Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 12 октября 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2011 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: <_>
Члены комиссии:
<_><_> <_>
от УФСИН России по Брянской области:
<_> по доверенности
от ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области:
<_> по доверенности
рассмотрев дело N 169 по признакам нарушения ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области, 243240, г. Стародуб, ул. Семашко, д.1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.06г. "О защите конкуренции" установила:
Брянским УФАС России, в связи с поручением Брянской прокуратуры по надзору за соблюдением законов по ИУ Брянской области от 13.07.2011 г. N 07/2011, от 15.07.2011 г. N07/2011, от УФСИН России по Брянской области были запрошены и проанализированы документы по организации торгового обеспечения осужденных в исправительных учреждениях Брянской области, в т.ч. Федеральным казенным учреждением Исправительная колония N 5 УФСИН России по Брянской области (ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области), на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Как следует из представленных документов и материалов ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области, помещение магазина находится в оперативном управлении ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области на основании договора о передаче федерального имущества от 20.08.2010 г. N 9-04. Торговое обеспечение осужденных в магазине ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области осуществляется продавцами учреждения. Договоры комиссии заключаются в порядке, определенном ст.ст. 990- 1004 ГК РФ, с несколькими комитентами, заказ товаров осуществляется на основании представленных прайс листов.
Товар поставляется в соответствии с заключенными договорами комиссии на реализацию продукции с ИП <_> (договор N 35 от 21.01.2011, N 36 от 21.01.2011, N 250 от 12.07.2011, N 219 от 10.06.2011), ИП <_> (договор N 202 от 02.06.2011), ООО "Унечская мясная компания" (договор N 59 от 04.02.2011), ООО "ПТК Стародубские колбасы" (договор N 38 от 21.01.2011), ИП <_> (договор N 37 от 21.01.2011).
Вместе с тем, материалов, свидетельствующих о проведении конкурентных процедур отбора комитентов, не представлено.
По результатам проведенного анализа представленных документов и материалов Брянским УФАС России в действиях ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.06г. "О защите конкуренции", выразившегося в заключении договоров комиссии на реализацию продукции с поставщиками для нужд спецконтингента исправительного учреждения без проведения конкурентных процедур отбора, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем ограничения доступа на товарный рынок по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости в границах исправительного учреждения другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости, а также установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которых предоставляют такие товары.
В рассмотрении дела представитель УФСИН России по Брянской области представил письменные пояснения, согласно которым не считает действия исправительного учреждения по заключению договоров комиссии не нарушающими действующее законодательство в связи со следующим:
1. В соответствии с Уставом учреждения услуга по реализации промышленных изделий бытового назначения и продовольственных товаров отнесена к видам приносящей доход деятельности учреждения, осуществляемым по договорам на возмездной основе с юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством РФ.
2. Учреждение никаких выплат Комитенту за счет бюджетных средств и средств внебюджетных источников финансирования не осуществляет. Следовательно, правоотношения по договорам комиссии не подпадают под действие Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Порядок заключения и расторжения договоров комиссии определен статьями 990-1004 Гражданского Кодекса РФ.
4. Учреждение при заключении гражданско-правовых договоров для осуществления приносящей доход деятельности фактически является хозяйствующим субъектом и не выполняет функции органа власти.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы и материалы, установила следующее.
Согласно Указу Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Исправительные учреждения являются местом отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы.
Как следует из части 1 статьи 56 Уголовного кодекса Российской Федерации, лишение свободы как мера государственного принуждения, назначаемого за совершение уголовно-наказуемого деяния, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещение в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима, либо в тюрьму.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются, в том числе исправительные колонии.
Частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 N5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" установлено, что учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами.
В соответствии с Уставом федерального казенного учреждения "Исправительная колония N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области", утвержденным приказом ФСИН России от 18.02.2011 N 89, учреждение является учреждением уголовно- исполнительной системы, исполняющим наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учреждение имеет статус исправительного учреждения.
Учреждение исполняет в т.ч. функции по исполнению в соответствии с законодательством РФ уголовного наказания в виде лишения свободы, охране и конвоированию осужденных, создания осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
В соответствии с п.2.5.1 Устава Учреждение обеспечивает установленный порядок исполнения и отбывания наказаний, исполнение режимных требований, надзор за осужденными, условия содержания осужденных.
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации в части 1 статьи 88 предусмотрено право осужденных к лишению свободы приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных за период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов.
На основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 N205 "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденных вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядками дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету ( пункт 100).
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области заключены договоры комиссии со следующими хозяйствующими субъектами: ИП <_> (N 250 от 12.07.2011, N 219 от 10.06.2011- продовольственные товары), ИП <_> (договор N 35 от 21.01.2011, N 36 от 21.01.2011, договор N 202 от 02.06.2011- продовольственные товары), ООО "Унечская мясная компания" (договор N 59 от 04.02.2011- мясные и колбасные изделия), ООО "ПТК Стародубские колбасы" (договор N 38 от 21.01.2011-мясные и колбасные изделия), ИП <_> (договор N 37 от 21.01.2011- продовольственные товары)
Согласно данным договорам, Комиссионер принимает на себя обязанность от своего имени, но за счет Комитента реализовать продукцию согласно ассортименту, количеству и цены, которая определяется сторонами в накладных.
По данным договорам установлено вознаграждение Комиссионера от стоимости каждой партии проданного товара за фактически реализованный товар.
Торговое обеспечение осужденных в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области, производится в магазине учреждения.
В соответствии со штатным расписанием Учреждения в состав отдела интендантского и хозяйственного обеспечения входят 2 продавца.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции ИП <_> ИП <_> ООО "Унечская мясная компания", ООО "ПТК Стародубские колбасы", ИП <_> являются хозяйствующими субъектами, на территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области осуществляют предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли.
Возможности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, по приобретению продуктов питания и товаров первой необходимости ограничены в силу их особого положения и отсутствия возможности приобрести данные товары за пределами ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов, органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
Действия ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области по заключению договоров комиссии на реализацию продукции с ИП <_> (N 250 от 12.07.2011, N 219 от 10.06.2011), ИП <_> (договор N 35 от 21.01.2011, N 36 от 21.01.2011, договор N 202 от 02.06.2011), ООО "Унечская мясная компания" (договор N 59 от 04.02.2011), ООО "ПТК Стародубские колбасы" (договор N 38 от 21.01.2011), ИП <_> (договор N 37 от 21.01.2011) без конкурентных процедур, ограничивают доступ на товарный рынок по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости в границах ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости, а также устанавливают для приобретателей товаров- осужденных ограничения права выбора хозяйствующих субъектов, которые поставляют такие товары, что противоречит части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Брянского УФАС России решила:
1. Признать ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении договоров комиссии на реализацию продукции с поставщиками для нужд спецконтингента исправительного учреждения без проведения конкурентных процедур отбора, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем ограничения доступа на товарный рынок по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости в границах исправительного учреждения другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по розничной реализации продуктов питания и товаров первой необходимости, а также установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которых предоставляют такие товары.
2. Выдать ФКУ ИК-5 УФСИН России по Брянской области предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Нарушение прекратить путем:
- проведения конкурентных процедур (публичной оферты) на заключение договоров комиссии с поставщиками на реализацию продуктов питания и предметов первой необходимости и иных промышленных товаров, для нужд спецконтингента исправительного учреждения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 12 октября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016