Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 4 октября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства рассмотрев дело N 2-03/28-2011 по признакам нарушения ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" и ООО "Генеральная управляющая компания" требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Пензенское УФАС России поступило обращение жителей дома, расположенного по адресу: г. Пенза, проезд Малый Свердлова, д. 6, в лице граждан Фофанова В.М. и Терехина А.Ф в отношении ООО "Генеральная управляющая компания" и ООО "Управляющая компания "Жилье-17-1" по вопросу необоснованного прекращения оказания услуг по управлению многоквартирным домом.
Из заявления следует, что с 2007 года услуги по управлению многоквартирным домом N 6 по проезду Малый Свердлова г. Пенза (МКД) оказывало ООО "Управляющая компания "Жилье-17-4".
В связи с реорганизацией ООО "Управляющая организация "Жилье-17-4" в форме присоединения к ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" с апреля 2010 г. управление МКД стало осуществлять ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1".
С апреля 2011 года по настоящее время на основании приказа ООО "Генеральная управляющая компания" от 09.03.2011 N 2 ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" услуги по управлению МКД собственникам его помещений не оказывает.
Считая действия ООО "Генеральная управляющая компания" и ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1", выразившиеся в исключении МКД из адресного списка обслуживаемых ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" многоквартирных домов, неправомерными и ущемляющими интересы жителей МКД, гр. Фофановов В.М. и Терехин А.Ф., от лица жителей МКД обратились в антимонопольный орган с заявлением о принятии в отношении ООО "Генеральная управляющая компания" и ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" мер антимонопольного воздействия.
По результатам проверки информации, изложенной в вышеуказанном обращении заявителей, приказом Пензенского УФАС России от 24.08.2011 N 170 в отношении ООО "Генеральная управляющая компания" и ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов жителей МКД в результате необоснованного прекращения оказания услуг по управлению многоквартирным домом.
В своих письменных объяснениях от 15.09.2011 N 3619 ООО "Генеральная управляющая компания", являясь единоличным исполнительным органом ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1", сообщило, следующее, в связи с тем, что собственники помещений МКД не выбрали ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" в качестве управляющей организации, в марте 2011 года данный МКД был исключен из договоров с поставщиками жилищных и коммунальных услуг. В настоящее время данное решение отменено. В связи с чем, в действиях ООО "Генеральная управляющая компания" и ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1", отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 9 статьи 161 ЖК РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Из представленных в ходе рассмотрения дела документов следует, что в 2007 году решением собственников помещений в МКД был выбран способ управления МКД - управление управляющей организацией ООО "Управляющая организация "Жилье-17-4", единоличным исполнительным органом которого является ООО "Генеральная управляющая компания". К управлению МКД управляющая организация приступила с 01.01.2008.
На основании решения единственного участника ООО "Управляющая организация "Жилье-17-4" от 28.01.2010 N 2 данное общество было реорганизовано в форме присоединения к ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1", о чем собственники МКД были уведомлены путем размещения вышеуказанной информации на оборотной стороне счет-квитанции на оплату коммунальных услуг за март 2010 г.
В соответствии с п.п. 4, части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" входит в одну группу лиц ООО "Генеральная управляющая компания", в связи с чем, названные общества рассматриваются как один хозяйствующий субъект.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции запреты, установленные настоящим законом на действия хозяйствующих субъектов, распространяются на действия группы лиц
Приказом Пензенского УФАС России от 22.08.2011 N 164 ООО "Управляющая Компания "Жилье-17-1" в составе группы лиц ООО "Генеральная управляющая компания" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50 % на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Пенза.
На основании договора управления от 19.09.2007 единоличным исполнительным органом ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" является ООО "Генеральная управляющая компания", что подтверждается также выпиской из единого государственного реестра юридических от 22.04.2011 N 898.
09.03.2011 ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" был издан приказ от N 2 об исключении с 1 апреля 2011 года МКД "из адресного списка к договору на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов с МУП "Жилье-17" по обслуживанию жилищным фондом (ОЖФ)", а также "из договоров с поставщиками жилищных услуг и коммунальных ресурсов, в связи с тем, что собственники помещений МКД не выбрали ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" в качестве управляющей организации".
Во исполнение указанного приказа ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" были направлены письма об исключении из адресного списка обслуживаемых домов многоквартирный дом N 6 по проезду Малый Свердлова г. Пенза в адреса следующих поставщиков: ООО "Спецмеханизация" от 22.03.2011 N 14-690, МКП "Теплоснабжение г. Пенза" от 22.03.2011 N 14-691, НО "Фонд поддержки спорта пожарных и спасателей" от 22.03.2011 N 14-692, МУП "ГАРСЖХ" от 22.03.2011 N 14-693, ОАО "Метан" от 22.03.2011 N 14-694.
В связи с чем, в последующем с рядом поставщиков жилищных и коммунальных услуг ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" были заключены соответствующие дополнительные соглашения, а именно: дополнительное соглашение от 09.03.2010 N 10 к договору на содержание и ремонт общего имущества МКД от 01.01.2008 N 43/17-1, дополнительное соглашение от 01.04.2010 к договору N 81 от 26.02.2008 на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) жилых домов и приложения N 1 к данному договору, а также дополнительное соглашение от 13.04.2011 к договору на оказание услуг по вывозу и размещению (захоронению) ТБО населению, проживающему в многоквартирных жилых домах N 270 СМ от 01.01.2011.
Кроме того, с 1 апреля 2011 года предъявление ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" счет-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений МКД прекратилось.
Вместе с тем, в соответствии с п.2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно статье 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
В соответствии с передаточным актом, утвержденным решением единственного участника ООО "Генеральная управляющая компания" от 20.04.2010 N 3, ООО "Управляющая организация "Жилье-17-4" передало все свои имущественные и неимущественные права и обязанности ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" на основании решения о присоединении от 25 января 2010 года. "При присоединении к ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" переходят все права и обязанности присоединенного общества, в том числе: имущественные и неимущественные права и обязанности в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства оспариваемые сторонами _".
О переходе всех прав и обязанностей присоединенного юридического лица к ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" указано в объявлении на оборотной стороне счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за март 2010 г., а также в письме и.о. генерального директора ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" М.Х Ернеева адресованного гр. Фофанову В.М., проживающему в МКД, которое содержит следующую информацию "В соответствии со ст.58 ГК РФ и передаточным актом ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" является правопреемником всех прав и обязанностей реорганизованной организации (ООО "Управляющая организация "Жилье-17-4"), в том числе по начислению и сбору платы за предоставленные жилищные и коммунальные услуги. Исходя из универсального правопреемства, счета-квитанции об оплате жилищных и коммунальных услуг выставляются "Управляющая организация "Жилье-17-1"".
Таким образом, права и обязанности, существовавшие у ООО "Управляющая организация "Жилье-17-4" по отношению к собственникам помещений МКД, с момента реорганизации в соответствии с п.2 ст.58 ГК РФ перешли к ООО "Управляющая организация "Жилье-17-4".
Частью 8.2. статьи 162 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в МКД на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Изменение и расторжение договора осуществляется в порядке установленном гл.29 Гражданского кодекса РФ.
Статьей 452 ГК РФ установлено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Решения собственников помещений МКД о расторжении договора управления с ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1", а также документов, свидетельствующих о направлении ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" в адрес собственников помещений в МКД письменных предложений об изменении либо расторжении договора управления, в Пензенское УФАС России не представлено.
Из изложенного следует, что действия ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" в составе группы лиц ООО "Генеральная управляющая компания", выразившиеся в прекращении оказания услуг по управлению МКД, являются необоснованными.
Указанные действия привели к не оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, вывозу ТБО, ТО ВДГО, а также могло привести к приостановлению предоставления собственникам помещений МКД коммунальных ресурсов.
Ссылки ООО "Генеральная управляющая компания" на отсутствие в действиях ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" признаков нарушения антимонопольного законодательства в связи с отменой приказа от 09.03.2011 N 2, Комиссия отклоняет по следующим основаниям.
Необоснованные действия ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" по прекращению с 01.04.2011 оказания услуг по управлению МКД собственникам его помещений имели место быть, что подтверждается материалами настоящего дела, а также не отрицается ООО "Генеральная управляющая компания" - единоличным исполнительным органом ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1". Доказательств свидетельствующих о фактическом исполнении приказа от 30.06.2011 N 6 (отзыва вышеуказанных писем, направленных в адрес поставщиков жилищных и коммунальных ресурсов, дополнительных соглашений к договорам на оказание услуг, дефектный акт и т.п.) на момент рассмотрения дела в Пензенское УФАС России не представлено.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что вышеуказанные действия ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" в составе группы лиц ООО "Генеральная управляющая компания", выразившиеся в необоснованном прекращении оказания услуг по управлению МКД, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции запреты на действия хозяйствующих субъектов, установленные данным законом, распространяются на действия группы лиц.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать действия ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" в составе группы лиц ООО "Генеральная управляющая компания", выразившиеся в необоснованном прекращении оказания услуг по управлению многоквартирным домом, злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно отозвать письма об исключении с 01.04.2011 многоквартирного дома N 6 по проезду Малый Свердлова г. Пенза из адресных списков к договорам оказания жилищных и коммунальных услуг, направленные поставщикам жилищных и коммунальных ресурсов, а также обеспечить оказание услуг по управлению многоквартирным домом N 6 по проезду Малый Свердлова г. Пенза, в том числе услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанного дома.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 2-03/28-2011
Пензенского УФАС России о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
(Извлечение)
"4" октября 2011 г. г. Пенза
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 4 октября 2011 года по делу N 2-03/28-2011 о нарушении ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" в составе группы лиц ООО "Генеральная управляющая компания", части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ООО "Управляющая организация "Жилье-17-1" в срок до 07.11.2011 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, для чего:
- отозвать письма об исключении с 01.04.2011 многоквартирного дома N 6 по проезду Малый Свердлова г. Пенза из адресных списков к договорам оказания жилищных и коммунальных услуг, направленные поставщикам жилищных и коммунальных ресурсов;
- обеспечить оказание услуг по управлению многоквартирным домом N 6 по проезду Малый Свердлова г. Пенза, в том числе услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанного дома.
О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 12.11.2011 года с приложением подтверждающих документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 4 октября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016