Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 10 февраля 2012 г. N 06-14/12-31
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председателя комиссии - Чечениной С.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Членов комиссии:
Калитиной Н.А. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа;
Ермаковой М.Е. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа;
при участии:
представителя уполномоченного органа - Управления государственного заказа Мурманской области - <С_> (по доверенности N03/12 от 10.01.2011 года),
представителей заказчика - Аппарата правительства Мурманской области - <Л_> (по доверенности N03-01/193-ИД от 10.02.2012 года), <В_> (по доверенности N03-01/189-ИД от 09.02.2012 года),
представителей заявителя ОАО "МТС" - <К_> (по доверенности N78аа1179592 от 10.11.2011), <Б_> (по доверенности N51аа0155078 от 13.12.2011),
рассмотрев жалобу ОАО "МТС" на действия уполномоченного органа - Управления государственного заказа Мурманской области, заказчика - Аппарата Правительства Мурманской области и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области обратился участник размещения заказа - ОАО "МТС" с жалобой на действия уполномоченного органа - Управления государственного заказа Мурманской области, заказчика - Аппарата Правительства Мурманской области при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПОДВИЖНОЙ (СОТОВОЙ) РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ СТАНДАРТА GSM 900/1800 МГЦ (реестровый номер закупки: 0149200002311002785).
Заявитель в жалобе указал, что не согласен с положениями конкурсной документации, определяющими порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника конкурса" по следующим основаниям:
Требование предоставить информацию о количестве заключенных контрактов с государственными и/или муниципальными заказчиками, находящихся только на территории Мурманской области ограничивает конкуренцию и, следовательно, нарушает положения действующего законодательства РФ о защите конкуренции, права и законные интересы Общества.
ОАО "МТС" является Оператором связи федерального значения и оказывает услуги связи на всей территории Российской Федерации, в том числе, и муниципальных заказчикам. Выдвинутые в конкурсной документации требования в предоставлении информации о количестве заключенных государственных и/или муниципальных контрактов, ограниченных только территорией Мурманской области, абсолютно не имеют никакого отношения к составлению объективной оценки квалификации Оператора связи.
В данном случае опыт оказания услуг не может быть ограничен определенной территорией РФ. По мнению заявителя право на такое ограничение (по территории оказания услуг) у заказчика отсутствует.
Также в Приложении N2 приведена форма "Конкурсного предложения" (Том 2, стр. 46), где Заказчик определяет условия исполнения государственного контракта, в том числе в п.2.2. требования к качеству оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса.
Согласно п.2.2.1 подлежащие оказанию услуги будут соответствовать указанным общим требованиям, в том числе, требованию "Бесплатное подключение локальной вычислительной сети Заказчика к оборудованию оператора через выделенный канал между оборудованием Заказчика и оборудованием оператора по адресу Заказчика. Сетевые интерфейсы G703 или Ethernet 10/100BaseT, протоколы передачи данных FrameRelay, PPP и Cisco HDLS." (п.2.2.1.34).
Согласно п.1 Тома 2 конкурсной документации предметом настоящего конкурса является право заключения контракта на оказание услуг подвижной (сотовой) радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 МГц.
Однако указанное требование ни технологически, ни функционально не связано с предметом контракта и не является услугой подвижной радиотелефонной связи.
На основании вышеизложенного, ОАО "МТС" полагает, что положения конкурсной документации противоречат законодательству Российской Федерации о размещении заказов и защиты конкуренции, а также нарушает права и законные интересы участника размещения заказа.
Заявитель просит:
Приостановить размещение заказа.
Признать жалобу обоснованной, а положения конкурсной документации, нарушающими требования законодательства о размещении заказов и защите конкуренции.
Выдать предписание Заказчику, Уполномоченному органу об устранении допущенных нарушений.
Представитель уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе Общества, не согласен.
Из существа дела следует, что 27.12.2011 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было размещено извещение (N0149200002311002785) о проведении открытого конкурса "ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПОДВИЖНОЙ (СОТОВОЙ) РАДИОТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ СТАНДАРТА GSM 900/1800 МГЦ".
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 070 000,00 рублей.
Предмет торгов: Оказание услуг подвижной (сотовой) радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 МГц.
Заказчик: Аппарат Правительства Мурманской области (министерство).
Уполномоченный орган: Управление государственного заказа Мурманской области.
Вскрытие конвертов с заявками: 06.02.2012 в 10:00.
Рассмотрение заявок: 08.02.2012.
Подведение итогов: 10.02.2012.
Первый том конкурсной документации утвержден начальником Управления государственного заказа Мурманской области, второй том утвержден начальником Управления госзаказа Мурманской области, Руководителем Аппарата правительства Мурманской области (министерства), третий и четвертый тома утверждены Руководителем Аппарата правительства Мурманской области (министерства).
Согласно п. 26 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Постановление N722), содержание критерия "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг", в том числе его показатели, определяется в конкурсной документации в соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 настоящей статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Пунктом 11 тома 2 конкурсной документации заказчиком установлена балльная система оценки заявок на участие в конкурсе, при этом заказчиком предусмотрены следующие критерии оценки: "цена контракта - 80 %", "Качество услуг и квалификация участника конкурса - 20 %".
Подпунктом 3 пункта 11 тома 2 установлен порядок оценки заявок по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса", а именно:
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса", по следующим показателям:
- "Выполнение общих требований к качеству оказываемых услуг" осуществляется по характеристикам, указанным участником в форме "Конкурсное предложение" (приложение 2 к тому 2) по позициям 2.2.1.1 -2.2.1.34.
- "Выполнение требований к качеству оказываемых услуг по зоне надежного радиопокрытия на территории Мурманской области" осуществляется на основе информации, указанной участником в форме "Конкурсное предложение" (приложение 2 к тому 2) по позициям 2.2.2.1 - 2.2.2.126.
- "Квалификация участника конкурса" осуществляется на основе информации указанной в форме "Конкурсное предложение" (приложение 2 к тому 2). В зависимости от количества организаций - государственных и муниципальных заказчиков, с которыми за период с 01.01.2009 года по 01.09.2011 года были заключены государственные или муниципальные контракты на оказание услуг подвижной (сотовой) связи стандарта GSM 900/1800 МГц на сумму не менее 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек. Подтверждается контрактами и договорами с актами выполненных услуг.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в конкурсной документации заказчиком не противоречит требованиям законодательства о размещении заказов.
Согласно части 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе вправе оценивать наличие у участника конкурса технологического оборудования необходимые для оказания услуг.
Для определения качества оказываемых услуг одним из требований является бесплатное подключение локальной вычислительной сети Заказчика к оборудованию оператора через выделенный канал между оборудованием Заказчика и оборудованием оператора по адресу Заказчика. Сетевые интерфейсы G703 или Ethernet 10/100BaseT, протоколы передачи данных FrameRelay, PPP и Cisco HDLS." (п.2.2.1.34 конкурсной документации).
По мнению заявителя, указанное требование ни технологически, ни функционально не связано с предметом контракта и не является услугой подвижной радиотелефонной связи, установив данное требование, заказчик и уполномоченный орган нарушили требование части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N135-ФЗ) в части ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Для определения качества оказываемых услуг было выставлено требование о бесплатном подключении локальной вычислительной сети Заказчика к оборудованию оператора через выделенный канал. Комиссия Мурманского УФАС согласилась с доводами представителя Заказчика, что вышеуказанная услуга взаимосвязана с услугой подвижной радиотелефонной связи.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требование о бесплатном подключении локальной вычислительной сети Заказчика к оборудованию оператора через выделенный канал технологически, функционально не связано с предметом контракта.
В этой части Комиссия Мурманского УФАС признаёт жалобу ОАО "МТС" необоснованной.
В то же время, Комиссия Мурманского УФАС считает, что критерий по показателю "Квалификация участника конкурса", выраженный в количестве заключенных контрактов с государственными и/или муниципальными заказчиками, находящихся только на территории Мурманской области, никоим образом не свидетельствует о наличии необходимой квалификации участника конкурса.
По мнению Комиссии Мурманского УФАС, не может быть положен в оценку квалификации участника конкурса опыт работы исключительно по государственным и/или муниципальным контрактам, поскольку к работам, выполняемым не в соответствии с такими контрактами, предъявляются аналогичные требования. Поэтому, о квалификации участника конкурса свидетельствует опыт выполнения работ по предмету конкурса, выполненных на основании любого договора. С учетом приведенного Комиссия Мурманского УФАС считает, что в действиях Заказчика имеются признаки нарушения статьи 17 Закона N135-ФЗ, а именно:
При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 17 Закона N135-ФЗ).
Комиссии Мурманского УФАС считает, что критерий определения победителя конкурса, выраженный в продолжительности и территория деятельности организации, не подтверждает наличие у такого субъекта необходимой квалификации для предоставления услуг, являющихся предметом конкурса, так как Заявитель является Оператором связи федерального значения и оказывает услуги связи на всей территории Российской Федерации.
Кроме того опыт работ исключительно по государственным контрактам не свидетельствует о большей профессиональности лица по сравнению с тем, кто выполнил аналогичные работы в рамках иных гражданско-правовых отношений. Действующее законодательство предъявляет одинаковые нормативные требования в части предоставления соответствующих услуг и принятия результата по их окончании. Поэтому, само по себе предоставление организацией услуг, являвшихся предметом конкурса, независимо от того, в соответствии с каким договором, свидетельствует о наличии необходимого опыта у претендента, позволяющего оценить качественные характеристики его деятельности.
Следовательно, сформулировав подобным образом этот критерий, Заказчик ограничил круг предполагаемых участников конкурса, исключив конкуренцию между хозяйствующими субъектами, осуществившими необходимые работы по государственным контрактам, и организациями, имеющими опыт по выполнению аналогичных работ по иным гражданским договорам, тем самым нарушив требования антимонопольного законодательства.
Исследовав изложенные доводы представителей сторон, а также представленные материалы дела и руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, решила:
Признать жалобу Открытого акционерного общества "МТС" частично обоснованной.
Признать в действиях уполномоченного органа - Управления государственного заказа Мурманской области, заказчика - Аппарата Правительства Мурманской области наличие признаков нарушения статьи 17 Закона N135-ФЗ.
Передать материалы дела "МТС" должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Резолютивная часть решения оглашена 10 февраля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 февраля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: С.А. Чеченина
Члены комиссии: Н.А. Калитина, М.Е. Ермаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 10 февраля 2012 г. N 06-14/12-31
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016