Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 04-02/4750 (опубликовано 5 июня 2012 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
РЕШЕНИЕ
31 мая 2012 года
N 04-02/4750
Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДиМедика" исх. от 24.05.2012 N 25-2405/12 (вх. от 24.05.2012 N 510-ф) на действия заказчика - муниципального учреждения "Усть-Куломская Центральная районная больница" при размещении заказа путем проведения запроса котировок "Поставка стоматологических расходных материалов" (извещение N 0307300050212000022 от 23.05.2012), далее - запрос котировок, размещаемый заказ,
при участии:
- <_> - представителя МУ "Усть-Куломская Центральная районная больница" (по доверенности), установила:
1. ООО "ДиМедика" до рассмотрения жалобы по существу письмом исх. от 29.05.2012 N 191 (вх. от 29.05.2012 N 520-ф) заявило ходатайство о рассмотрении Коми УФАС России жалобы ООО "ДиМедика" исх. от 24.05.2012 N 25-2405/12 (вх. от 24.05.2012 N 510-ф) без участия представителя ООО "ДиМедика".
2. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Коми поступила жалоба ООО "ДиМедика".
Заявитель указывает, что в запрос котировок были включены товары, относящиеся как к медикаментам (Ультракаин ДС форте), так и к средствам медицинского назначения (материалы стоматологические).
Для поставки средств медицинского назначения не требуется фармацевтическая лицензия, в то время как для медикаментов она необходима.
По мнению заявителя, такое сочетание фармпрепаратов и материалов в одном запросе котировок ограничивает круг участников размещения заказа, так как участник размещения заказа должен обладать оптовой лицензией на поставку фармпрепаратов.
Заявитель в жалобе просит Коми УФАС России устранить нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заказчик - муниципальное учреждение "Усть-Куломская Центральная районная больница" с доводами жалобы не согласен, изложил свои доводы в отзыве на жалобу и на заседании Комиссии Коми УФАС России.
3. Комиссия Коми УФАС России, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, изучив материалы жалобы, заслушав представителя заказчика, пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Извещение о проведении запроса котировок N 0307300050212000022 размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 23.05.2012 (далее - извещение о проведении запроса котировок).
Заказчиком размещения заказа является муниципальное учреждение "Усть-Куломская Центральная районная больница" (далее - Заказчик, МУ "Усть-Куломская Центральная районная больница").
Предмет контракта - поставка стоматологических расходных материалов.
Начальная (максимальная) цена контракта: 197 701,67 (сто девяносто семь тысяч семьсот один) рубль 67 копеек.
Источником финансирования заказа являются средства ФФОМС на реализацию мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи при оказании стационарной медицинской помощи в рамках программы "Модернизация здравоохранения Республики Коми".
В соответствии с приказом главного врача "Усть-Куломская Центральная районная больница" от 23.05.2012 N 71-П §3 создана котировочная комиссия по размещению заказов (далее - котировочная комиссия).
3.2. В соответствии ч. 1 ст. 42 Закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать, в том числе наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из общего смысла положений п. 4 ст. 43, ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов следует, что заказчик, руководствуясь своими потребностями, самостоятельно определяет требования к закупаемому товару. При этом заказчик при формировании предмета закупки, требований к закупаемому товару не вправе устанавливать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
3.3. Комиссией Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
Предметом запроса котировок является поставка стоматологических расходных материалов.
Указанные товары относятся к группе N 99 Номенклатуры, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" (далее - Номенклатура), код ОКДП 2423910 "Материалы стоматологические".
Согласно извещению о проведении запроса котировок характеристики и качество поставляемого товара находятся в сопроводительной документации.
В Техническом задании на поставку стоматологических расходных материалов, в форме котировочной заявки, входящих в состав извещения о проведении запроса котировок, установлены наименование, форма выпуска, единица измерения и необходимое количество поставляемых товаров.
Согласно Техническому заданию на поставку стоматологических расходных материалов, позиции N 13 формы котировочной заявки наряду с материалами стоматологическими необходимо поставить "Ультракаин Д-С форте".
Материалы стоматологические входят в группу N 99 Номенклатуры, в которую включен код по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) 2423910 "Материалы стоматологические".
В соответствии с "Государственным реестром лекарственных средств" (по состоянию на 02.05.2012), размещенным на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, препарат "Ультракаин Д-С форте" входит в фармако-терапевтическую группу местноанастезирующих препаратов.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 18.07.2008 N 01И-4444/08 "О реализации лекарственного средства" препарат "Ультракаин Д-С форте" является лекарственным средством и относится к группе N 52 Номенклатуры "Средства, действующие на вегетативную нервную систему и чувствительные нервные окончания", в которую включен код 2423231 "Средства местноанестезирующие".
Согласно ч. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств), под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 47 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 52 Закона об обращении лекарственных средств лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение), устанавливает порядок лицензирования фармацевтической деятельности.
Пунктом 2 Положения установлено, что фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно приложению.
Приложение устанавливает перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, осуществляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, в который входят: оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения; хранение лекарственных средств для медицинского применения; хранение лекарственных препаратов для медицинского применения; перевозка лекарственных средств для медицинского применения; перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения; розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения; отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения; изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
Следовательно, в перечень товаров (материалы стоматологические), для поставки которых не требуется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, включен товар, который относится к другой группе Номенклатуры и для поставки которого требуется наличие у участника размещения заказа лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Заказчиком не представлено обоснование правомерности включения в Техническое задание на поставку стоматологических расходных материалов, в форму котировочной заявки товаров, для поставки которых не требуется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, и для поставки которых требуется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности.
В ходе заседания Комиссии Коми УФАС России представитель заказчика пояснила, что на участие в запросе котировок ни одной котировочной заявки не поступило.
Таким образом, действия заказчика - муниципального учреждения "Усть-Куломская Центральная районная больница" в части включения в извещение о проведении запроса котировок N 0307300050212000022 от 23.05.2012 препарата "Ультракаин Д-С форте" влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, что противоречит ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов.
3.4. Выводы о наличии нарушений антимонопольного законодательства, в частности Закона о защите конкуренции, могут быть сделаны комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в решении по делу о нарушении законодательства, принятом по результатам рассмотрения соответствующего дела (п. 3 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Коми УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ДиМедика" исх. от 24.05.2012 N 25-2405/12 (вх. от 24.05.2012 N 510-ф) обоснованной.
2. Признать действия заказчика - муниципального учреждения "Усть-Куломская Центральная районная больница" в части включения в извещение о проведении запроса котировок N 0307300050212000022 от 23.05.2012 препарата "Ультракаин Д-С форте" противоречащими требованиям ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов и ограничивающими количество участников размещения заказа.
3. Выдать заказчику - муниципальному учреждению "Усть-Куломская Центральная районная больница" предписание об устранении нарушения Закона о размещении заказов.
4. Решить вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица заказчика, допустившего нарушение Закона о размещении заказов.
5. Решить вопрос об обеспечении рассмотрения жалобы в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства, в порядке ст. 44 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
ПРЕДПИСАНИЕ
31 мая 2012 года
N 04-02/4750
Сыктывкар
об устранении нарушения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), на основании своего решения от 31.05.2012 о нарушении Заказчиком - муниципальным учреждением "Усть-Куломская Центральная районная больница" (место нахождения: 168060, Республика Коми, Усть-Куломский район, с. Усть-Кулом, ул. Ленина, д. 1), при размещении заказа путем проведения запроса котировок "Поставка стоматологических расходных материалов" (извещение N 0307300050212000022 от 23.05.2012) требований ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), предписывает:
1. Заказчику - муниципальному учреждению "Усть-Куломская Центральная районная больница" в 3-дневный срок с даты получения настоящего предписания устранить нарушения требований ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов посредством отмены запроса котировок "Поставка стоматологических расходных материалов".
2. Заказчику - муниципальному учреждению "Усть-Куломская Центральная районная больница" в 5-дневный срок с даты получения настоящего предписания представить в Коми УФАС России документы и письменную информацию, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Примечание:
Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, его территориального органа влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 04-02/4750 (опубликовано 5 июня 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016