Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 29 сентября 2011 г. N 42
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
И.Р. Носкова - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Е.А. Бессонова - специалист-эксперт отдела рекламы;
рассмотрев дело N 42, возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества "БФК" (далее - ЗАО "БФК") по факту размещения в апреле-мае 2011 г. в г.Омске на конструкциях стабильного территориального размещения рекламы: "Пластиковые окна БФК. Мы взяли лучшее! Немецкий профиль VEKA фурнитура ROTO.Отдаем за 2000 руб.* _", с изображением образа советского солдата времен Великой Отечественной Войны, с признаками нарушения:
- ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), согласно которому в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия,
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представитель ЗАО "БФК" "_" (доверенность "_".), установила:
25.07.2011 г. (вх. N 6424) Омским УФАС России были переданы материалы, указывающие на признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, при размещении рекламы пластиковых окон (производства ЗАО "БФК"), распространяемой на конструкциях стабильного территориального размещения на территории г.Омска и других городов России (г.Томск, г.Кемерово, г.Новокузнецк).
Из переданных материалов следует, что в апреле-мае 2011 г. на рекламной конструкции N186А, размещенной на Привокзальной площади в г.Омске, распространялась следующая информация: "Пластиковые окна БФК. Мы взяли лучшее! Немецкий профиль VEKA фурнитура ROTO.Отдаем за 2000 руб.* _", с изображением образа советского солдата времен Великой Отечественной Войны (образ советского солдата с плаката 1945 г. В. Иванова "Враг коварен - будь на чеку").
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст.3 ФЗ "О рекламе").
Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п.2 ст.3 ФЗ "О рекламе").
Исходя из способа и формы размещения, рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (пластиковые окна производства БФК), способствует формированию интереса к нему и его продвижению на рынке. Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, срав-нений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, со-циальной категории, возраста, языка человека и гражданина официальных государствен-ных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного на-следия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объек-тов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно данным Омского УФАС России в адрес Управления Федеральной антимонополь-ной службы по Омской области в апреле и мае 2011 г. поступали телефонные и письмен-ные обращения жителей г.Омска по факту распространения рекламы пластиковых окон "БФК", которая сопровождалась изображением образа советского солдата времен ВОВ и фразой "Мы ото-брали у немцев самое лучшее" (образ советского солдата с плаката 1945 г. В. Иванова "Враг коварен - будь на чеку"). В поступавших письменных обращениях граждан было указано:
- "Я против использования образа русского солдата в рекламе пластиковых окон, я считаю такой ход просто не гуманным" ("_".);
"Реклама пластиковых окон с использованием образа советского солдата, по моему мнению, в чистом виде является недобросовестной, так как порочит честь и достоинство не только ветеранов, но и всех граждан РФ для которых праздник 9 мая светлый и великий. Кроме того слоган "Мы отобрали у немцев самое лучшее" считаю является оскорбительным. Наши сол-даты шли завоевывать победу, не отбирать у немцев не пойми что" ("_".);
"Возмущена рекламой окон с использованием образа советского солдата. Неужели на-ши деды в 45-м окнами торговали! Просто позорище, уж хоть бы над памятью не надруга-лись.Особенно обидно за мертвых: они не могут противостоять." ("_".);
- "Текст сообщения: "мы отобрали у немцев самое лучшее. Отдаем за 2000 руб." считаю недопустимым, это оскорбительно" ("_".);
- "Однозначно тупая и оскорбительная реклама. Особенно учитывая реальный уровень жизни в Германии и России" ("_".);
- "Однозначно нарушает, принижая роль советского солдата в Победе" ("_".);
- "Бездарная реклама!!! И полное отсутствие элементарного знания и уважения к российской истории" ("_".).
Таким образом, заявители расценивали указанную рекламу как непристойную, оскорбляющую их достоинство, а также память солдат, погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
В целях изучения общественного мнения относительно допустимости распростра-нения данной рекламы Омским УФАС России был проведен опрос интернет-пользовате-лей на официальном сайте Омского УФАС России (www.omsk.fas.gov.ru) в период с 16 по 30 мая 2011 года.
Согласно проведенному опросу, на вопрос "Допустимо ли, по Вашему мнению, использование образа советского солдата в данной рекламе", 76,69 % проголосовавших ответили "недопустимо", 21,73 % - "допустимо", 1,27 % затруднились с ответом. Всего в опросе приняли участие более 600 интернет - пользовате-лей (Акт фиксации результатов интернет-опроса от 30.05.2011 г.).
Учитывая результаты интернет - опроса, Омским УФАС по факту размещения рассматриваемой рекламы пластиковых окон БФК в газетах "Омский домовой" N 14 (505) от 15.04.2011 г. и "Ва-банкъ" N 18 (66) от 09.05.2011 г. (г.Омск) было возбуждено дело N 06-10.1/29-2011 в отношении ООО "Квинта" по признакам нарушения части 6 ста-тьи 5 ФЗ "О рекламе".
Решением Комиссии Омского УФАС России от 21.06.2011 г. по делу N 06-10.1/29-2011 рассматриваемая реклама пластиковых окон БФК, и содержащая образ советского солдата времен ВОВ, была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе". Решение вступило в законную силу 21 сентября 2011 г.
В материалах рассматриваемого дела имеется также мнение Новосибирского областного совета ветеранов войны, труда, военной службы и правоохранительных органов Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов относительно использованного образа советского солдата в рекламе: "Пластиковые окна БФК. Мы взяли лучшее! Немецкий профиль VEKA фурнитура ROTO.Отдаем за 2000 руб.* _". Согласно полученному ответу ветераны однозначно высказались о присутствии в рассматриваемой рекламе оскорбительного образа, унижающего честь и достоинство фронтовика-воина, неуважение к истории своей страны.
Из материалов дела следует, что размещение рекламы в г.Омске на конструкциях стабильного территориального размещения осуществлялось на основании договора о сотрудничестве N 0008 от 01.04.2011 г. между ООО "Центр размещения" (Исполнитель) и ООО ГК "Реклама Онлайн" (Заказчик). Предметом договора являются услуги (работы) по организации размещения рекламно-информационных материалов третьих лиц, предоставленных Заказчиком, в печатных СМИ. При этом, как следует из представленных Актов выполненных работ, размещение осуществлялось на конструкциях стабильного территориального размещения г.Омска (Акт выполненных работ N 2455 от 31.05.2011 г., счет-фактура N 00002455 от 31.05.2011 г.; Акт выполненных работ N 3029 от 30.06.2011 г., счет-фактура N 00003029 от 30.06.2011 г.; акт выполненных работ N 1887 от 29.04.2011 г., счет-фактура N 00001887 от 29.04.2011 г.). Данными актами удостоверено, что работы выполнены в полном объеме, с надлежащим качеством и в установленные сроки; стороны претензий друг к другу не имеют.
В свою очередь ООО "Центр размещения" является арендатором рекламных конструкций, в частности рекламной конструкции N 186А, расположенной по адресу проспект К.Маркса-Ж/Д Вокзал в г.Омске, по договору N 01/3-КФР/11 аренды рекламных конструкций от 01.04.2011 г., заключенному с ООО РК "Арт-Мастер" (Арендодатель), в соответствии с адресной программой (Приложение N 1 к Договору).
Согласно документам и пояснениям, представленным ООО "Центр Размещения", рекламное изображение, размещенное на конструкции N 186А по адресу проспект К. Маркса - Ж/Д Вокзал в г.Омске, было представлено в ООО "ГК "Реклама Онлайн" непосредственно рекламодателем - ЗАО "БФК" (договор N б/н об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов от 07.12.2010, заключенный между ООО "Группа Компаний "Реклама Онлайн" и ЗАО "БФК").
В соответствии с Договором N б/н об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов от 07.12.2010 г., Агентство (ООО "Группа компания "Реклама Онлайн") обязуется по заданию Рекламодателя (ЗАО "БФК") осуществлять деятельность по приему рекламных материалов Рекламодателя и организации их размещения в СМИ, на иных рекламных носителях, избранных Рекламодателем. Согласно п. 2.2.1. данного Договора, Рекламодатель обязуется передавать Агентству рекламные материалы, изготовленные им самостоятельно, либо изготовленные по его заказу третьими лицами. За содержание и текстовую часть рекламы Агентство ответственности не несет (п.4.1. данного Договора).
Услуги по Договору N б/н об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов от 07.12.2010 г., заключенному между ООО "Группа компания "Реклама Онлайн" и ЗАО "БФК", выполнены надлежащим образом, Акты приемки оказанных услуг сторонами подписаны; услуги оплачены (Акт приемки оказанных услуг (ГК-12455) по выполнению агентского поручения от 31.05.2011 г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-13029) по выполнению агентского поручения от 30.06.2011 г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-11887) по выполнению агентского поручения от 29.04.2011 г.; п/п N 157 от 29.04.11, п/п N 867 от 13.04.11, п/п N 877 от 14.04.11, п/п N 599 от 23.06.11; счета-фактуры N ГК-0001332 от 31.05.11, N ГК-0001739 от 30.06.11, N ГК-0000891 от 29.04.11). Макет рекламы, подлежащей размещению, представлен ЗАО "БФК".
Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ЗАО "БФК" (юридический адрес: 630123, г.Новосибирск, ул. Мочищенское шоссе, д. 18; фактический адрес: 630007, г.Новосибирск, ул.Фабричная, д.8).
Из письма ЗАО "БФК" от 18.04.2011 N 59 и других материалов дела следует, что аналогичные рекламные материалы направлялись и также для распространения на территории городов Новосибирска (Приложение N 16 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов N 11013 от 07.12.2010 г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12457) от 31.05.2011 г.), Кемерово (Приложение N 12 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов N 11013 от 07.12.2010 г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12454) от 31.05.2011 г.) и Новокузнецка (Приложение N 14 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов N 11013 от 07.12.2010 г.; счет-фактура N ГК-0001330 от 31.05.2011 г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12453) от 31.05.2011 г.).
Из материалов дела следует, что данная реклама с использованием образа советского солдата размещалась также:
- в печатных изданиях "Ва банкъ", "Город Оnline", "Реклама" в г.Томске (Приложение N 9 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов N 11013 от 07.12.2010 г.; счет-фактура N ГК-0001329 от 31.05.2011 г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12452) от 31.05.2011 г.);
- в печатных изданиях "Метрополис", "Ва банкъ", "BLIZKO ремонт" в г.Новосибирске (Приложение N15 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов N 11013 от 07.12.2010 г.; счет-фактура N ГК-0001322 от 31.05.2011 г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12445) от 31.05.2011 г.; счет-фактура N ГК-0001323 от 31.05.2011 г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12446) от 31.05.2011 г.; счет-фактура N ГК-0001324 от 31.05.2011 г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12447) от 31.05.2011 г.);
- в печатных издания "Город", "Омский домовой", "Ваш курс-ТВ", "Новый курс" в г.Омске (Приложение N 7 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов N 11013 от 07.12.2010 г.; счет-фактура N ГК-0001328 от 31.05.2011 г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12451) от 31.05.2011 г.);
- в печатных изданиях "Город", "Бизнес навигатор", "Седьмой день", "Экстра Дом" в г.Новокузнецке (Приложение N 13 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов N 11013 от 07.12.2010 г.; счет-фактура N ГК-0001327 от 31.05.2011 г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12450) от 31.05.2011 г.);
- в печатных изданиях "Город", "Все про все", "Пресс транзит", "Экстра-КП" в г.Кемерово (Приложение N 11 к Договору об оказании услуг по организации размещения рекламных материалов N 11013 от 07.12.2010 г.; счет-фактура N ГК-0001326 от 31.05.2011 г.; Акт приемки оказанных услуг (ГК-12449) от 31.05.2011 г.).
При рассмотрении дела на Комиссии представитель ЗАО "БФК" не согласился с нарушением. Из пояснений ЗАО "БФК" следует, что используемые в рассматриваемой рекламе слоганы: "Мы взяли лучшее" и "Отдаем за 2000 рублей" относятся исключительно к продукции компании БФК и никак не связаны с образом солдата, иллюстрация которого была использована исключительно для привлечения внимания аудитории в преддверии праздника 9 мая; запрета на использование образа солдата времен ВОВ законодательством РФ не установлено. ЗАО "БФК" считает, что в данной рекламе нет признаков использования "непристойных и оскорбительных образов", все претензии являются субъективными, не подтверждены экспертными оценками, информация, полученная в ходе интернет-опроса не является объективной.
Доводы ЗАО "БФК" Комиссией не приняты на основании следующего.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является пластиковые окна, имеющие немецкий профиль VEKA, о чем прямо указано в рекламе. При этом, в данной рекламе использован образ советского солдата времен Великой Отечественной Войны, войны между Союзом Советских Социалистических Республик против нацистской Германией. Данный образ является вполне узнаваемым, поскольку взят с известного плаката В. Иванова "Враг коварен - будь на чеку" 1945 г.
Принимая во внимание объект рекламирования (пластиковые окна, с указанием характеристики "немецкий профиль"), использование фразы: "Мы взяли лучшее! Отдаем за. рублей", с изображением образа советского солдата в данной рекламе неуместно, поскольку не имеет никакого отношения к объекту рекламирования, при этом, как установлено материалами дела, оскорбляет чувства ветеранов и других лиц, знающих и уважающих историю своей страны; выражает пренебрежение к историческим событиям России, искажает их значимость.
Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
Признать рекламу: "Пластиковые окна БФК. Мы взяли лучшее! Немецкий профиль VEKA фурнитура ROTO.Отдаем за _ руб.* _", с изображением образа советского солдата времен Великой Отечественной Войны (образ советского солдата с плаката 1945 г. В.Иванова "Враг коварен - будь на чеку"), размещавшуюся в мае 2011 г. на конструкциях стабильного территориального размещения в городах Омске, Новосибирске, Кемерово, Новокузнецке, а также в печатных средствах массовой информации на территории городов Новосибирска, Омска, Томска, Кемерово, Новокузнецка, ненадлежащей рекламой,
а ЗАО "БФК" нарушившим ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе", согласно которому в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
2. Выдать ЗАО "БФК" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 30 сентября 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии И. В. Волохина
И.Р. Ноcкова
Е. А. Бессонова
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
30 сентября 2011 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Т.В. Лопаткина - заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы,
члены Комиссии - Волохина И.В. - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Носкова И.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Бессонова Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 30 сентября 2011 г. по делу N 42 о признании ненадлежащей рекламы пластиковых окон БФК, с изображением образа советского солдата времен ВОВ (образ советского солдата с плаката 1945 г. В. Иванова "Враг коварен - будь на чеку"), размещавшейся в мае 2011 г. на конструкциях стабильного территориального размещения и в печатных средствах массовой информации на территории отдельных субъектов РФ, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ЗАО "БФК" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы пластиковых окон "БФК" с нарушением:
ч. 6 ст. 5 ФЗ "О рекламе", согласно которому в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия,
в том числе рекламы: "Пластиковые окна БФК. Мы взяли лучшее! Немецкий профиль VEKA фурнитура ROTO.Отдаем за _руб.* _", с изображением образа советского солдата времен ВОВ (образ советского солдата с плаката 1945 г. В. Иванова "Враг коварен - будь на чеку").
2. ЗАО "БФК" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 октября 2011 г.
В соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии И. В. Волохина
И.Р. Ноcкова
Е. А. Бессонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 сентября 2011 г. N 42
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016