Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 20 сентября 2011 г. N 03-03/38-11
(решение изготовлено в полном объеме 04.10.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В.В., в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев 20 сентября 2011 года дело N 03-03/38-11 о нарушении МУП "Ростовкоммунэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее также антимонопольный орган) поступило заявление ТСЖ "Надежда" о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МУП "Ростовкоммунэнерго", выразившемся, по мнению заявителя, в предоставлении услуг ненадлежащего качества и отказе от производства перерасчета.
Принимая решение о признании МУП "Ростовкоммунэнерго" нарушившим антимонопольное законодательство, Ярославское УФАС исходит из следующего.
Между ТСЖ "Надежда" и МУП "Ростовкоммунэнерго" заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде N3-751 РЗ от 01.10.2009 г. Предметом данного договора является отпуск тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения в соответствии с установленным планом теплопотребления, оплата энергии со стороны Абонента.
Иные источники теплоснабжения, исходя из схемы сетей Ростовского муниципального района, у ТСЖ "Надежда" отсутствуют.
Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов по Ярославской области N244 от 30.12.2009 г. для МУП "Ростовкоммунэнерго" утвержден тариф на отпуск, передачу и сбыт тепловой энергии.
Таким образом, МУП "Ростовкоммунэнерго" занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии в границах г. Ростова и Ростовского муниципального района в границах присоединенных сетей с долей более 65%.
Между ТСЖ "Надежда" и ОАО МУП "Ростовкоммунэнерго" в приложении N3 к договору на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде согласован температурный график системы отопления.
В связи с тем, что коммунальный ресурс предоставлялся гражданам ненадлежащего качества, последние обращались в жилищную инспекцию по Ярославской области.
29.10.2010 г. жилищной инспекцией по Ярославской области зафиксированы следующие показатели температур в доме N162 корп. N2 по ул. Спартаковская: подающий трубопровод - +49 градусов, обратный - + 37 градусов, температура воды в местах водоразбора (квартирах граждан) - 32 градуса.
11.03.2011 г. жилищной инспекцией по Ярославской области зафиксирована температура в подающем водоводе +50 градусов, в обратном - +40 градусов.
Также в соответствии с представленным в материалы дела актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя ТСЖ "Надежда", тепловой узел дома оборудован приборами учета, позволяющими, в том числе, списывать показания температуры в подающем и обратном трубопроводе. В соответствии с представленными в материалы дела отчетами о теплопотреблении, взятыми по показаниям приборов учета, температура ресурса в подающем трубопроводе в период с 15.09.2010 г. по 17.10.2010 г. не превышала 48 градусов, средняя температура - 46,7, температура ресурса в обратном водоводе не превышала 37 градусов при средней 35,37 градусов.
Со стороны ТСЖ также представлены отчеты по ряду дней ноября 2010 года, которые можно представить в виде следующей таблица:
Дата |
Температура в подающем водоводе |
Температура в обратном |
03.11 |
48,63 |
35,19 |
04.11 |
40,71 |
28,55 |
09.11 |
41,06 |
28,9 |
10.11 |
49,85 |
35,6 |
18.11 |
50,11 |
34,36 |
19.11 |
41,30 |
26,7 |
23.11 |
51,67 |
38,74 |
ТСЖ "Надежда" письмами от 02.11.2010 г. N22, от 07.12.2010 г. N30 обращалось в МУП "Ростовкоммунэнерго" с жалобами на ненадлежащее качество ресурса (горячей воды) в конце октября (29.10.2010 г.), а также в ноябре.
Ответа со стороны ресурсоснабжающей организации не последовало.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее также ГК), Постановлением Правительства N307от 23.05.2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее также Правила, Правила N307).
В соответствии со ст. 548 ГК РФ нормы Гражданского кодекса об энергоснабжении применяются к теплоснабжению субсидиарно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами. Таким образом, специальные нормы законодательства о поставке тепла имеют приоритет перед нормами ГК.
Согласно пункту 8 данных Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам.
ТСЖ "Надежда" заключило договор N3-751 РЗ от 01.10.2009г.с целью обеспечения коммунальными ресурсами граждан, проживающих в доме, находящемся под его управлением.
Таким образом, исходя из толкования данных законодательных положений в совокупности, МУП "Ростовкоммунэнерго" при выстраивании отношений с ТСЖ "Надежда" должно руководствоваться Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам преимущественно перед Гражданским кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется, в том числе, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
В соответствии с п. 9 Правил N307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с п. 49 указанных Правил Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
В соответствии с п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ N20 от 07.04.2009 г. температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 С и не выше 75 С.
Указанные требования являются универсальными и продиктованы необходимостью предупреждения загрязнения горячей воды высококонтагенозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila, минимизации содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась, предупреждения заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (п. 2.3. приведенного СанПиН).
Аналогичные положения зафиксированы в п. 5 Приложения N1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В соответствии с п. 64-67 Правил предоставления коммунальных услуг в случае ненадлежащего качества услуги потребитель обращается в ресурсоснабжающую организацию, которая обязана удостоверить факт непредставления коммунальных услуг либо провести дополнительную проверку для установления данного факта.
При этом, датой начала предоставления ресурса ненадлежащего качества является дата направления претензии в ресурсоснабжающую организацию или время начала предоставления некачественных услуг, зафиксированное прибором учета.
В соответствии с п. 74 Правил период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:
а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг;
б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.
При этом в соответствии с п. 5 Приложения N1 к Правилам допустимое отклонение за каждые 3 градусов температуры горячей воды в точке разбора: в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов не более чем 5 град. C в дневное время (с 6.00 до 23.00 часов) не более чем на 3 градусов. Снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения; при снижении температуры горячей воды ниже 40 градусов оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Таким образом, в данном случае производство корректировки не ставится в зависимость от воли сторон по договору, а производится автоматически.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, с учетом наличия у ТСЖ "Надежда" прибора учета тепловой энергии в соответствии с показаниями которого температура теплоносителя не соответствовала требованиям нормативных документов, МУП "Ростовкоммунэнерго" должен был незамедлительно предпринять меры для нормализации поставки ресурса, а также произвести перерасчет платы за выставленную энергию.
Бездействия последнего ущемили интересы жителей ТСЖ "Надежда".
С учетом изложенного, бездействие МУП "Ростовкоммунэнерго" по надлежащему реагированию на обращение ТСЖ "Надежда" в целях нормализация подачи коммунального ресурса (в случае необходимости - проведение проверки факта предоставления некачественных услуг, устранение выявленных нарушений),а также бездействие последнего по производству перерасчета за коммунальные услуги ненадлежащего качества образуют нарушение части 1 ст. 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41,частью 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать МУП "Ростовкоммунэнерго" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. Выдать МУП "Ростовкоммунэнерго" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 КоАП
Председатель Комиссии Балабаев С.А.
Члены Комиссии Гаев М.В.
Платин В.В.
Предписание по делу N 03-03/38-11
20 сентября 2011 года г. Ярославль
(изготовлено в полном объеме 04.10.2011)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В.В., на основании своего решения по делу 03-03/38-11 от 20.09. 2011 г., руководствуясь пп. ж, е п. 2 части 1 ст. 23 Федерального закона N135-ЗФ "О защите конкуренции". предписывает:
1. Муниципальному унитарному предприятию "Ростовская коммунальная энергетика" в срок до 01.11.2011 прекратить иные нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер к обеспечению температуры горячей воды в точке водоразбора ТСЖ "Надежда" не ниже 60 градусов.
2. Муниципальному унитарному предприятию "Ростовская коммунальная энергетика" в срок до 01.11.2011 устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение для ТСЖ "Надежда" с момента начала поставки некачественных ресурсов, зафиксированного приборами учета, (03.10.2010 г.) до момента устранения нарушения, исходя из показаний прибора учета, требований "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Об исполнении данного предписания сообщить в срок до 10.11.2011 г.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии Балабаев С.А.
Члены Комиссии Гаев М.В.
Платин В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 сентября 2011 г. N 03-03/38-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016