Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 30 сентября 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2011 г. г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено 30 сентября 2011 г. г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. -заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Браженец О.Г.- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Вавилова Е.Е. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
в присутствии Ражевой Ю.А. представителя Администрации городского поселения "поселок Радченко" по доверенности от 01.08.2011 N7, Потехина А.А. представителя ЗАО "Пансеонат с лечением "Верхневолжский" по доверенности от 05.08.2011 б/н и представителя ООО Коммунально - эксплуатационное предприятие "Верхневолжское" по доверенности от 24.06.2011 б/н; Агаки О.С. представителя от заявителей;
Настоящее дело возбужденно по заявлению жителей многоквартирных домов пансионата "Верхневолжский" (пос. Радченко Конаковский район) о действиях ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" по повышению с марта 2011 г. платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление на 150% и горячее водоснабжение на 122%.
Из материалов дела следует, что на территории ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" расположены семь жилых домов, в которых проживают 183 человека.
Способ управления многоквартирными домами собственниками жилых помещений на момент рассмотрения дела N03-6/1-33-2011 11.09.2011 не избран.
На основании учредительных документов ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" не является управляющей организацией, однако в течении длительного периода, в том числе отопительного периода 2010-2011 гг. имея на балансе тепловые сети, водопроводные сети и артскважины, поставляло жителям многоквартирных домов пансионата "Верхневолжский" коммунальные услуги, в том числе тепловую энергию и осуществляло сбор денежных средств за поставленные ресурсы без надлежащего оформления договорных отношений.
Таким образом, между ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" и жителями многоквартирных домов пансионата "Верхневолжский" сложились отношения, при которых ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" фактически осуществляло функции управляющей компании.
Тепловую энергию для нужд ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский", в том числе для поставки жителям многоквартирных домов пансионата "Верхневолжский" вырабатывало и поставляло ООО Коммунально-эксплуатационное предприятие "Верхневолжское" без надлежащего оформления договорных отношений и по тарифу не утвержденному РЭК Тверской области тарифа на тепловую энергию.
По информации, представленной ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" в рамках рассмотрения дела N 03-6/1-33-2011(исх. от 22.07.2011 N 191) жители многоквартирных домов пансионата "Верхневолжский" в отопительный период 2010-2011 г. оплачивали тепловую энергию и горячее водоснабжение по стоимости, установленной ООО Коммунально-эксплуатационное предприятие "Верхневолжское" для ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский", а именно:
- за горячую воду за одного человека в месяц в 2010г.180 рублей, с марта 2011 г. 220 рублей;
- за тепловую энергию за один квадратный метр отапливаемой площади в месяц в 2010 г. 20 рублей, с марта 2011 г. 30 рублей.
Пунктом 20.5 приказа РЭК Тверской области от 17.12.2010 N191-нп "Об утверждении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за услуги холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отопления, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения на 2011 год для организаций - исполнителей коммунальных услуг" утверждены предельные максимальные индексы для городского поселения поселок Радченко, в том числе рост размера платы за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения не должен превышать 115%.
Таким образом, размер платы граждан в марте и апреле 2011 г. по сравнению с февралем 2011 г. за услуги горячего водоснабжения вырос на 40 руб. или 122,2%, на услуги теплоснабжения - на 10 руб./м2 или 150%, что превышает установленный РЭК Тверской области рост размера платы за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения.
ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" предоставляя услуги по передаче и распределению тепловой энергии потребителям многоквартирных домов пансионата "Верхневолжский", в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях", является субъектом естественной монополии.
Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии.
В соответствии с пунктами 3.5, 3.6. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, (утв. приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5, зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2007 N 9541) и согласно пункту 1.4 "Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 N 18026), не требуется проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии. Следовательно, ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" занимает на вышеуказанном рынке доминирующее положение в границах пос. Радченко Конаковского района в пределах расположения находящихся на балансе коммуникаций, с долей _%.
Доводов или доказательств, свидетельствующих об обратном ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" в порядке части 4 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", установление тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с п. 1.1. Положения о Региональной энергетической комиссии Тверской области (утв. постановлением администрации Тверской области от 03.04.2007 N 101-па) Региональная энергетическая комиссия Тверской области (далее - Комиссия) является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую, тепловую энергию и услуги в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Согласно информации, представленной РЭК Тверской области (исх. от 20.06.2011 N2450) ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" в течение 2009 - первое полугодие 2011 гг. с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей не обращалось.
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 15.08.2011 ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" приняло во временное владение и пользование недвижимое имущество, в том числе здание котельной от ООО Коммунально-эксплуатационное предприятие "Верхневолжское".
В соответствии с пунктом 10 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия как нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Тверского УФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" действия ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский", выразившегося в применении не утвержденного в установленном порядке тарифа на тепловую энергию.
2. Выдать ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства посредством обращения в Региональную энергетическую комиссию Тверской области с целью утверждения тарифа на тепловую энергию.
Председатель Комиссии Л.В. Посохова
Члены Комиссии: О.Г. Браженец
Е.Е. Вавилова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 03-6/1-33-2011
30 сентября 2011 г. г.Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Браженец О.Г.- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Вавилова Е.Е. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
руководствуясь пунктом "и" статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 30 сентября 2011 г. по делу N 03-6/1-33-2011 о нарушении ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ЗАО "Пансионат с лечением "Верхневолжский" прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в применении не утвержденного в установленном порядке тарифа на тепловую энергию.
2. В срок до 24.10.2011 обратиться в Региональную энергетическую комиссию Тверской области с целью утверждения тарифа на тепловую энергию.
3. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Тверское УФАС России в срок не позднее пяти дней со дня его выполнения, представив заверенные копии документов, подтверждающих факт обращения в РЭК Тверской области.
Председатель Комиссии Л.В. Посохова
Члены Комиссии: О.Г. Браженец
Е.Е. Вавилова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 30 сентября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016