Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 28 сентября 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 05 октября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев материалы дела N 580-11-р по признакам нарушения п.6 ч.5 ст.5 и пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в отношении ИП Швецовой Е.М., возбужденного по инициативе Управления,
- в отсутствие ИП Швецовой Е.М. (определение о возбуждении производства по делу N 580-11-р посредством почтовой связи направлялось по месту жительства индивидуального предпринимателя. В материалах дела имеется неврученное ИП Швецовой Е.М. письмо с почтовыми отметками "возврат по истечении срока хранения". Таким образом, Управлением приняты все возможные меры по надлежащему извещению лица о месте и времени рассмотрения дела. Применяя аналогию п.3 ч.2 ст.123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Пермское УФАС России считает ИП Швецову Е.М. извещенной о времени и месте рассмотрения данного дела надлежащим образом), установила:
В адрес Пермского УФАС России поступило заявление УФАС по Ростовской области с материалами проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. N 9463-11 от 04.07.2011 г).
В результате контроля соблюдения законодательства РФ о рекламе сотрудниками УФАС по Ростовской области выявлены признаки нарушения пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
На странице 4 газеты "Блокнот Новочеркасск" (N 43 (160), 06-12 ноября 2010 года) размещена реклама биологически активной добавки к пище "Сологем" (далее - БАД "Сологем") следующего содержания (полный текст рекламы имеется в материалах дела N 580-11-р): "Алтайский целитель. Во все времена люди ценили волшебные свойства пантов благородного оленя. Панты - это молодые неокостеневшие рожки, насыщенные кровеносными сосудами. Этот продукт используется в восточных медицинских практиках на протяжении тысячелетий для врачевания неизлечимых хворей: простудных процессов, болезней суставов, недугов желудка и кишечника, переломов и ран, мужского бессилия и женских заболеваний, болезней печени, сердца, старческого слабоумия и эпилепсии. Олень - священное животное у всех народов Севера и Сибири; сила его крови, содержащаяся в пантах, дарит здоровье и молодость. Сегодня многие люди, страдающие хроническими заболеваниями, все чаще выбирают старинные, проверенные годами, средства! Интересуются старинными рецептами и ученые. Специалисты торговой марки "Пантопроект" разработали уникальный препарат "Сологем" - капсулы на основе натуральной крови пантов оленя и лекарственной травы солодки. Полученное средств оказалось мощным по силе воздействия на целый перечень заболеваний, абсолютно безвредным для организма благодаря естественному происхождению и доступным по цене для широкого круга нуждающихся в нем. _ Отзывы людей, которые испытали на себе и своих близких силу алтайского целителя".
Данная реклама содержит ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения препарата "Сологем", а также выражение благодарности физическими лицами в связи с применением такой добавки.
1. Как следует из содержания указанной рекламы, распространяемый продукт, не являясь лекарственным средством, применяется для лечения различных заболеваний, при этом достигается положительный лечебный эффект.
В частности, в тексте рассматриваемой рекламы содержится следующая информация: "Сологем" корректирует в организме работу всех без исключения органов и систем: обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, бронхи и легкие, органы выделения, пищеварения, иммунитет, сердце и сосуды, зрение; улучшает память и половую функцию, нормализует мозговую деятельность, помогает при болезнях печени, почек, желчного пузыря, оказывает тонизирующее действие, особенно на мужскую потенцию, кровоостанавливающее, в том числе при влагалищных кровотечениях, помогает при отравлении, анемии, общих истощениях, укрепляет организм - кости, мускулы, слух; развивает умственные способности, укрепляет волю, помогает при подагре, конвульсиях с ознобом, застое крови, камнях в мочевом пузыре, отдаляет старость, увеличивает "жизненную силу" человека. _ Происходит восстановление иммунной системы при иммунодефиците, активизация сопротивляемости организма к вирусам, микробам, воздействию внешней среды. Излечиваются болезни органов дыхания: туберкулез, очаги в легких, затемнения, плевриты, пневмония, бронхиальная астма, трахеиты, гнойные бронхиты, ОРЗ и грипп. _ Лечит заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и органов выделения, болезни мочеполовой среды, уха, горла и носа, мозга, нервной системы, опухолевые заболевания, опорно-двигательной системы и кожных покровов, лечит эндокринные заболевания. _".
П.6 ч.5 ст.5 Федерального закона "О рекламе" прямо запрещает указывать на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
2. Также в тексте рекламы содержатся ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения рекламируемого продукта, а также приводятся выражения благодарности физическими лицами в связи с применением такого продукта в лечении заболеваний вплоть до полного излечения (высказывания гр-н Шурыгиной Г.Н., Шелестовой Л.В., Власова И.Б., Петровой А.Н., Перевозчикова Д.Ю., Зелениной С.П.).
В частности, в тексте рассматриваемой рекламы содержатся следующие выражения благодарности физическими лицами в связи с применением БАДа "Сологем":
"Мне 60 лет, я инвалид - давление и тахикардия, были узлы на щитовидке. Пью "Сологем" курсами по 2 месяца, уже третий курс. Считаю, что сердце подлечил основательно, недавно делал УЗИ - узелки рассасываются. Тимошенко Е.М., г. Новороссийск".
"Живу одна, правым глазом ничего не видела, в поликлинике не лечили, говорили, что так и буду жить. Было много заболеваний - ишемия, остеохондроз, артроз, нефрит, холецистит. Таблетки не помогали, начала пить "Сологем", и стало легче. Сначала суставы стали меньше болеть, заново училась жить без боли, потом сердце заработало. Пью 3 недели и буду продолжать. Зрение тоже возвращается. Люди, не сдавайтесь перед диагнозами, а "Сологему" - огромное спасибо! Петрова А.Н., г. Камышин".
"Дочь мучалась от дерматита, лежала в больнице, врачи-дерматологи делали все возможное, но болезнь не проходила. _ Куда мы только не обращались, перепробовали все лекарства, но дочь так и ходила еле-еле с ядовитыми пузырями. Спасались от дерматита "Сологемом". Пила дочка 3 курса. Помогло, на удивление докторам. Ушел и лишний вес (6 кг), и кашель (она у меня астматик). Рекомендую всем и сама тоже пью. Шурыгина Г.Н., г. Саратов".
Между тем, в силу пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама биологически активных добавок не должна:
- создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
Таким образом, в тексте рассматриваемой рекламы БАДа "Сологем" выявлены нарушения п.6 ч.5 ст.5 и пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона "О рекламе".
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ о рекламе, признается ненадлежащей.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч. 5 ст. 5, ст. 25 Закона несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем указанной рекламы на основании договора N К-275 на оказание рекламных услуг от 08.06.2009 г (дополнительное соглашение к данному договору от 01.12.2009 г и приложение N 13 к данному договору от 01.11.2010 г) является ИП Швецова Е.М.
Таким образом, с учетом положений ст. 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодателем рекламы биологически активной добавки "Сологем", размещенной на странице 4 газеты "Блокнот Новочеркасск" (N 43 (160), 06-12 ноября 2010 года), является - ИП Швецова Е.М.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 33 и ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с п.п. 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу биологически активной добавки "Сологем", размещенную на странице 4 газеты "Блокнот Новочеркасск" (N 43 (160), 06-12 ноября 2010 года), поскольку в ней нарушены требования п.6 ч.5 ст.5 и пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Швецовой Е.М. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ИП Швецовой Е.М. административного дела по ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 580-11-р
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
05 октября 2011 года г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, на основании своего решения от 30.09.2011 г по делу N 580-11-р о признании ненадлежащей рекламы биологически активной добавки "Сологем", размещенной на странице 4 газеты "Блокнот Новочеркасск" (N 43 (160), 06-12 ноября 2010 года), поскольку в ней нарушены требования п.6 ч.5 ст.5 и пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Швецовой Е.М. в пятнадцатидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пунктов п.6 ч.5 ст.5 и и пп.1-3 ч.1 ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно:
- не допускать в рекламе биологически активных добавок (далее - БАДов) указаний на лечебные свойства добавки, т.е. исключить из текста рекламы БАДов следующие фразы: "Лечит _", "Вылечивает_", "Излечивает_";
- не допускать в рекламе БАДов ссылок на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения добавок;
- не использовать в рекламе БАДов выражения благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
2. ИП Швецовой Е.М. в срок до 01 ноября 2011 года представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения п. 1 настоящего предписания.
В соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 28 сентября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016