Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 13 сентября 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 13 сентября 2011 года
N 02-01/6129
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Коми УФАС России, Комиссия) в составе: <_> рассмотрев дело N А 09-04/11, возбужденное 25.04.2011 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Газремонт", адрес (место нахождения): 167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, д. 33 (далее - ООО "Газремонт", Общество), зарегистрированного ИФНС по г. Сыктывкару 14.12.2005, ОГРН 1051100582829, ИНН 1101047208,
ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"),
при участии: <_> установила:
1. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25.04.2011 N 75 возбуждено производство по делу N А 09-04/11 по признакам нарушения ООО "Газремонт" требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "Газремонт" в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции", является хозяйствующим субъектом.
Основанием для возбуждения дела послужили заявления <_> результаты внеплановой выездной проверки деятельности ООО "Газремонт" (акт от 11.04.2011 N 6).
Определением Коми УФАС России от 14.06.2011 N 02-01/3740 рассмотрение дела N А 09-04/11 назначено на 11.00 час. 23.08.2011.
В связи с необходимостью сбора дополнительных доказательств в рассмотрении дела N А 09-04/11 о нарушении антимонопольного законодательства объявлен перерыв до 16 час. 30 мин. 30.08.2011.
<_> надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела N А 09-04/11.
<_> на рассмотрение антимонопольного дела N А 09-04/11 не явились.
<_> с ходатайствами об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки в Коми УФАС России не обращались.
Руководствуясь ч. 2 ст. 45 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия сочла возможным рассмотреть дело N А 09-04/11 в отсутствие <_>
2. Из материалов антимонопольного дела N А 09-04/11 Комиссией установлено следующее.
2.1. Коми УФАС России в рамках рассмотрения дела N А 09-04/11 проведено исследование товарного рынка услуги по установке приборов учета газа в административных границах МО ГО "Сыктывкар" за период с 01.01.2010 по 31.05.2011 в целях установления доминирующего положения ООО "Газремонт".
По результатам изучения товарного рынка услуги по установке приборов учета газа в административных границах МО ГО "Сыктывкар" установлено, что доля ООО "Газремонт" составила более 50% на данном товарном рынке.
В соответствии с п. 3.7.3. административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5 (далее - Регламент), материалы проведенного анализа состояния конкуренции подписывает руководитель ответственного структурного подразделения и направляет председателю Комиссии, который приобщает их к материалам дела и знакомит с ними лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 3.7.2. Регламента хозяйствующий субъект может предоставлять в антимонопольный орган доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим.
В письме Коми УФАС России от 12.08.2011 N 02-07/5185 ООО "Газремонт" предлагалось представить в Коми УФАС России доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим, а также представить замечания, возражения дополнения по данным результатов анализа указанного товарного рынка в срок до 18.08.2011.
Ни к установленному письмом сроку, ни на заседании Комиссии замечания, возражения по данным результатов анализа, доказательства того, что положение ООО "Газремонт" на указанном товарном рынке не может быть признано доминирующим, ООО "Газремонт" не представлены.
Изучив материалы анализа товарного рынка, Комиссия приходит к выводу, что положение ООО "Газремонт" на товарном рынке услуги по установке приборов учета газа в географических границах МО ГО "Сыктывкар" является доминирующим.
2.2. Комиссией установлено, что услуга по установке прибора учета газа не относится к услугам по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Монтаж счетчика газа относится к реконструкции газораспределительных сетей является установкой дополнительного оборудования. Система газоснабжения относится к объектам капитального строительства, поэтому при реконструкции соблюдаются те же требования к объекту, что и при капитальном строительстве.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства
Согласно разделу 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон о техническом регламенте) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
В соответствии с разделом 2 Закона о техническом регламенте система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Согласно разделу 3 ОСТ 153-39.3-051-2003:
- газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;
- реконструкция - комплекс работ и организационно-технических мероприятий по переустройству существующих объектов газораспределительных систем, в том числе с изменением основных технических характеристик в целях повышения их технического уровня или условий эксплуатации;
- ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий (газопроводов и сооружений) и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
Согласно п. 4.15 СНиПа 42-01-2002 "Газораспределительные системы", утвержденные распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. N 1005-р Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, расширение, техническое перевооружение систем газораспределения и газопотребления осуществляется в соответствие с проектом.
Согласно п. 10.1.4 указанного СНиПа по каждому законченному объекту организация - исполнитель работ составляет исполнительную документацию (в том числе строительные паспорта) объекта, которая оформляется в соответствии с действующими нормативными документами.
Кроме того, исполнительная документация необходима при технической эксплуатации объектов газораспределительных систем, что подтверждается ОСТ 153-39.3-051-2003 "При технической эксплуатации выполняются следующие виды работ:
- технический надзор за строительством;
- подключение (врезка) к действующим газопроводам законченных строительством газопроводов и газифицированных объектов при вводе их в эксплуатацию;
- пусконаладочные работы;
- техническое обслуживание;
- ремонты (текущий и капитальный);
- реконструкция подземных газопроводов;
- аварийное обслуживание;
- аварийно-восстановительные работы;
включение и отключение газоиспользующего оборудования, работающего сезонно;
отключение и демонтаж недействующих газопроводов и газоиспользующего оборудования;
- техническое диагностирование;
- ведение эксплуатационной технической документации".
В процессе дальнейшей эксплуатации объекта восстановленная документация уточняется и дополняется на основании сведений, выявленных в процессе выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту.
На основании вышеизложенного и в соответствии с приведенными нормами законодательства, монтаж бытового прибора учета газа является реконструкцией системы газоснабжения, требующей подготовки исполнительной документации.
2.3. В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что стоимость услуги по установке приборов учета газа складывается из следующих расходов на:
- оформление исполнительной документации без выезда на объект;
- автотранспорт;
- оповещение жильцов и отключение многоквартирного жилого дома на период ремонтных работ по оформлению исполнительной документации без выезда на объект;
- отключение газовой плиты;
- обрезку внутридомового газопровода с установкой сварной заглушки при диаметре 32 мм;
- врезку в действующий внутридомовой газопровод при диаметре до 32 мм;
- сварку стыка диаметром до 50 мм;
- прокладку с пневматическим испытанием внутридомового газопровода диаметром до 50 мм;
- установку крана Ду 15-20 мм;
- подключение счетчика газа;
- подключение газовой плиты;
- продувку и пуск внутреннего газопровода в многоквартирном доме после отключения от газоснабжения при количестве приборов на одном стояке более 5.
Определением от 14.06.2011 N 02-01/3740 Коми УФАС России запросило у ООО "Газремонт" расчет стоимости работ и обоснованность включения работ в структуру стоимости услуги по установке прибора учета газа в 2008-2011 г.г. с указанием причин роста/снижения стоимости, с приложением документов, подтверждающих расчет по каждому виду работ в отдельности.
ООО "Газремонт" письмами от 29.07.2011 N 113/2011 (вх. N 3799 от 29.07.2011), от 30.08.2011 N 1324/2011 (вх. N 4243 от 30.08.2011) представило документы и письменную информацию, запрошенные Определением Коми УФАС России от 14.06.2011 N 02-01/3740.
Комиссией установлено, что ООО "Газремонт" в 2009-2011 г.г. для расчета тарифов на услуги ООО "Газремонт" по установке приборов учета газа применяется методика, предложенная ОАО "Росгазификация" и действующая на всех предприятиях холдинга ОАО "Газпром".
В ее основе лежит "Примерный прейскурант цен на услуги предприятий газового хозяйства 2001 года", утвержденный и введенный в действие Приказом ОАО "Росгазификация" от 20 июня 2001 года N 35.
Услуга по установке приборов учета газа не является регулируемым видом деятельности, то есть в отношении данного вида деятельности в соответствии с законодательством РФ не осуществляется регулирование цен (тарифов).
ООО "Газремонт" представило в материалы антимонопольного дела документы, подтверждающие необходимость и экономическую обоснованность включения в расчет стоимости по установке приборов учета газа вышеуказанных видов работ.
Как следует из материалов антимонопольного дела, фактическая стоимость по каждой установке прибора учета газа зависит от конструкции действующего газопровода, произведенных видов работ и физических объемов и определяется индивидуально для каждого конкретного заказчика услуги.
В каждом конкретном случае по заявке клиента рисуется эскиз монтажа в соответствии с требованиями к установке счетчика газа, определёнными паспортом счетчика газа, строительными правилами СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб" (далее - Правила N 42-101-2003).
Согласно п. 6.47 - 6.49 Правил N 42-101-2003 счетчик газа, выбранный к монтажу заявителем, устанавливается на вертикальном или горизонтальном опуске газопровода, после крана так, чтобы направление стрелки на блоке соответствовало движению газа в газопроводе. Схемы установки приведены в паспорте на счетчик.
В соответствии с наличием действующего или проектируемого к монтажу газового оборудования перечень работ и физические объемы расхода материалов могут изменяться.
Далее эскиз согласовывается ООО "Газремонт" с заказчиком. Эскиз оформляет мастер в течение 20-30 минут при непосредственном общении с заказчиком.
Мастер согласует время начала производства работ, готовит материалы и комплектующие, необходимые для работы. При этом дополнительно выдается задание слесарю для подготовки двух поворотов из стальной трубы (отрезка 2 кусков стальной трубы, использование трубогиба и трудозатраты по времени не менее 1 часа). Выписка мастером материалов со склада, погрузка материалов, сварочного, компрессорного оборудования в автомобиль. Время на подготовительные работы по выезду не менее 0,5 часа.
Комиссией установлено, что монтажная бригада ООО "Газремонт" состоит из четырех человек: мастер, газоэлектросварщик, слесарь по эксплуатации газового оборудования и водитель.
Состав бригады регламентирован следующими документами:
Согласно п. 4.2.5. Стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки", утвержденного приказом Минэнерго РФ от 27 июня 2003 года N 259, организация газоопасных и огневых работ осуществляется в порядке, установленном Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9 "Об утверждении правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" (далее - Правила N 9).
В соответствии с разделом 10 Правил N 9 (газоопасные работы) к газоопасным работам относится:
- присоединение (врезка) вновь построенных наружных и внутренних газопроводов к действующим, отключение (обрезка) газопроводов;
- пуск газа в газопроводы при вводе в эксплуатацию, расконсервации, после ремонта (реконструкции), ввод в эксплуатацию ГРП, ГРПБ, ШРП и ГРУ;
- техническое обслуживание и ремонт действующих наружных и внутренних газопроводов, газового оборудования ГРП, ГРПБ, ШРП и ГРУ, газоиспользующих установок;
- удаление закупорок, установка и снятие заглушек на действующих газопроводах, а также отключение или подключение к газопроводам газоиспользующих установок;
- продувка газопроводов при отключении или включении газоиспользующих установок в работу;
- обход наружных газопроводов, ГРП, ГРПБ, ШРП и ГРУ, ремонт, осмотр и проветривание колодцев, проверка и откачка конденсата из конденсатосборников;
- разрытия в местах утечек газа до их устранения;
- ремонт с выполнением огневых (сварочных) работ и газовой резки (в том числе механической) на действующих газопроводах, оборудовании ГРП, ГРПБ, РП и ГРУ.
Газоопасные работы должны выполняться бригадой рабочих в составе не менее 2 человек под руководством специалиста.
Проведение ремонтных работ без применения сварки и газовой резки на газопроводах низкого давления диаметром не более 50 мм, обход наружных газопроводов, ремонт, осмотр и проветривание колодцев (без спуска в них), проверка и откачка конденсата из конденсатосборников, а также осмотр технического состояния (обход) внутренних газопроводов и газоиспользующих установок, в том числе ГРП, ГРПБ, ШРП и ГРУ, как правило, допускается двумя рабочими, руководство поручается наиболее квалифицированному рабочему.
На производство газоопасных работ выдается наряд-допуск, установленной формы, предусматривающий разработку и последующее осуществление комплекса мероприятий по подготовке и безопасному проведению этих работ.
Лица, имеющие право выдачи нарядов-допусков к выполнению газоопасных работ, назначаются приказом по газораспределительной организации или организации, имеющей собственную эксплуатационную газовую службу, из числа руководящих работников и специалистов, сдавших экзамен в соответствии с требованиями настоящих Правил и имеющих опыт работы в газовом хозяйстве не менее одного года.
В ООО "Газремонт" наряд-допуск оформляет и регистрирует в журнале, установленной формы начальник службы внутренних газопроводов и газового оборудования. Расходы на его содержание учитываются в составе прочих производственных расходов и составляют 10% от прямых затрат.
Расход времени на доезд до заказчика, производство работ и возвращение на предприятие составляет не менее четырех часов.
После производства работ мастер оформляет исполнительную документацию по выполненным работам и передает на проверку начальнику производственно-технического отдела, который исполняет обязанности технического надзора за строительством. После проверки документы передаются в архив, где подшиваются к исполнительной документации по жилому дому в целом.
Таким образом, для выполнения работ, поименованных в расчете стоимости по установке счетчика газа, фактически требуются следующие трудозатраты:
- мастер СВГГО - 6 часов;
- слесарь по ремонту и эксплуатации газового оборудования - 4,5 часа;
- газоэлектросварщики - 4 часа;
- водитель на автотранспортном средстве - 4 часа;
- начальник ПТО - 0,5 часа.
Норма трудозатрат для выполнения перечня работ по установке прибора учета газа согласно Прейскуранту цен ОАО "Росгазификация" составляет 6,3 часа.
Комиссией установлено, что изменение стоимости по установке приборов учета газа в 2008-2011 г.г. обусловлено ростом часовой тарифной ставки на 50 % в связи с приведением тарифной сетки ООО "Газремонт" в соответствии с тарифным соглашением работников коммунального хозяйства. В вышеуказанный период времени также изменилась ставка социального налога с 26,9% до 34,9%.
Расходы, включенные в расчет стоимости по установке приборов учета газа за анализируемый период, обоснованны необходимыми затратами, в том числе с учетом необходимости обеспечения стандартов при проведении газоопасных работ, индивидуальных особенностей жилого помещения, где планируется установить счетчик, требований к установке счетчика, содержащихся в паспорте к нему.
В ходе изучения товарного рынка услуги по установке приборов учета газа ООО "Газремонт" представлены копии договоров и квитанций на установку приборов учета газа гражданам на территории МО ГО "Сыктывкар".
В ходе анализа вышеуказанных документов установлено, что средняя стоимость установки счетчика газа в г. Сыктывкаре составляет 4 500 рублей, максимальная 6 700 рублей.
Комиссией изучены сведения о стоимости данной услуги в других регионах России. Так, например, в Волгоградской области стоимость установки газа составляет около 8 тыс. руб., в Краснодарском крае 8-9 тыс. руб., в Республике Татарстан 10-12 тыс. руб.
Таким образом, стоимость установки счетчика в г. Сыктывкаре не превышает стоимость установки счетчиков газа в других регионах.
На основании вышеизложенного, у Комиссии оснований полагать, что в действиях ООО "Газремонт" имеет место поведение, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление доминирующим положением в виде установления монопольно высокой цены на услугу по установке прибора учета газа, не имеется.
В связи с чем, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N А 09-04/11, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО "Газремонт".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 сентября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016