Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
N 37-К-03-11 (опубликовано 4 октября 2011 г.)
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел./факс: (8512) 39-05-80
РЕШЕНИЕ
04 октября 2011 г. г. Астрахань
Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2011
В полном объеме решение изготовлено 04.10.2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России Н.С. Меркулова, членов Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Л.Ю. Кузьминой и ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело N 37-К-03-11 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Астраханская энергосбытовая компания" (юр. адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 32) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
при участии представителя ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" <> представителя ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" <> и представителя ОАО "Оборонэнергосбыт" <> установила:
В Астраханское УФАС России обратилось ОАО "Оборонэнергосбыт" с заявлением от 21.07.2011 N 06-23/751 о нарушении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" (далее также - Гарантирующий поставщик) антимонопольного законодательства.
Как следует из указанного заявления и приложенных к нему документов, 12.07.2011 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" направило ОАО "Оборонэнергосбыт" уведомление о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении заявителя с 22.07.2011 и 28.07.2011 в случае неисполнения последним обязательств по оплате отпущенной ему электроэнергии, что по мнению заявителя, ущемляет его права и законные интересы, а также права и законные интересы других лиц и является злоупотреблением доминирующим положением.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) заявление юридического лица является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Приказом руководителя Астраханского УФАС России от 22.08.2011 N 216-п было возбуждено дело N 37-К-03-11 по признакам нарушения ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением Управления от 22.08.2011 по делу N 37-К-03-11 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее - ОАО "МРСК Юга").
На рассмотрении дела представитель ОАО "Оборонэнергосбыт" изложенные в заявлении обстоятельства подтвердил, считает, что они свидетельствуют о злоупотреблении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" доминирующим положением.
Представитель ответчика не согласился с наличием в действиях ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" нарушения антимонопольного законодательства, указав, что направление заявителю уведомления о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии обусловлено наличием у него задолженности за потребленную электроэнергию, и поскольку поставка электроэнергии заявителю не была прекращена, такие действия соответствуют принципам разумности и добросовестности и направлены на соблюдение гражданских прав и обязанностей сторон договорных отношений.
Представитель ОАО "МРСК Юга" (сетевая организация) подтвердил, что ограничение режима потребления электроэнергии в отношении заявителя не вводилось.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, а также лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия установила следующее.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-О является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком; включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе "розничная торговля электрической энергией" в географических границах Астраханской области, с долей более 50 процентов (приказы Астраханского УФАС России от 19.12.2006 N 145-п и от 27.02.2009 N 25-п), и в силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке, а следовательно, и на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО "Оборонэнергосбыт" на территории Астраханской области.
ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 N 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. Во исполнение данного распоряжения ОАО "Оборонэнергосбыт" заключило с Минобороны России государственный контракт от 15.03.2010 N 140/205 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации (далее - государственный контракт N 140/205).
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта N 140/205 ОАО "Оборонэнергосбыт" обязалось поставлять электрическую энергию на объекты Минобороны России.
Во исполнение данного обязательства заявитель приобретает электрическую энергию у ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" в целях снабжения находящихся на территории Астраханской области объектов Минобороны России, в том числе военного комиссариата Астраханской области.
Фактические отношения по поставке электроэнергии между заявителем и ответчиком подтверждаются имеющимися в материалах дела актами приема-передачи электроэнергии (т. 1 л.д. 21, 23, 25, 27).
При этом Комиссия отмечает, что поскольку ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии на территории Астраханской области, имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке, ОАО "Оборонэнергосбыт" не имеет другого выбора, иначе как приобретать электроэнергию у Гарантирующего поставщика.
12.07.2011 ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" направило ОАО "Оборонэнергосбыт" уведомление N 1080 о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении заявителя с 22.07.2011 с 10 час. 00 мин. и с 28.07.2011 с 10 час. 00 мин. в случае неисполнения последним обязательств по оплате поставленной электроэнергии.
Между тем, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (далее - Указ N 1173) установлено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Прекращение Гарантирующим поставщиком поставки электроэнергии заявителю может повлечь прекращение электроснабжения военного комиссариата Астраханской области и иных объектов, обеспечивающих безопасность государства, что согласно пункту 1 Указа N 1173 недопустимо даже и в том случае, если заявителем не будут выполнены обязательства по оплате электроэнергии. Иное мнение ответчика является ошибочным.
При этом Комиссия учитывает, что ответчик не мог не знать о том, что прекращение поставки электроэнергии заявителю приведет к прекращению электроснабжения именно объектов, обеспечивающих безопасность государства, поскольку Гарантирующий поставщик согласовал с ОАО "Оборонэнергосбыт" точки поставки и располагал перечнем регистрируемых электросчетчиков заявителя.
Из системного толкования статей 1, 2, 10 Гражданского кодекса РФ следует, что предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается. Применяемый способ защиты нарушенного права должен быть соразмерным последствиям нарушения такого права: он не должен выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. В частности, недопустимо использование таких мер охраны имущества, которые нарушают безопасность государства.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Поскольку из содержания уведомления N 1080 прямо следует, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" имеет намерение прекратить поставку электроэнергии заявителю в случае ее неоплаты, а само уведомление направлено заявителю с целью извещения о таком намерении и в последующем не было отозвано, действиями Гарантирующего поставщика по направлению уведомления создана угроза нарушения права заявителя и лиц, для нужд которых заявителем приобретается электроэнергия, на получение электроэнергии и прекращения электроснабжения объектов Минобороны России, что характеризует такие действия как злоупотребление доминирующим положением. О серьезности намерений ответчика прекратить поставку электроэнергии свидетельствует указание им в уведомлении конкретных дат и времени введения ограничения.
Довод представителя ответчика о том, что неисполнение ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" угрозы прекращения поставки электроэнергии указывает на отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, не может быть принят во внимание, поскольку названной нормой охватываются и такие действия, которые хоть и не имеют своим результатом ущемление интересов других лиц, но создают угрозу наступления такого результата.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать действия ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", совершенные на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО "Оборонэнергосбыт" на территории Астраханской области и выразившиеся в направлении в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт" уведомления от 12.07.2011 N 1080 о вводе ограничения поставки электроэнергии, результатом которого могло явиться ущемление интересов ОАО "Оборонэнергосбыт" и других лиц, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с тем, что на момент принятия настоящего решения совершенное ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" нарушение антимонопольного законодательства окончено, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.
Председатель комиссии ___________________ Н.С. Меркулов
Члены комиссии ___________________ Л.Ю. Кузьмина
___________________ М.В. Литвинов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области N 37-К-03-11 (опубликовано 4 октября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016