Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 3 октября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Л-Мед" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку противоопухолевых, иммунодепрессивных и сопутствующих лекарственных препаратов, для обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, установила:
Согласно извещению N 0156200000511000288, Министерством здравоохранения Пермского края проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку противоопухолевых, иммунодепрессивных и сопутствующих лекарственных препаратов для обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены следующими действиями Заказчика.
По мнению Заявителя при формировании аукционной документации Заказчиком нарушены требования Закона о размещении заказов.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила.
На официальном сайте Заказчиком размещено извещение N 0156200000511000288 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку противоопухолевых, иммунодепрессивных и сопутствующих лекарственных препаратов, для обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Заявитель полагает, что Заказчиком допущены следующие нарушения: не указано какая конкретно оболочка требуется для покрытия таблеток; указание конкретной лекарственной формы для каждого МНН ведет к ограничению конкуренции; Заказчиком необоснованно включены в 1 лот ряд лекарственных средств, по международным непатентованным наименованиям которых зарегистрировано только одно торговое наименование, также полагает, что допущено укрупнение лота N 1.
Согласно пп.4 п.3 Раздела 7 "Требования к порядку подготовки заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме", показатели, характеризующие поставляемые товары, должны соответствовать показателям, установленным в Главе V "Техническое задание (Спецификация).
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заявителя пояснила, что в Техническом задании указаны требования к лекарственной форме "Таблетки, покрытые оболочкой" (позиции Анастрозол, Бикалутамид, Летрозол, Ондансетрон), не пояснив при этом, какая конкретно оболочка требуется для покрытия таблеток с указанными МНН.
В ходе рассмотрения жалобы не представлено доказательств того, каким образом не указание конкретного вида оболочки нарушает права и законные интересы Заявителя. При этом Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что Заявитель не воспользовался правом, предусмотренным ч.3 ст. 41.7 Закона о размещении заказов, и не направил в адрес Заказчика запрос о разъяснении положений аукционной документацией.
Представитель Заказчика пояснила, что при формировании технического задания Министерство здравоохранения Пермского края руководствовалось информацией из Государственного реестра лекарственных препаратов. Указанные лекарственные препараты с МНН "Анастрозол", "Бикалутамид", "Летрозол", "Ондансетрон" зарегестрированы в Государственном реестре лекарственных препаратов с формами выпуска - таблетки, покрытые оболочкой и таблетки, покрытые пленочной оболочкой.
Представитель Заказчика пояснила, что поскольку вид оболочки указанных таблеток не имеет значения и не влияет на качество лекарственного препарата, к поставке могли быть предложены как таблетки, покрытые оболочкой, так и таблетки, покрытые пленочной оболочкой.
Кроме того, Заказчиком представлены разъяснения положений аукционной документации, касающиеся вида оболочки таблеток Бикалутамид, в соответствии с которыми, Заказчик полагает возможным предложить к поставке лекарственный препарат Бикалутамид в виде таблеток, покрытых пленочной оболочкой.
Исходя из позиции Заказчика, с учетом представленных разъяснений, лекарственные препараты с МНН "Анастрозол", "Бикалутамид", "Летрозол", "Ондансетрон" могли быть предложены к поставке с различным видом оболочек. Таким образом, Комиссия Пермского УФАС пришла к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.1-3.2, 4.1-6 ст.34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч.3.1 ст.34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Обеспечение лекарственными препаратами, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществляется в соответствии с Перечнем лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 г. N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" (далее - Перечень лекарственных средств).
Заявитель полагает, что при формировании лота не следовало объединять в один лот лекарственные средства, входящие в различные группы в соответствии с Перечнем лекарственных средств, а именно, поставку лекарственных средств, отнесенных к группе ХХХ (Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения, например, Анастрозол, Бикулатамид, Золедрованная кислота, Капецитабин, Винорелбин) не следовало объединять в один лот с поставкой лекарственных средств, отнесенных к группе ХVIII (Противоопухолевые, иммунодепрессивные и сопутствующие средства, например, Домустил, Летрозол).
Перечень лекарственных средств утвержден во исполнение требований, установленных в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Лекарственные препараты в данном Перечне лекарственных средств поименованы по международному непатентованному названию. Техническое задание, в частности, указание конкретной лекарственной формы, сформировано Заказчиком с учетом Перечня лекарственных средств.
В соответствии с ч. 6.1. ст. 10 Закона о размещении заказов, под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2011 г. N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков", указанные в техническом задании лекарственные препараты относятся к группе 80 - Препараты для лечения злокачественных образований.
Поскольку поименованные в Техническом задании позиции относятся к одной группе, они технологически и функционально связаны между собой. Функция всех лекарственных препаратов единая - лечение злокачественных образований.
Согласно ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Иных ограничений к содержанию документации об аукционе и формированию лотов Законом о размещении заказов не предусмотрено.
Таким образом, при размещении заказа заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов на поставки лекарственных средств, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, включая форму выпуска лекарственных средств, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.
Поскольку лекарственные препараты функционально и технологически взаимосвязаны, нарушений требований Закона о защите конкуренции не может быть установлено.
Принимая во внимание цели Федерального закона "О государственной социальной помощи" предмет торгов, содержание документации об аукционе, Комиссия полагает, что Заказчик правомерно включил в лот N 1 лекарственные средства технологически и функционально связанные с определенным документацией об аукционе предметом торгов. Следовательно, избранный Заказчиком принцип формирования лота не противоречит приведенным выше нормам Закона о размещении заказов.
Доводы Заявителя о том, что объединение в один лот лекарственных средств по международным непатентованным наименованиям, под которыми зарегистрировано только одно торговое наименование, с другими лекарственными средствами, ограничивает количество участников размещения заказа, является несостоятельным на основании следующего.
В соответствии с п.п.16, 17 ст.4 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" международное непатентованное наименование лекарственного средства - наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения; торговое наименование лекарственного средства - наименование лекарственного средства, присвоенное его разработчиком.
В соответствии с Письмом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 15.10.2007 N 1003/048743П размещение заказов на поставку лекарственных средств осуществляется по международным непатентованным наименованиям.
Из указанных положений Закона о размещении заказов, а также письма Росздрава от 15.10.2007 N 1003/048743П следует, что размещение заказов на закупку лекарственных средств может осуществляться только по международным непатентованным наименованиям лекарственных средств, либо по торговому наименованию (наименованию, присвоенному разработчиком) с сопровождением словами "или эквивалент".
Представитель Заказчика пояснила, что Техническое задание содержит наименования лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.1-3.2, 4.1-6 ст.34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Комиссией установлено, что лекарственные препараты Азатиоприн, Бевацизумаб, Гефитиниб, Гозерелин, Иматиниб, Инфликсимаб, Мелфалан, Трастузумаб, Хлорамбуцил, указанные в Техническом задании, имеют по одному торговому наименованию, также установлено, что с МНН "Октреотид" зарегистрировано 2 торговых наименования, а не одно - "Алекран", как указывает Заявитель. Октреотиду соответствует 2 торговых наименования - Октреотид-депо и Сандостатин ЛАР. Торговому наименованию "Алкеран" соответствует МНН "Мелфалан".
Заказчик при формировании предмета открытого аукциона в электронной форме, установил требования к поставляемому товару, основываясь на нормах законодательства о размещении заказов, Закона о защите конкуренции и в соответствии со своими потребностями, связанными с обеспечением лекарственными препаратами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В доводах, изложенных в жалобе, Заявитель указывает на положения, изложенные в совместном письме Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, ФАС России от 31.10.2007 г. N 16811-АП/ДО 4, N 8035-ВС, N ИА/20555 "О применении норм Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения", касающиеся необходимости избегать укрупнения лотов, не объединять лекарственное средство в один лот с лекарственным средством, в случае если по его международному непатентованному наименованию зарегистрировано только одно торговое наименование.
Данное письмо устанавливает, что действия по объединению в 1 лот лекарственных средств, могут ограничить количество участников размещения заказа. В то же время, в ходе рассмотрения жалобы, представитель Заявителя не смог пояснить каким образом действия Заказчика по объединению в 1 лот лекарственных препаратов, функционально и технологически связанных между собой, нарушают его права и законные интересы, следовательно, ограничивают количество участников размещения заказа.
Таким образом, Комиссия Пермского УФАС России пришла к выводу о необоснованности доводов Заявителя.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия, решила:
Признать жалобу ООО "Л-Мед" на действия Министерства здравоохранения Пермского края при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку противоопухолевых, иммунодепрессивных и сопутствующих лекарственных препаратов для обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, необоснованной.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 октября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016