Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
от 9 декабря 2011 г. N 6857-04
Резолютивная часть решения оглашена: 30 ноября 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено: 09 декабря 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель |
зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
|
члены |
- начальник отдела М.С. Степанова; специалист - эксперт Е.С. Канева, |
рассмотрев дело N 7759/04-011 по признакам нарушения ООО "Сатурн" (ИНН 7325086596, адрес: 432063, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д.32а, оф.408 а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
25.07.2011 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ИП Р* на действия ООО "Сатурн" по навязыванию условий договора на прием и водоотведение сточных вод (исх. от 03.07.2009 б/н), а именно: условий об оплате вмененных стоков (п.6.10 договора), необоснованного требования передачи финансовых средств за вмененные стоки, а также необоснованного требования о передаче финансовых средств за стоки после восстановления выгребных ям.
На основании указанного заявления приказом руководителя управления от 25.08.2011 N351/1 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено дело в отношении ООО "Сатурн" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в выставлении к оплате услуг по приему сточных вод после 21.06.2011.
К участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, были привлечены Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Территориальное управление Росимущества по Ульяновской области, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, Мэрия города Ульяновска, МУП ВКХ "Ульяновскводоканал".
Определением от 25.11.2011 о продлении срока рассмотрения дела N7759/04-2011 срок рассмотрения дела был продлен на 1 месяц в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств дела.
На заседаниях комиссии представитель ИП Р* поддержал доводы, изложенные в заявлении. Пояснил, что в эксплуатации ИП Р* находятся нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Герасимова, 10 (литеры 1-А и 2-А). В помещениях размещается оборудование по производству строительных материалов. Вода используется для замешивания цемента и озеленения газонов. Весь объем воды в процессе производства строительных материалов потребляется. С целью водоотведения сточных вод 03.07.2009 между ИП Р* и ООО "Сатурн" заключен договор. ООО "Сатурн" навязало ИП Р* в условиях договора обязанность оплачивать не только стоки, объем которых равен объему потребленной воды (п. 3.1 договора), но и иные вмененные стоки (п. 6.10 договора). Объем вмененных стоков превышает в 10 раз объем стоков, рассчитанных по показаниям приборов учета потребленной воды. Данные условия являются навязанными, так как в начале производственной деятельности у ИП Р* отсутствовала возможность оборудовать выгребные ямы. Предприниматель был вынужден подключиться к ближайшей канализации. ИП Р* были восстановлены выгребные ямы и произведена отсечка канализационного выпуска от магистрального коллектора (акт от 21.06.2011). Ремонтом выгребных ям занималась специализированная организация, что подтверждается свидетельством о допуске к работам. Ремонт осуществлялся на основании договора подряда от 06.12.2010. Отсечка была произведена в месте подключения. ИП Р* с 21.06.2011 сброс сточных вод не осуществлял. Услуги на вывоз ЖБО оказывает ООО "ЭКО-сервис-У" на основании заключенного договора. Несмотря на отсутствие стоков, ООО "Сатурн" продолжает выставлять счета на оплату не только стоков, объем которых равен объему потребленной воды, но и вмененные стоки. Приборы учета водоотведения не установлены, так как на установку необходимы большие финансовые затраты. Для водоснабжения 01.01.2011 между ИП Р* и ИП К* заключен субабонентский договор на оказание услуг по отпуску питьевой воды. Согласно данному договору отпуск питьевой воды осуществляется через водопроводную сеть в однотрубном исполнении диаметром трубы 32 мм.
Представитель ООО "Сатурн" пояснил, что договор ИП Р* 03.07.2009 был подписан в добровольном порядке. В договоре указано, что ИП Р* в месячный срок должен установить приборы учета сточных вод. Указал, что приложение N1 к договору не было подписано, так как ИП Р* заявил, что участок находится в его собственности, и канализационные сети принадлежат ему. В связи с этим к договору был составлен протокол разногласий, в котором указано, что исключаются границы балансовой принадлежности. Указал, что существует план приватизации ОАО "УЗТС", в котором указано, какое имущество не принадлежит приватизации, остается в собственности муниципалитета. Сети находятся в федеральной собственности, полномочия собственника осуществляет ТУ Росимущества по Ульяновской области, что подтверждается решением Арбитражного суда Ульяновской области, вступившего в силу 29.08.2011. Пояснил, что ООО "Сатурн" занимается перекачкой сточных вод, в связи с чем Министерством экономики Ульяновской области установлен тариф на водоотведение.
Распределение объема сточных вод до 21.06.2011 осуществлялось согласно п.6.10 договора. Разногласия между ИП Р* и ООО "Сатурн" по выставленным счетам возникли в мае 2011 г. В связи с этим ИП Р* обустроил выгребные ямы, которые ранее на территории ИП Р* отсутствовали. На момент подписания акта 21.06.2011 директором Общества представлено дополнительное соглашение, в котором указано, что договор будет расторгнут после уплаты задолженности ИП Р* за май 2011 г. Директор ООО "Сатурн" подписал акт, но ИП Р* отказался подписывать дополнительное соглашение. С 30.06.2011, когда Обществу был запрещен допуск к прибору учета, расчет объема сточных вод был произведен по сечению трубы диаметром 100 мл согласно схеме водопроводных сетей. Общество выставляет счета за водоотведение в связи с тем, что ИП Р* не представлены проектно-сметная документация по устройству выгребных ям, заключение Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора, так как необходимо знать, что яма соответствует установленным требованиям. Указал, что согласно п. 3.5 СНиП 2.04.03.05 децентрализованные схемы канализации (выгребные ямы) допускается предусматривать при отсутствии опасности загрязнения используемых для водоснабжения водоносных горизонтов, а также при отсутствии централизованной канализации.
Представитель ТУ Росимущества по Ульяновской области пояснила, что документы о праве собственности на канализационные сети у ТУ Росимущества по Ульяновской области отсутствуют, в реестре федерального имущества данные сети не значатся. Сети должны находиться в муниципальной собственности. На вопросы, кому принадлежат канализационные сети по ул. Герасимова, 10, имеются ли судебные споры с ООО "Сатурн", пояснить не смогла.
Представитель МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" поддержала представленные пояснения. Указала, что ИП Р* не имеет непосредственного присоединения к сетям водоснабжения МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" по объекту, расположенному по ул. Герасимова, 10. Водоснабжение данного объекта осуществляется по сетям, собственником которых является ИП К* ИП Р* является субабонентом ИП К* и прямого договора с МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" не имеет. Расчет оказанных услуг по водоснабжению ИП К*, в том числе и ИП Р*, производится по показаниям средств измерений, установленных на границе эксплуатационной ответственности МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" и ИП К*
Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Сатурн", выразившихся в ущемлении интересов ИП Р* путем выставления платы за услуги по договору на прием и водоотведение сточных вод от 03.07.2009 в апреле 2011 г., мае 2011 г., июне 2011 г. (до 21.06.2011) в ненадлежащем размере, нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основным видом деятельности ООО "Сатурн" является удаление и обработка сточных вод (код ОКВЭД 90.00.1).
Согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 N5, с целью установления доминирующего положения ООО "Сатурн" проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг водоотведения в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N220 (далее - Порядок).
Учитывая особенности предоставления услуг водоотведения, в связи со сложившейся схемой водоотведения, в силу физического расположения сетей абонентов Общества, и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения канализационных сетей абонентов к сетям Общества (в данном случае канализационно-насосной станции), рассматриваемый товарный рынок определен как локальный рынок услуг водоотведения, расположенный в границах присоединенных канализационных сетей ООО "Сатурн".
Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. В качестве временного интервала исследования определен период 2010 года.
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст) введен раздел О "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", подраздел ОА "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", класс 90 "Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность".
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Установленные продуктовые границы включают в себя исключительно такой товар, как услуга водоотведения, которая по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами. Следовательно, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют. Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка является услуга водоотведения.
Из содержания ст.ст. 454, 456, 458, 506, 539 ГК РФ вытекает обязанность продавца (поставщика) передать товар покупателю. Исходя из специфических физических характеристик водных ресурсов, услуга водоотведения может быть оказана только при наличии системы канализации. Прием сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 ГК РФ), заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Договор заключается с абонентом при наличии у него в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объектов, системы канализации, которые непосредственно присоединены к системам канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на прием сточных вод.
ООО "Сатурн" согласно договору аренды нежилого помещения от 01.12.2010 N1, заключенному с гр. Орловым А.В., владеет и пользуется зданием канализационно-насосной станции общей площадью 110,9 кв.м, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Герасимова, 10., принимающей сточные воды, транспортируемые по сетям (ООО "Сатурн" и гр. Орлов А.В. входят в одну группу лиц по п.3 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции").
Тариф на водоотведение для ООО "Сатурн" на 2011 г. утвержден Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23.11.2010 N 06- 420 в размере 22,17 руб./куб.м.
В качестве территории данного рынка рассматривается территория в границах присоединенной канализационной сети, по которой переходит перекачка сточных вод ООО "Сатурн".
Продавцом на исследуемом рынке выступает только ООО "Сатурн" в силу технологических особенностей водоотведения. ИП Р* является потребителем данной услуги.
Доля ООО "Сатурн" на рынке услуг водоотведения в границах присоединенной сети составляет 100%.
Коэффициент рыночной концентрации одного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке: CR-1 - 100 %.
На данном рынке существуют экономические ограничения входа на рынок - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений в канализационные сети при длительных сроках окупаемости этих вложений, оказание услуг по водоотведению конечного потребителя возможно только хозяйствующими субъектами, имеющими техническое оснащение, коммуникации и прочее оборудование, необходимое для пропуска расчетного количества воды, при заданном режиме, за определенное время, значительные затраты на поддержание сетей в исправном состоянии. Таким образом, строительство новой городской канализационной системы в данном случае будет нецелесообразно - есть возможность для получения услуг по отпуску сточных вод близко расположенному и единственному продавцу.
Также существуют административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе организациям необходимо участвовать в конкурсах на заключение договоров аренды муниципального имущества, так как услуга водоотведение оказывается с использованием канализационных сетей, являющихся муниципальной собственностью, утверждение тарифов на услугу водоотведения, устанавливаемую Министерством экономики Ульяновской области.
Данные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов.
Соответственно, ООО "Сатурн" по отношению к ИП Р* занимает доминирующее положение.
Отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Из материалов дела следует, что ООО "Сатурн" владеет на праве аренды зданием канализационно-насосной станции общей площадью 110,9 кв.м, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Герасимова, 10.
У ИП Р* на праве собственности находятся: главный магазин по адресу Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Герасимова, д.10Н литера 2А; компрессорная станция по адресу Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Герасимова, д.10Н литера 1А.
Для водоотведения сточных вод между ИП Р* и ООО "Сатурн" заключен договор на прием и водоотведение сточных вод от 03.07.2009 (далее - договор). Согласно договору ООО "Сатурн" обязуется принять в свою систему канализации от Абонента (ИП Р*) сточные воды по показаниям приборов учета, установленных в местах, согласованных с ООО "Сатурн". Дополнительным соглашением к договору на прием и водоотведение сточных вод от 03.07.2009 сторонами изменен п.6.10 договора (устанавливает порядок определения объема стоков при отсутствии прибора учета стоков).
Оказание услуг водоотведения подтверждается выставленными актами, счетами на оплату за период январь - август 2011 г.
В соответствии с пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
Отношения абонентов (заказчиков) и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируют Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила).
Согласно пункту 33 Правил, количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами.
Пунктом 69 Правил предусмотрено, что оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором.
В соответствии с п. 77 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межповерочного срока, с нарушением целости пломб на средствах измерений и при необеспечении абонентом представителю водопроводно-канализационного хозяйства доступа к узлу измерений производятся в соответствии с настоящими Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод при этом определяется в соответствии с п. 57 Правил.
Пунктом 57 Правил установлено, что в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
Согласно п. 56 Правил в случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений.
Договором предусмотрена обязанность абонента установить узлы учета в двухмесячный срок после подписания договора (п.2.2.4 договора). При невыполнении данного требования расчеты за принятые стоки производятся согласно п.3.3 договора.
В п. 3.3 договора представлен перечень случаев, когда количество израсходованной питьевой воды и, соответственно, сбрасываемых сточных вод, определяется по пропускной способности водопроводного ввода или присоединению к канализационной сети при скорости движения воды 1,2 м/сек и действия его полным сечением круглосуточно. При водопользовании без приборного учета (при отсутствии или неисправности средств измерений более трех дней, а также по истечении межповерочного срока эксплуатации) количество объема водоотведения определяется в соответствии п.3.3. договора.
ИП Р* не установлен прибор учета водоотведения, следовательно, объем стоков должен рассчитываться исходя из п.57 Правил, п.3.3 договора.
Согласно п. 57 Правил количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения.
Водоснабжение ИП Р* осуществляется через водопроводную сеть в однотрубном исполнении диаметром трубы 32 мм, находящуюся по адресу: Московское шоссе, д.9а, корпус 2. ИП Р* является субабонентом ИП К*, что подтверждается субабонентским договором от 01.01.2011, заключенным ИП Р* с ИП К* Согласно расчету водопотребления по п.57 Правил, представленного ООО "Сатурн", суточный расход воды при диаметре трубы 32 мм составляет 83,384 куб.м.
Однако, в соответствии с п.6.10 договора в случае установки на границе раздела балансовой принадлежности ООО "Сатурн" и МУП "Ульяновскводоканал" измерительного прибора, фиксирующего общий объем отведенных сточных вод из канализационной сети ООО "Сатурн" и отсутствия у Абонента собственного прибора учета сточных вод, разница между объемом фактически отведенных сточных вод и общим суммарным объемом водопотребления из всех источников водоснабжения (городской водопровод, скважина, сторонний источник, пар, ГВС и т.д.) всем Абонентам канализационной сети ООО "Сатурн" распределяется по процентному соотношению водопотребления и соответственно водоотведению после подписания акта между всеми абонентами сетей ООО "Сатурн".
Согласно актам по расчету объемов стоков, подлежащих оплате абонентами ООО "Сатурн" за январь 2011 г. - июнь 2011 г. (до 21.06.2011), определение объемов водоотведения ИП Р* осуществлялось в соответствии с п.6.10 договора.
Сравнительный расчет объема сточных вод за май - июнь 2011 г. (до 21.06.2011) в соответствии с п.57 Правил и п.6.10 договора показывает следующее соотношение:
период |
количество дней в отчетном периоде |
суточный расход, куб.м |
объем стоков, определенный в соответствии с п. 57 Правил, куб.м |
объем стоков, определенный в соответствии с п. 6.10 договора, куб.м |
май |
31 |
83,384 |
2584,904 |
3336,15 |
июнь |
21 |
83,384 |
1751,064 |
7217,88 |
Таким образом, объем сточных вод, определенный расчетным способом по п.6.10 договора за май - июнь 2011 г. (до 21.06.2011), превышает объем сточных вод, определенный в соответствии с п. 57 Правил.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Таким образом, одним из квалифицирующих признаков статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" является ущемление интересов лица.
ООО "Сатурн", выставляя к оплате объем сточных вод сверх установленного договор за май - июнь 2011 г. (до 21.06.2011), ущемил интересы ИП Р*, возложив на него обязанность по оплате данного объема стоков.
В соответствии с договором от 03.07.2009 помимо платы за объем отведенных вод ООО "Сатурн" вправе также выставить:
- плату за превышение предельных норм загрязняющих веществ в равных долях между всеми абонентами канализационной сети ООО "Сатурн" (пункт 6.7. договора);
- плату за повышенный износ сетей, принадлежащих ООО "Сатурн", в размере 40% от суммы, выставленной МУП "Ульяновскводоканал" за превышение предельных норм загрязняющих веществ, сбрасываемых в систему водоотведения ООО "Сатурн", которая распределяется в равных долях между всеми Абонентами канализационной сети, принадлежащей ООО "Сатурн" (п.6.8 договора).
Из акта от 29.04.2011 N000057, выставленного ИП Р* следует, что плата за повышенный износ сетей за 1 квартал 2011 года составила 1776,66 руб.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в ред. от 27.07.2010 N10) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Одними из принципов регулирования тарифов и надбавок являются установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ, а также полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Производственная программа организации коммунального комплекса - программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (в ред. от 15.09.2009 N2), организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520, следующие документы:
1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;
2) производственная программа;
3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;
4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;
5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;
6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Для установления тарифа на водоотведение на 2011 год ООО "Сатурн" в адрес Министерства экономики Ульяновской области представлена производственная программа, в том числе программа текущих и капитальных ремонтов на 2011 год.
Согласно экспертному заключению Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области по экономической обоснованности тарифов на услуги водоотведения ООО "Сатурн" на 2011 год при установлении тарифа на водоотведение учтены расходы на ремонт и техобслуживание КНС в размере 388,31 тыс. руб.
Таким образом, затраты ООО "Сатурн" на восстановление и ремонт сетей учтены при установлении тарифов на водоотведение. Следовательно, ООО "Сатурн" неправомерно выставляло плату за повышенный износ сетей ИП Р* в апреле 2011 г.
Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Сатурн", выразившихся в ущемлении интересов ИП Р* путем выставления платы за услуги водоотведения после устройства выгребных ям, нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом комиссия исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что ИП Р* были восстановлены выгребные ямы и произведена отсечка канализационного выпуска от магистрального коллектора.
Из акта от 21.06.2011, подписанного ИП Р* и ООО "Сатурн", следует, что сточные воды с корпуса 1А и 2А по ул. Герасимова д.10Н в общую канализацию не поступают.
Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется ООО "Эко-сервис-У" на основании договора на оказание услуг от 03.06.2011 N26/11, заключенного с ИП Р*
В материалы дела представлены акты и счета за оказанные услуги за июль - август 2011 года, выставленные ООО "Сатурн".
В силу части 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, а при расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.
Соглашение о расторжении по договору не достигнуто, стороны за расторжением договора в суд не обращались. Таким образом, договор между ООО "Сатурн" и ИП Р* является действующим.
Однако, согласно акту от 21.06.2011 фактически услуги ИП Р* не оказываются.
В соответствии с п.1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из содержания норм Гражданского кодекса, следует, что оплате подлежат лишь фактически оказанные услуги. С 21.06.2011 исполнение обязательств по договору прекращено, таким образом, ООО "Сатурн" не правомерно выставляло акты, счета на оплату ИП Р*
Таким образом, ООО "Сатурн" ущемило интересы ИП Р* путем выставления к оплате услуги, которая фактически не осуществляется.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия, решила:
Признать действия ООО "Сатурн", выразившиеся в ущемлении интересов ИП Р* путем выставления платы за услуги по договору на прием и водоотведение сточных вод от 03.07.2009 в апреле 2011 г., мае 2011 г., июне 2011 г. (до 21.06.2011) в ненадлежащем размере, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Признать действия ООО "Сатурн", выразившиеся в ущемлении интересов ИП Р* путем выставления платы за услуги водоотведения после устройства выгребных ям, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать ООО "Сатурн" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии |
К.Ю.Попов |
Члены комиссии |
М.С. Степанова
Е.С. Канева |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 46
09.12.2011 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
Члены Комиссии - нач. отдела М.С. Степанова,
- специалист-эксперт Е.С. Канева,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 09.12.2011 по делу N 7759/04-2011
о нарушении ООО "Сатурн" (ИНН 7325086596, адрес: 432063, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д.32а, оф.408 а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Кому: ООО "Сатурн"
в срок до 27.01.2011 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в ущемлении интересов ИП Р* путем выставления платы за услуги водоотведения после устройства выгребных ям.
в срок до 27.01.2012 прекратить выставление ИП Р* платы по договору на прием и водоотведение сточных вод от 03.07.2009 при отсутствии оказываемых услуг.
О выполнении настоящего предписания сообщить в пятидневный срок с момента его исполнения.
Председатель комиссии |
К.Ю.Попов
|
Члены комиссии |
М.С. Степанова
Е.С. Канева
|
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 9 декабря 2011 г. N 6857-04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016