООО "Фамтраст" - 195 рублей. Розничная цена на препарат "Пинасол" капли фл. 10 мл. в ООО "Фармацевт" - 70 рублей, в ООО "РОНА" - 67 рублей, а в аптеке ООО "Фамтраст" - 65 рублей и т.д.
Кроме того, согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.
Нарушение п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" в рассматриваемой рекламе комиссия не усматривает.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение ч. 3 ст. 5 указанного Федерального закона несёт рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем в данном случае является ООО "Фармацевт".
Учитывая изложенное, а также тот факт, что распространение рекламы "Социальные цены" прекращено, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1-2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Социальные цены", размещенную на фасаде аптеки "Алия" общества с ограниченной ответственностью "Фармацевт", расположенной по адресу: г. Ульяновск, бульвар Хо-Ши-Мина, д. 21, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 26.09.2011.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ХХХХХХХХХ
Члены Комиссии ХХХХХХХХХХ
ХХХХХХХХХ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (опубликовано 26 сентября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016