Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 18 октября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: - заместитель руководителя Управления;
члены Комиссии: - главный специалист-эксперт Управления, - ведущий специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 44 от 15.09.2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Индивидуальным предпринимателем (далее - ИП ) рекламы финансовой услуги - банковской услуги по предоставлению кредита, распространённой на 1-ых полосах рекламного издания "Вечевой центр" N 100 (3063) от 15 июля 2011 года, N 101 (3064) от 19 июля 2011 года, N 104 (3067) от 26 июля 2011 года, N 107 (3070) от 29 июля 2011 года, N 108 (3071) от 02 августа 2011 года посредством рекламного объявления под заголовком "Мебель для дома и офиса" и содержащей признаки ненадлежащей,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП;
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела представителя заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Редакция "Вечевого центра" (исх. от 04.10.2011 N 3651/03 Новгородского УФАС России), установила:
В ходе проверки специалистами Новгородского УФАС России рекламы в средствах массовой информации (СМИ) на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации установлено, что в периодическом печатном издании - рекламном издании "Вечевой центр" (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному Федеральному округу ПИ N ФС2-7673 от 10.08.2005) N 100 (3063) от 15 июля 2011 года, N 101 (3064) от 19 июля 2011 года, N 104 (3067) от 26 июля 2011 года, N 107 (3070) от 29 июля 2011 года, N 108 (3071) от 02 августа 2011 года на 1-ых полосах было распространено рекламное объявление под заголовком "Мебель для дома и офиса", в котором содержалась следующая информация: "Новые кредитные программы. 0%-0%-6*. 0%-0%-24*. Подробности на www.MebelSelivanov.ru, а также в наших магазинах. *Кредит предоставляется ОАО "ОТП Банк" Лицензия на осуществление банковских операций N 2766 от 04 марта 2008 года".
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Таким образом, в указанном объявлении речь идёт о финансовой услуге - банковской услуге по предоставлению кредита.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
Новгородским УФАС России с целью установления субъектов распространения рекламы, лица, оказывающего рекламируемую в указанной рекламе финансовую услугу - банковскую услугу по предоставлению кредита, а также условий оказания данной услуги, были сделаны запросы документов и сведений (информации), на которые были получены соответствующие ответы.
Так, как следует из письма (вх. N 5093 от 12.08.2011 Новгородского УФАС России) Общества с ограниченной ответственностью "Редакция "Вечевого центра" (адрес: 173002, Воскресенский бульвар, д. 10; далее - ООО "Редакция "Вечевого центра"), являющегося одним из учредителей рекламного издания "Вечевой центр", и приложенных к нему документов (копии счёта N 1544 от 05.07.2011, копии платёжного поручения N 2473 от 28.07.20110), рекламодателем и рекламопроизводителем вышеуказанного рекламного объявления, содержащего рекламу финансовой услуги - банковской услуги по предоставлению кредита, является Индивидуальный предприниматель.
Как следует из писем (вх. N 5323 от 24.08.2011 и вх. N 5633 от 09.09.2011 Новгородского УФАС России) Открытого акционерного общества "ОТП Банк" (далее - ОАО "ОТП Банк") и приложенных к ним документов (формы заявления на получение потребительского кредита, условий кредитного договора, тарифов по потребительскому кредитованию), программа (продукт) "0%-0%-6" в банке отсутствует. По программе (продукту) "0%-0%-24" на даты распространения вышеуказанного рекламного объявления для заёмщиков действовали следующие ограничения: максимальная сумма кредита - 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей; минимальная сумма кредита - 2000 (две тысячи) рублей.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая реклама финансовой услуги - банковской услуги по предоставлению кредита, во-первых, содержит несоответствующую действительности информацию о лице, оказывающем услугу по программе "0%-0%-6", поскольку у ОАО "ОТП Банк" отсутствует программа кредитования с таким названием, что является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе. Во-вторых, данная реклама, содержащая несколько условий по программе "0%-0%-24", направленных на формирование у неопределённого круга лиц желания воспользоваться финансовой услугой, которые являются привлекательными для такого круга лиц, не содержит существенной информации (например, о минимальной и максимальной суммах кредита), что может обмануть ожидания, сформированные у таких лиц данной рекламой, что является нарушением части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
До рассмотрения дела от ИП поступили письменные объяснения (вх. N 6558 от 18.10.2011 Новгородского УФАС России) и приложенные к ним документы (копия договора N ПК-Т 7064-11 от 22.06.2011 с приложениями; копия договора оказания услуг N 449/ф от 30.09.2011; копия заявки на рассрочку; копия спецификации к заявлению на получение потребительского кредита), из которых следует, что финансовую услугу, речь о которой идёт в рассматриваемой рекламе ("0%-0%-6"), оказывает ОАО "ОТП Банк" на основании договора N ПК-Т 7064-11 от 22.06.2011. Данный тариф у банка называется "Продукт Лёгкий". Программа "0%-0%-6" представляет собой вариацию "Продукта Лёгкий". Базовая процентная ставка по "Продукту Лёгкий" составляет 16,5%, которые ИП компенсирует банку вместо клиента. По программе "0%-0%-24" в рекламе действительно не была указана существенная информация об условиях оказания финансовой услуги. Указанные нарушения были допущены ИП впервые и на момент рассмотрения дела уже устранены по собственной инициативе.
О месте и времени рассмотрения дела ИП был извещён (вх. N 6448 от 13.10.2011 Новгородского УФАС России). На рассмотрении дела ИП присутствовал лично. Им были полностью поддержаны письменные объяснения, представленные ранее. Также было пояснено, что с вменяемыми нарушениями Закона о рекламе ИП согласен.
Исследовав материалы дела, заслушав ИП, оценив приведённые доводы, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, а также не отрицается ИП, что в рассматриваемой рекламе не были соблюдены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, что выразилось в недостоверной рекламе, которая содержит не соответствующие действительности сведения о рекламируемой услуге (об оказании ОАО "ОТП Банк" услуги кредитования по программе "0%-0%-6"), и части 7 статьи 5 Закона о рекламе, что выразилось в отсутствии в рекламе программы кредитования "0%-0%-24" существенной информации о минимальной и максимальной суммах кредита, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьёй 38 Закона о рекламе несёт рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе). Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, указанных в части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несёт рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушения законодательства о рекламе в данном случае содержатся в действиях лица, определившего содержание и осуществившего производство вышеуказанной ненадлежащей рекламы, т.е. её рекламодателя и рекламопроизводителя - ИП.
ИП на рассмотрении дела представлены доказательства того, что распространение рассматриваемой ненадлежащей рекламы прекращено.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовой услуги - банковской услуги по предоставлению кредита, распространённую на 1-ых полосах рекламного издания "Вечевой центр" N 100 (3063) от 15 июля 2011 года, N 101 (3064) от 19 июля 2011 года, N 104 (3067) от 26 июля 2011 года, N 107 (3070) от 29 июля 2011 года, N 108 (3071) от 02 августа 2011 года посредством рекламного объявления под заголовком "Мебель для дома и офиса", рекламодателем и рекламопроизводителем которой является ИП, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушений законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением указанных нарушений лицом, их совершившим.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме --20 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Члены Комиссии |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 18 октября 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016