Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 21 декабря 2012 г. N 99
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сапунов Д.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю;
Члены Комиссии:
Гритчин И.Н. - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
Пашкова Н.Н. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
При участии - <***> и <***> (представителей ФГБУ Санаторий "Горячий ключ" по доверенности от 20.11.2012 года N11ок/18-12) и <***> представителя ООО "Пятигорсктеплосервис" (по доверенности от 21.11.2012 года N5818/10) и <***> представителя ООО "Пятигорсктеплосервис" (по доверенности от 21.11.2012 года N5817/10),
рассмотрев дело N99 возбужденное в отношении ООО "Пятигорсктеплоcервис" (ул. Ессентукская, 31, г. Пятигорск, 357500) по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135 -ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю 02.08.2012 года поступило обращение ФГБУ Санаторий "Горячий ключ" (ул. Братьев Бернардацци, 1, г. Пятигорск, 357500) на действия ООО "Пятигорсктеплосервис" по факту прекращения поставки электрической энергии на насосные агрегаты типа К45/30, которые установлены в котельной и предназначены для повышения давления питьевой воды для нужд санатория.
По результатам проведенного расследования в действиях ООО "Пятигорсктеплосервис" были установлены признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного возбуждено дело в отношении ООО "Пятигорсктеплосервис" по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
При рассмотрении дела представитель ФГБУ Санаторий "Горячий ключ" поддержал доводы своей жалобы, полагает, что действия ООО "Пятигорсктеплосервис" по прекращению электроснабжения насосов на подачу холодной воды, необоснованны и нарушают его законные права и интересы.
ООО "Пятигорсктеплосервис" при рассмотрении дела указал, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям.
В мае текущего года, комиссия в составе представителей ООО "Пятигорсктеплосервис" и ФГУП санаторий "Горячий ключ" провела совместную проверку электропотребления оборудования, расположенного в помещении указанной котельной. По результатам обследования выявлено, что в котельной установлены и обеспечиваются электроэнергией, в том числе, 3 (Три) насосных агрегата типа К45/30 с электродвигателями мощностью 7,5 кВт, которые предназначены для повышения давления питьевой воды для нужд ФГУП санаторий "Горячий ключ" и не предназначены для выработки и передачи тепловой энергии.
Согласно Перечня основного и вспомогательного оборудования Акта приема-передачи котельной санатория "Горячий ключ", утвержденного Начальником Управления Горкомхоза 27.05.1976 года указанные насосы были переданы санаторием "Горячий ключ" на баланс и обслуживание Предприятию объединенных котельных и тепловых сетей.
ООО "Пятигорсктеплосервис" не является правопреемником предприятия объединенных котельных и тепловых сетей, а эксплуатацию указанной котельной осуществляет на основании договора аренды имущества муниципальной собственности N199У08 от 30.06.2008 года. В соответствии с Актом приема-передачи имущества муниципальной собственности, являющимся неотъемлемой частью договора аренды имущества муниципальной собственности N199У08 от 30.06.2008 года, указанные насосные агрегаты в аренду ООО "Пятигорсктеплосервис" не передавались. Следовательно, никаких правовых оснований по оплате расходов, связанных с эксплуатацией данного оборудования, у ООО "Пятигорсктеплосервис" не имеется.
Анализ (расчет) потребления электрической энергии котельной "Горячий ключ" показал, что за период с 01.01.2002 года по 01.04.2012 года расходы ООО "Пятигорсктеплосервис" по оплате электрической энергии для обеспечения работы указанных насосных агрегатов составили сумму в размере 1829501 руб. (Один миллион восемьсот двадцать девять тысяч пятьсот один рубль), в том числе НДС 18 %.
Учитывая изложенное, ООО "Пятигорсктеплосервис" письмом исх. 2291/10 от 31.05.2012 года обратилось в ФГУП санаторий "Горячий ключ" с предложением установить приборы учета расхода электрической энергии для обеспечения работы насосных агрегатов и взять на себя расходы по оплате потребляемой электрической энергии.
Предарбитражным уведомлением исх. N2290/10 от 31.05.2012 года, направленным в адрес ФГУП санаторий "Горячий ключ", ООО "Пятигорсктеплосервис", руководствуясь ст. 1102 ГК РФ, потребовало возместить расходы по оплате электрической энергии в сумме 1829501 руб. (Один миллион восемьсот двадцать девять тысяч пятьсот один рубль), в том числе НДС 18 % в срок до 01.07.2012 года.
Однако ФГУП санаторий "Горячий ключ" проигнорировало обращения.
Письмом исх. N2525/10 от 15.06.2012 года, направленным в адрес ФГУП санаторий "Горячий ключ", филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Пятигорский водоканал" и Главы города-курорта Пятигорска, ООО "Пятигорсктеплосервис" сообщило о намерении прекратить электроснабжение насосов с 10.00 час. 02.07.2012 года.
Кроме того, письмами исх. N2524/10 от 15.06.2012 года в адрес МУ "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" и N2544/10 от 19.06.2012 года в адрес филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Пятигорский водоканал", ООО "Пятигорсктеплосервис" запросило информацию об учете данного оборудования в собственности органов местного самоуправления, кому передалось данное оборудование в эксплуатацию, а также находится ли данное оборудование на балансе ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".
Письмом исх. N2008/08 от 22.06.2012 года филиал ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Пятигорский водоканал" сообщил, что санаторий подключен к водопроводний линии с давлением 3,0 атм.; никакого дополнительного оборудования для повышения давления питьевой воды санатория, установленного в помещении котельной, на балансе и обслуживании ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" не находится.
МУ "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" письмом исх. N3907 от 27.06.2012 года сообщило, что насосные агрегаты в собственности органов местного самоуправления не значатся, а вопрос дальнейшей эксплуатации насосов относится к компетенции заинтересованных хозяйствующих субъектов. Тогда для решения возникшего вопроса ООО "Пятигорсктеплосервис" инициировало совместное совещание 27.06.2012 года.
По итогам совещания с участием представителей заинтересованных сторон, которое состоялось 15.00 час. 27.06.2012 года, между ООО "Пятигорсктеплосервис" и ФГУП санаторий "Горячий ключ" была достигнута договоренность не производить ограничение подачи электрической энергии на указанные насосы 02.07.2012 года, а провести технические консультации и выработать обоснованную правовую позицию по возникшему вопросу, а так же решить вопрос по организации учета электроэнергии, потребляемой насосами.
Однако, достигнутые на совещании договоренности не были реализованы.
Письмом исх. N3111/10 от 11.07.2012 года, ООО "Пятигорсктеплосервис" уведомило ФГУП санаторий "Горячий ключ", филиал ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Пятигорский водоканал" и Главу города-курорта Пятигорска о намерении прекратить электроснабжение насосов с 10.00 час. 01.08.2012 года до установки приборов учета.
Письмом исх. N3271/10 от 31.07.2012 года, направленным в адрес ФГУП санаторий "Горячий ключ", ООО "Пятигорсктеплосервис" в очередной раз уведомило санаторий о намерении прекратить электроснабжение насосов с 10.00 час. 01.08.2012 года.
01.08.2012 года, ООО "Пятигорсктеплосервис" прекратило подачу электрической энергии на вышеуказанные насосные агрегаты для установки приборов учета расхода электрической энергии, которые обеспечивают работу трех насосных агрегатов.
Учитывая, что все обращения ООО "Пятигорсктеплосервис" в адрес ФГУП санаторий "Горячий ключ" были проигнорированы, а от конструктивного решения возникшего вопроса ФГУП санаторий "Горячий ключ" уклонилось, ООО "Пятигорсктеплосервис" самостоятельно установило прибор учета расхода электрической энергии на насосы, о чем письмом исх. N3351/10 от 06.08.2012 года уведомило санаторий. Однако, представители ФГУП санаторий "Горячий ключ" отказались от подписания Акта установки электросчетчика и снятия первичных показаний.
С 03.08.2012 года ООО "Пятигорсктеплосервис" полностью восстановило электроснабжение насосных агрегатов после установки приборов учета расхода электрической энергии насосными агрегатами (Акт от 03.08.2012 года прилагается).
Так же ООО "Пятигорсктеплосервис" письмом исх. N3718/10 от 23.08.2012 г. направило для подписания в адрес ФГБУ санаторий "Горячий ключ" проект договора возмездного оказания услуг по обеспечению давления холодной воды от 23.08.2012 г., однако, до настоящего времени ни договор, ни протокол разногласий к нему не были представлены в адрес Общества.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения стороны, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующие обстоятельства:
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
ООО "Пятигорсктеплосервис" является арендатором недвижимого и движимого имущества, предназначенного для теплоснабжения города Пятигорска, в целях осуществления предпринимательской деятельности и предоставляет услуги по передаче тепловой энергии в границах города Пятигорска.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 17.08.1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии является сферой деятельности естественных монополий. ООО "Пятигорсктеплосервис" является субъектом естественной монополии на рынке услуги по передаче тепловой энергии через собственные сети и занимает доминирующее положение.
Между ООО "Пятигорсктеплосервис" и ФГУП санаторий "Горячий ключ" заключен договор теплоснабжения N514 от 31.01.2012 года, согласно которого ООО "Пятигорсктеплосервис" осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и на подогрев питьевой воды (ГВС) ФГУП санаторий "Горячий ключ".
Поставка тепловой энергии ФГУП санаторий "Горячий ключ" осуществляется от котельной "Горячий ключ", арендуемой ООО "Пятигорсктеплосервис" у МУ "Управлении имущественных отношений администрации города Пятигорска" с 2001 года (с 2008 года по настоящее время на основании договора аренды имущества муниципальной собственности N199У08 от 30.06.2008 года) и расположенной по адресу: г. Пятигорск, ул. Бернардацци, 1.
Согласно Перечня основного и вспомогательного оборудования Акта приема-передачи котельной санатория "Горячий ключ", утвержденного Начальником Управления Горкомхоза 27.05.1976 года указанные насосы были переданы санаторием "Горячий ключ" на баланс и обслуживание предприятию объединенных котельных и тепловых сетей.
ООО "Пятигорсктеплосервис" эксплуатацию указанной котельной осуществляет на основании договора аренды имущества муниципальной собственности N199У08 от 30.06.2008 года. В соответствии с Актом приема-передачи имущества муниципальной собственности, являющимся неотъемлемой частью договора аренды имущества муниципальной собственности N199У08 от 30.06.2008 года, указанные насосные агрегаты в аренду ООО "Пятигорсктеплосервис" передавались, что подтверждается приложением N1 к договору аренды от 30.06.2008 N199У08 (позиции 4931 насос 2-к-6 (горячий ключ) и 4932 насос 3-к-9 (горячий ключ). Следовательно, ООО "Пятигорсктеплосервис" в общей массе переданного имущества по договору аренды были получены насосы подачи холодной воды для нужд ФГУП санаторий "Горячий ключ".
Согласно полученного разъяснения Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 11.10.2012 года Nр-01-05/3038 установлено, что порядок формирования и состав расходов, учитываемых при установле-нии тарифов на тепловую энергию, определён Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N109. Расчёт тарифов выполняется в соответствии с Ме-тодическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электри-ческую (тепловую энергию) на розничном (потребительском) рынке (далее -Методические указания), утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N20-э/2.
Согласно Методическим указаниям, нормативные технологические за-траты электрической энергии определяются затратами на привод насосного и другого оборудования, эксплуатируемого организацией, осуществляющей производство и передачу тепловой энергии и теплоносителя.
В составе тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Пятигорсктеплосервис" потребителям г. Пятигорска в 2012 году, учтены затраты на покупную электрическую энергию для работы насосного оборудования, уста-новленного в котельной по ул. Б. Бернардацци, 1, в количестве 7 единиц со-гласно представленной организацией анкете котельной, в том числе и насосов К 45/30, как в предыдущие годы, так и на 2012 год.
Следовательно, насосы подачи холодной воды так же подлежали тарифному регулированию, что включало в себя не только техническое обслуживание, но и затраты на потребляемую ими электрическую энергию. Следовательно, оснований прекращать подачу электрической энергии на насосы у ООО "Пятигорсктеплосервис" не имелось.
Письмом исх. N3111/10 от 11.07.2012 года, ООО "Пятигорсктеплосервис" уведомило ФГУП санаторий "Горячий ключ", филиал ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Пятигорский водоканал" и Главу города-курорта Пятигорска о намерении прекратить электроснабжение насосов с 10.00 час. 01.08.2012 года в связи с тем, что у ООО "Пятигорсктеплосервис" не имеет правовых оснований обслуживать насосы и отказу ФГУП санаторий "Горячий ключ" брать на себя расходы по их электроснабжению.
Письмом исх. N3271/10 от 31.07.2012 года, направленным в адрес ФГУП санаторий "Горячий ключ", ООО "Пятигорсктеплосервис" уведомило санаторий о намерении прекратить электроснабжение насосов с 10.00 час. 01.08.2012 года, так же в обоснование своих действий поставило причину отсутствие договоренности между сторонами по обслуживанию и оплате электрической энергии, потребляемые насосами, в то время как данные затраты учтены РТК СК при утверждении тарифа на теплоснабжение.
01.08.2012 года, ООО "Пятигорсктеплосервис" прекратило подачу электрической энергии на вышеуказанные насосные агрегаты.
С 03.08.2012 года ООО "Пятигорсктеплосервис" полностью восстановило электроснабжение насосных агрегатов (Акт от 03.08.2012 года).
Довод ООО "Пятигорсктеплосервис" по факту прекращения поставки электрической энергии на насосные агрегаты по причине установке приборов учета электрической энергии управлением отвергается, так как вышеуказанной перепиской между сторонами не отражает такое основание, как намерение ООО "Пятигорсктеплосервис" установить прибор учета электрической энергии.
Следовательно, прекращение электрической энергии на насосные агрегаты по причине отсутствия со стороны действий по техническому содержанию насосов и оплаты за потребленную электрическую энергию, является необоснованным предъявлением передаче финансовых средств, при наличии возмещения данных затрат через утвержденный тариф.
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Действия ООО "Пятигорсктепллосервис" по прекращению поставки электрической энергии на насосы по подаче питьевой воды не имеют под собой правового основания, так как подача электрической энергии и содержание спорных насосов входит в состав утвержденного ООО "Пятигорсктеплосервис" как на электроснабжение, так и на техническое содержание.
Следовательно, в действиях ООО "Пятигорсктеплосервис" установлено нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту прекращения поставки электрической энергии на насосные агрегаты типа К45/30, которые установлены в котельной и предназначены для повышения давления питьевой воды для нужд санатория.
В соответствии с разъяснением РТК СК от 11.12.2012 года за исходящим номером р-01-05/3732 затраты на содержание насосов при формировании тарифов на тепловую энергию, планируемых к установлению на 2013 год, экспертами комиссии исключены как не относящиеся к регулируемой деятельности.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ООО "Пятигорсктепловервис" (ул. Ессентукская, 31, г. Пятигорск, 357500) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135 - ФЗ "О защите конкуренции" по факту прекращения поставки электрической энергии на насосы подачи холодной воды ФГБУ "Санаторий "Горячий ключ".
2. Выдать ООО "Пятигорсктепловервис" (ул. Ессентукская, 31, г. Пятигорск, 357500) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем с момента оглашения резолютивной части решения и предписания не допускать прекращение эксплуатации насосов подачи холодной воды до окончания срока действия тарифов, в которые включены затраты на их эксплуатацию.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание:
За невыполнения в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 декабря 2012 г. N 99
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016