Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 169-П (опубликовано 10 октября 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 27.09.2011 г.
Решение в полном объеме изготовлено 10.10.2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в составе: <> - председатель Комиссии; <> - члены Комиссии,
рассмотрев дело N 169-П, возбужденное по признакам нарушения Товариществом собственников жилья "Иволга" (далее - ТСЖ "Иволга", ответчик; 394036, г. Воронеж, ул. Комиссаржевской, д. 4) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), выразившегося в необоснованном воспрепятствовании перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ТСЖ "Иволга" для гр. <> в присутствии:
от гр. <> - <> <> <>
от ТСЖ "Иволга" - <> <> <>
от ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" - <> <>
от ОАО "Воронежская сетевая компания" - <> установила:
13.05.2011 г. в Управление поступило заявление (от 13.05.2011 г. б/н) от гр. <> на действия ТСЖ "Иволга" по необоснованному воспрепятствованию перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ТСЖ "Иволга" для гр. <>
Как следует из заявления, гр. <> является собственником встроенного нежилого помещения в доме N 33в по улице Фр. Энгельса г. Воронежа. Согласно заявлению, электроснабжение гр. <> осуществляется опосредовано через сети ТСЖ "Иволга".
Из заявления также следует, что ТСЖ "Иволга" препятствует перетоку электрической энергии в помещение гр. <> путем прекращения электроснабжения указанного помещения.
По результатам рассмотрения заявления, 31.05.2011 г. Управлением в отношении ТСЖ "Иволга" возбуждено дело N 169-П по признакам нарушения ТСЖ "Иволга" пункта 6 Правил недискриминационного доступа.
Рассмотрение дела N 169-П о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг было назначено на 27.06.2011 г.
21.06.2011 года, до начала рассмотрения настоящего дела по существу, в Управление поступило ходатайство ТСЖ "Иволга" (исх. от 20.06.2011 г. б/н) о приостановлении рассмотрения дела N 169-П о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в связи с оспариванием в судебном порядке права собственности гр. <> на принадлежащее ему нежилое помещение.
Комиссия Управления, рассмотрев указанное ходатайство, приняла решение об отказе в его удовлетворении в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции, Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок рассмотрения судом другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Таким образом, факт наличия либо отсутствия права собственности на помещение, которое опосредовано присоединено к объектам электросетевого хозяйства, не исключает обязанности собственников указанных объектов электросетевого хозяйства по перетоку электроэнергии через такие объекты.
При указанных обстоятельствах, рассмотрение судом дела об оспаривании права собственности гр. <> на принадлежащее ему нежилое помещение не имеет какого-либо значения для рассмотрения настоящего дела.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, срок рассмотрения дела N 169-П о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг продлевался на три месяца.
В связи с неявкой гр. <> (заявителя), а также неявкой представителей ТСЖ "Иволга" (ответчика) рассмотрение настоящего дела отлагалось до 12.09.2011 г., 27.09.2011 г.
В ходе рассмотрения настоящего дела возникла необходимость привлечения к участию в деле ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" и ОАО "Воронежская сетевая компания" - лиц, участие которых в деле, по мнению Комиссии, необходимо.
Как следует из письменных объяснений ТСЖ "Иволга" (от 22.06.2011 г. б/н), причиной не осуществления перетока электрической энергии является то обстоятельство, что в случае технологического присоединения гр. <> к электрическим сетям многоквартирного жилого дома N 33в, по мнению ТСЖ "Иволга", произойдет превышение разрешенной к использованию мощности (251 кВт), что может привести к возникновению пожароопасной ситуации.
Согласно позиции ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" и ОАО "Воронежская сетевая компания", согласованная техническими условиями от 08.12.2008 г. N ТО-5/3630 величина мощности в размере 251 кВт включает в себя величину мощности встроенного нежилого помещения, принадлежащего гр. <> на праве собственности, поэтому, в случае обеспечения ТСЖ "Иволга" перетока электрической энергии в указанное помещение, уровень максимальной мощности, рассчитанный на весь многоквартирный жилой дом N 33в, превышен не будет.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела N 169-П о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии факта нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в действиях ТСЖ "Иволга" по необоснованному воспрепятствованию перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ТСЖ "Иволга" для гр. <> в силу следующих обстоятельств.
Согласно частям 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, гр. <> на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.12.2010 г., кадастровый номер 36-36-01/308/2010-906) принадлежит нежилое встроенное помещение II в литере "а", общей площадью 172,7 кв.м., с номерами на поэтажном плане 1-13, расположенное на цокольном этаже жилого дома N 33в по ул. Фр. Энгельса г. Воронежа, в соответствии с протоколом N 3 общего собрания от 26.09.2009 г., управление указанным домом осуществляется ТСЖ "Иволга", в целях обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирных домах.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела N 169-П о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг было установлено, что энергопринимающее устройство гр. <> находится в помещении, которое находится в управлении ТСЖ "Иволга".
ТСЖ "Иволга" является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в доме N 33в по ул. Фр. Энгельса в г. Воронеже (пункт 1.2 Устава ТСЖ "Иволга").
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Таким образом, ТСЖ "Иволга", как организация, осуществляющая управление общим имуществом многоквартирного жилого дома N 33в по ул. Фр. Энгельса г. Воронежа, является законным владельцем всего общего имущества, в том числе объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав общего имущества указанного многоквартирного дома.
В своем заявлении гр. <> (от 13.05.2011 г. б/н), указывает, что ТСЖ "Иволга" препятствует перетоку электрической энергии в нежилое встроенное помещение, принадлежащее заявителю на праве собственности и расположенное на цокольном этаже многоквартирного жилого дома <> г. Воронежа.
Из материалов дела следует, что 28.04.2011 г. в адрес ТСЖ "Иволга" поступило письмо гр. <> (б/н б/д) с письменной просьбой обеспечить первым переток электроэнергии в нежилое встроенное помещение (г. Воронеж, ул. Фр. Энгельса, N 33в), принадлежащее последнему на праве собственности.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, 11.05.2011 г. ТСЖ "Иволга" направило в адрес гр. <> письмо (11.05.2011 г. б/н), которым отказало последнему в обеспечении перетока электроэнергии в нежилое встроенное помещение, принадлежащее гр. <> на праве собственности. ТСЖ "Иволга" обосновало свою позицию тем, что обеспечение перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства ТСЖ "Иволга" в указанное помещение неизбежно повлечет за собой превышение разрешенной к использованию мощности (251 кВт).
Таким образом, факт воспрепятствования ТСЖ "Иволга" перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ТСЖ "Иволга" в нежилое встроенное помещение II в литере "а", общей площадью 172,7 кв.м., с номерами на поэтажном плане 1-13, расположенное на цокольном этаже жилого дома N 33в по ул. Фр. Энгельса г. Воронежа, принадлежащее гр. <> на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.12.2010 г., кадастровый номер 36-36-01/308/2010-906), находит свое подтверждение.
На момент рассмотрения настоящего дела переток электроэнергии со стороны ТСЖ "Иволга" возобновлен не был.
Таким образом, действия ТСЖ "Иволга" по необоснованному воспрепятствованию перетоку электрической энергии для гр. <> являются нарушением пункта 6 Правил недискриминационного доступа.
Довод ТСЖ "Иволга" о том, что в случае технологического присоединения нежилого встроенного помещения, находящегося в доме N 33в (ул. Фр. Энгельса, г. Воронеж) и принадлежащего гр. <> к электрическим сетям многоквартирного жилого дома N 33в произойдет превышение разрешенной к использованию мощности (251 кВт), что может привести к возникновению пожароопасной ситуации, противоречит фактическим обстоятельствам и опровергается материалами дела N 169-П о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в силу следующего.
В материалах дела N 169-П о нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг имеется копия дубликата технических условий от 08.12.2008 г. N ТО-5/3630, выданных в отношении присоединенного объекта - дома N 33в, расположенного по адресу: ул. Фр. Энгельса, г. Воронеж.
Из указанных технических условий усматривается, что максимальная мощность энергопринимающего устройства заявителя составляет 251 кВт. Указанная мощность была согласована на комплекс многоквартирных жилых домов, в том числе и на дом N 33в, расположенный на ул. Фр. Энгельса, г. Воронежа.
На основании указанных технических условий 07.04.2011 г. ОАО "Воронежская сетевая компания" гр. <> был выдан акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности Сторон, свидетельствующий о наличии технологического присоединения помещения, принадлежащего на праве собственности гр. <> к электрическим сетям ОАО "Воронежская сетевая компания".
Помимо этого, в ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что 13.04.2011 г. между ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" и гр. <> был заключен договор N 04796 поставки электрической энергии в нежилое встроенное помещение (г. Воронеж, ул. Фр. Энгельса, д. 33в), в соответствии с которым также предполагается присоединение гр. <> к электрическим сетям многоквартирного жилого дома N 33в.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 19.05.2011 г. по делу N 33-4691 на ТСЖ "Иволга" возложена обязанность по устранению препятствий, в том числе и электроснабжения нежилого встроенного помещения II в литере "а", общей площадью 172,7 кв.м., с номерами на поэтажном плане 1-13, расположенное на цокольном этаже жилого дома N 33в по ул. Фр. Энгельса г. Воронежа, принадлежащего гр. <> на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 27.12.2010 г., кадастровый номер 36-36-01/308/2010-906).
Указанное решение оставлено в силе определением Воронежского областного суда от 25.08.2011 г.
Таким образом, Центральный районный суд Воронежской области и Воронежский областной суд также признали наличие факта нарушения в действиях ТСЖ "Иволга" по воспрепятствованию перетоку электрической энергии в нежилое встроенное помещение, принадлежащее <> на праве собственности.
В соответствии с требованиями законодательства (ст.ст. 90 УПК РФ, 61 ГПК РФ, 16 АПК РФ), обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не подлежат дополнительной проверке, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию и подлежат признанию.
Учитывая изложенное, действия ТСЖ "Иволга" по воспрепятствованию перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ТСЖ "Иволга" для гр. <> являются нарушением пункта 6 Правил недискриминационного доступа.
В целях предупреждения и пресечения нарушения Правил недискриминационного доступа ТСЖ "Иволга", Комиссия приходит к выводу о наличии оснований (подпункт "в" и подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний: о прекращении нарушения ТСЖ "Иволга" правил недискриминационного доступа к товарам; о недопущении нарушения ТСЖ "Иволга" правил недискриминационного доступа к товарам.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия Товарищества собственников жилья "Иволга" по необоснованному воспрепятствованию перетоку электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства ТСЖ "Иволга" в нежилое встроенное помещение, принадлежащее гр. <> на праве собственности, нарушением пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
2. Выдать Товариществу собственников жилья "Иволга" предписание о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам.
3. Выдать Товариществу собственников жилья "Иволга" предписание о недопущении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 169-П (опубликовано 10 октября 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016