Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 04-06-08/21-11-12 (опубликовано 30 января 2013 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2012 года.
В полном объёме решение изготовлено 18 декабря 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:
Хаджиева Ф.А. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Членов Комиссии:
Сорвачевой В.А., начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
Тулуш Ш.Т., специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
"_" - ведущего экономиста сектора финансового мониторинга и валютного контроля Национального банка Республики Тыва,
"_" - ведущего экономиста экономического отдела Национального банка Республики Тыва,
"_" - ведущего экономиста отдела банковского надзора Национального банка Республики Тыва (до перерыва);
В присутствии:
ответчиков - представителя ОАО "Россельхозбанк" по доверенности от 22.06.2012 г. N176 "_", представителя ООО "ТуваТИСИз" по доверенности от 29.10.2012 г. N220 "_", ИП "_" (до перерыва).
В отсутствии:
представителя заявителя ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" (почтовое уведомление от 06.11.2012 г.),
ИП Серен Б.-К. А. (телеграмма от 02.12.2012 г.)
рассмотрев дело N 04-06-08/21-11-12 по признакам нарушения ОАО "Россельхозбанк" в лице Тувинского регионального филиала, ООО "ТуваТИСИз", ИП "_" и ИП "_" пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в создании препятствий деятельности на рынке оценочных услуг, и в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции установила:
14.02.2012 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва обратилось ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" (вх.N789) с заявлением на действия ОАО "Россельхозбанк" по факту создания препятствий деятельности на рынке оценочных услуг.
В заявлении ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" указало на то, что 14.11.2011 г. представило пакет документов в ОАО "Россельхозбанк" для целей аккредитации по оказанию оценочных услуг клиентам банка.
09.02.2012 г. ОАО "Россельхозбанк" (далее Банк) направило ответ о необходимости продления договора страхования ответственности до 01.03.2013 г. и только после этого будет рассмотрен вопрос об аккредитации. А также в устном порядке было затребовало свидетельство о повышении квалификации одной из оценщиц, которое предоставлялось дважды.
После предоставления ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" договора страхования ответственности, Банк 02.04.2012 г. направил ответ о том, что аккредитация возможна только при удовлетворении следующих требований:
- наличие не менее 20 отчетов об оценке, выполненных за последний год;
- наличие опыта работы оценщика на рынке оценочных услуг, в качестве юридического лица не менее одного года.
В связи с чем, ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации", предложено обратиться с вопросом об аккредитации в ноябре 2012 года.
Также ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" в письме от 17.04.2012 г. N237 сообщило о том, что факты отказов в принятии отчетов об оценке имеются, только банк их письменно не подтверждает.
В ответ на запрос Тывинского УФАС России, ОАО "Россельхозбанк" направило список принятых отчетов об оценке в 2011 году и Порядок взаимодействия ОАО "Россельхозбанк" и аккредитованных лиц, являющийся приложением к Положению о порядке аккредитации при ОАО "Россельхозбанк" N383-П.
Согласно представленному списку принятых отчетов об оценке в 2011 году отчеты принимались от трех лиц: ИП "_", ИП "_" и ООО "ТуваТИСИЗ".
31.05.2012 г. ОАО "Россельхозбанк" направило копии трехсторонних договоров на проведение оценки, заключенных с оценщиками, проводившими отчеты об оценке за 2011 год.
Приказом Тывинского УФАС России N 192 от 05.07.2012 г. было возбуждено дело N 04-06-08/21-11-12 в отношении ОАО "Россельхозбанк" по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела N 04-06-08/21-11-12 Тувинский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" представило протокол заседания дирекции N1 от 19.01.2012 г., которым независимый оценщик ИП "_" была аккредитована в качестве оценщика при ОАО "Россельхозбанк". Протоколом заседания Кредитного комитета N0009 от 10.02.2011 г. аккредитация ИП "_" была продлена до 08.02.2012 г. Также протоколом заседания Кредитного комитета N0091 от 14.12.2010 г. ООО "ТуваТИСИз" было аккредитовано в качестве оценщика при ОАО "Россельхозбанк". Согласно письму ОАО "Россельхозбанк" от 24.08.2012 г. ИП "_" прошла аккредитацию в апреле 2011 года.
Представитель ОАО "Россельхозбанк" не согласилась с вменяемым нарушением указала на то, что отчеты об оценке принимаются Банком независимо от того, аккредитовано ли это лицо при ОАО "Россельхозбанк". При решении вопроса о выдаче кредита, по которому имущество будет передано в залог Банку, клиенту предоставляется список аккредитованных при Банке оценщиков и клиент самостоятельно выбирает из аккредитованных лиц. Данный список публикуется на официальном сайте ОАО "Россельхозбанк". Кроме того, фактов отказов от принятия отчета об оценке не аккредитованных лиц за 2011 года не имеется.
Согласно пояснениям оценщиков ООО "ТуваТИСИз" и ИП "_", клиент ОАО "Россельхозбанк" сам к ним обращался по направлению кредитного инспектора, в результате чего заключался письменный трехсторонний договор, форма которого предоставлена Банком. Все отчеты об оценке, заключенные таким образом принимались Банком (в том числе и после доработки).
Как указало ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" необходимость аккредитации в ОАО "Россельхозбанк" вызвана тем, что с момента принятия Приказа Минэкономразвития N577 от 14.10.2011 г. "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период" применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникшим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства", полномочия по государственному техническому учету переданы филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва". С ноября 2011 года руководством ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" направлялись обращения в коммерческие организации с предложением услуг по оценке недвижимого имущества для предоставления в кредитные организации.
В связи с тем, что ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" имеет 15 обособленных подразделений на территории Республики Тыва, то аккредитация при Банке позволит подготавливать отчеты об оценке без предоставления пакета документов с каждым отчетом об оценке, подтверждающих соответствие требованиям, предъявляемых к оценщикам, а также сократить время рассмотрения отчетов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
Открытое акционерное общество "Россельхозбанк" зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027700342890.
01.09.2011 г. решением Правления ОАО "Россельхозбанк" N64 утверждено положение о порядке аккредитации при ОАО "Россельхозбанк" N383-П (далее Положение).
Аккредитация проводится в целях защиты имущественных интересов Банка или клиентов Банка при оказании аккредитованными лицами услуг и создания единой информационной базы об аккредитованных лицах, которые могут привлекаться банком/клиентом для оказания услуг по оценке, консалтингу или строительному аудиту/техническому надзору
Согласно п.3.2 Положения, заявитель при обращении с заявлением на аккредитацию прилагает полный пакет документов, соответствующий перечню документов, являющегося приложением N4 к заявлению.
В соответствии с п.3.6 Положения, в случае предоставления заявителем неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения вопроса об аккредитации Банк уведомляет заявителя об отказе в принятии к рассмотрению заявления.
При предоставлении полного пакета документов заявителем, согласно п.3.12 Положения юридическая служба и служба безопасности готовят и направляют в уполномоченное подразделение Банка заключение в произвольной форме о наличии/отсутствии факторов, препятствующих аккредитации заявителя при Банке.
14.11.2011 г. ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" направило в Тувинский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" пакет документов для аккредитации в качестве оценщика.
Согласно документам, полученным в ходе проведения плановой проверки Тувинского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк", проводимой в период рассмотрения дела N04-06-08/21-11-12, 19.12.2011 г. подготовлено заключение юридического отдела по представленным документам ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" о возможности проведения Банком аккредитации оценщиков, 23.12.2011 г. также подготовлено заключение Службы безопасности Банка.
В заключении юридического отдела указано, что по результатам правовой экспертизы проведение аккредитации возможно после устранения недостатков, в том числе после предоставления реестра в количестве 20 отчетов оценщика - юридического лица за последний год, договор страхования организации при осуществлении деятельности.
В заключении службы безопасности Банка указано, что подлинность представленных документов соответствует требованиям ОАО "Россельхозбанк", предъявленным к аккредитуемым оценочным организациям, в связи с чем не находит препятствий для взаимодействия.
Таким образом, подготовка экспертиз по представленным документам ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" подтверждает, что в Банк был представлен полный пакет документов.
Тем не менее, письмом 09.02.2012 г. Тувинский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" сообщил ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" о необходимости продления срока страхования ответственности до 01.03.2013 г.
В п.15 перечня документов, предоставляемых для аккредитации указано о предоставлении договора (полиса) страховой организации при осуществлении деятельности, без указания на какие-либо требования к его содержанию в части установления срока страхования на период аккредитации.
После предоставления ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" договора страхования ответственности юридического лица на сумму 30 000 000 руб. Тувинский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" 28.03.2012 г. направил письмо о том, что аккредитация в качестве оценщика возможна при удовлетворении следующих требований Банка: наличие не менее 20 отчетов об оценке, выполненных за последний год; наличие опыта работы оценщика на рынке оценочных услуг, в качестве юридического лица не менее одного года. Кроме того, сообщил о том, что Банк готов рассмотреть вопрос об аккредитации предприятия в ноябре 2012 г., так как ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" начало заниматься оценочной деятельностью в ноябре 2011 года.
Таким образом, спустя 4 месяца с даты принятия заявления ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации", банк сообщил о необходимости предоставления дополнительных документов.
При этом, ни в Положении, ни в перечне документов, предоставляемых для аккредитации в ОАО "Россельхозбанк" не указывается с какого момента исчисляется годичный срок действия хозяйствующего субъекта на рынке оценки недвижимого имущества.
Согласно документам, представленным ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" в Тувинский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" в анкете оценщика указано о том, что срок работы предприятия на рынке оценочных услуг составляет 4 года, а также представлены документы, подтверждающие включение оценщиков Монгуш О.М. и Дотпаа Д.Д. в реестр оценщиков некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки" с 2008 г., представлены отчеты об оценке, выполненные каждым оценщиком.
Кроме того, 05.02.2012 г. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва направило письмо директору Тувинского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" о том, что основными преимуществами работы с ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" при выполнении оценочных работ являются:
- сжатые сроки исполнения заказов на оценку недвижимого имущества за счет наличия собственной адресной базы объектов капитального строительства, высокого уровня автоматизации производства и разветвленной сети подразделений предприятия;
- государственная форма собственности дает возможность оказывать услуги стабильно при любых экономических условиях, с постоянным качеством;
- наличие высоко профессиональных оценщиков с большим опытом работы в данной сфере, являющихся членами некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки";
- профессиональная оценочная деятельность ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" застрахована на сумму 30 000 000 руб. В случае профессиональной ошибки оценщика вы имеете право на возмещение ущерба от страховой компании.
В статье 15.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности" предусмотрено, что юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано:
иметь в штате не менее двух лиц, соответствующих требованиям части второй статьи 24 настоящего Федерального закона;
обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
предоставлять по требованию заказчика договор обязательного страхования ответственности оценщика, заключенный в соответствии со статьей 24.7 настоящего Федерального закона;
не разглашать информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая получена от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
предоставлять саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, для проведения контроля за осуществлением им оценочной деятельности доступ к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка, за исключением информации, которая составляет коммерческую тайну юридического лица или заказчика, либо иной информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности;
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию;
хранить копию отчета или копии отчетов и копии документов, полученных от заказчика, третьих лиц и использованных при проведении оценки объекта оценки, в течение трех лет.
Следовательно, установленное Банком требование к сроку осуществления деятельности в качестве юридического лица (не менее года), превышают требования, установленные законодательством, так как свидетельство о членстве в СРО и страхование ответственности оценщика являются достаточной гарантией для принятия отчетов об оценке.
При этом на основании пункта 3.10 Положения в случае несоответствия заявителя требованиям, предъявляемым для аккредитации, изложенных в приложении 5.1, Банк прекращает процедуру проведения аккредитации.
В случае невыполнения всех условий в рамках требований Банка, а не законодательства Российской Федерации, такая организация не будет включена в список рекомендованных Банком, следовательно, отчет данной организации не будет принят Банком без предъявления требований Банка к отчетам об оценке, что впоследствии может привести к ограничению конкуренции.
Следовательно, оценочные организации, желающие получить аккредитацию при Банке и осуществляющие свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства, ознакомившись с ее условиями, видя свое несоответствие завышенным требованиям Банка, а также зная, что это является основанием для отказа в аккредитации, изначально отказываются от подачи документов в Банк.
При этом потенциальные оценочные организации не могут знать, что Банк при аккредитации по своему усмотрению может и не следовать требованиям Положения, как это произошло в случае с ООО "ТуваТИСИз" в анкете которого вообще отсутствует указание на срок работы на рынке оценочных услуг.
Оценочная организация, являясь членом одной из саморегулируемых организаций и соблюдая требования, предусмотренные Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не может быть обременена дополнительными действиями, которые возлагаются на оценочную организацию не предусмотренные законом обязательства, установленные Банком для допуска оценочной организации к оказанию услуг по оценочной деятельности клиентам Банка при обращении их в оценочную организацию для оценки имущества, предлагаемого в качестве обеспечения по кредитам Банка.
Оценочные организации, которые не включены в реестр оценщиков аккредитованных при Тувинском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" не могут, действуя в рамках действующего законодательства и являясь членами саморегулируемой организации, участвовать в конкурентной борьбе за потребителя услуги по оценке имущества, передаваемого Банку на равных условиях с аккредитованными оценочными организациями при Тувинском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк".
Указанные требования к оценочным организациям Банка, в совокупности с условием указания о проведении оценки имущества только в аккредитованных оценочных компаниях, отвечающих критериям отбора Банка приводят к ограничению доступа оценочных организаций на рынок оценочных услуг клиентов Банка, поскольку не все оценочные организации, действующие в соответствии с требованиями законодательства, имеют возможность участвовать на конкурентной основе за конкретного заемщика Банка для оказания оценочных услуг. Указанные требования Банка также ограничивают доступ оценочных организаций на рынок оценочных услуг клиентов Банка на основании предъявления к оценочным организациям завышенных, не предусмотренных законодательством требований.
Несмотря на то, что согласно п.3.18 Положения наличие реестра аккредитованных лиц при Банке не предполагает отказа Банка в принятии к рассмотрению отчетов, выполненных юридическими лицами/индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оценочную деятельность не включенных в реестр аккредитованных лиц при Банке, основным препятствием для предоставления отчетов об оценке в Тувинский региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" является отсутствие аккредитации.
Так, в ходе рассмотрения дела N04-06-08/21-11-12 в адрес хозяйствующих субъектов, у которых в качестве вида экономической деятельности зарегистрировано "предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества" был направлен запрос о предоставлении информации по следующим вопросам:
- чем обусловлено отсутствие отчетов оценки недвижимости Вашей организации при кредитовании Тувинским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк",
- какие имеются барьеры для принятия отчетов оценки Вашей организации для клиентов Тувинского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк",
- обращалась ли Ваша организация с заявлением об аккредитации в качестве оценочной организации при Тувинском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" (если нет, то почему),
- имеет ли аккредитацию Ваша организация в других банках, имеющихся на территории Республики Тыва (если нет, то почему).
В ответ на данный запрос поступили ответы от ООО "Аудит", ТРРССК "Чаян", ООО "Гарнат Плюс" которые сообщили, что оценочной деятельностью не занимаются. Индивидуальный предприниматель, занимающийся оценочной деятельностью сообщил, что отсутствие отчетов об оценке недвижимости при кредитовании Тувинским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк" обусловлено отсутствием аккредитации и указал, что отсутствие аккредитации является единственным барьером для принятия отчетов об оценке.
Данный вывод также подтверждается тем фактом, что в течение 2011 года Тувинским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк" отчеты об оценке в 99% принимались только от аккредитованных лиц.
В то же время партнерские отношения с конкретными оценщиками не должны ограничивать прав и возможностей заемщиков по работе с другими оценщиками. Для оценки своих активов потенциальный заемщик вправе обратиться к любому оценщику, соответствующему требованиям законодательства Российской Федерации. Отсутствие оценщика в перечне партнеров банка не является достаточным основанием для отказа банка от рассмотрения отчета об оценке.
Согласно п.2.5 Порядка взаимодействия ОАО "Россельхозбанк" и аккредитованных лиц договор на проведение оценки может заключаться по двухсторонней (клиент - аккредитованное лицо) или трехсторонней (клиент -аккредитованное лицо - Банк) форме. Трехсторонняя форма договора применяется в обязательном порядке, если сумма планируемой кредитной сделки равна или более установленной суммы уполномоченным органом Банка.
Согласно предмету трехсторонних договоров на проведение оценки, заключаемых между Банком, оценщиком и клиентом Банка, заказчик поручает (клиент Банка), а оценщик принимает на себя обязанность провести оценку рыночной стоимости объектов оценки, принадлежащих заказчику с целью последующей передачи их в залог Банка.
Таким образом, товарный рынок, на котором рассматриваются совершаемые действия, определен как рынок оценочных услуг, предоставляемых клиентам Банка при получении ими кредита.
Довод Тувинского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" о возможности принятия отчетов об оценке от лиц, не аккредитованных при ОАО "Россельхозбанк" не подлежат оценке, поскольку, согласно представленного списка отчетов об оценке за 2011 год, отчеты принимались только от аккредитованных лиц.
Предложение банка о проведении оценки только оценочными компаниями, рекомендованными Тувинским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк", заведомо исключает из процесса состязательности на рынке оценочных услуг те организации, которые не указаны в перечне компаний, рекомендованных для участия в отношениях по оценке объектов недвижимости, являющихся предметом залога. Возможности иных оценочных компаний на рынке оценочных услуг ограничены не в результате их самостоятельных действий, а вследствие одностороннего воздействия Тувинского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" на общие условия предоставления услуг на рынке оценочных услуг.
Действия Банка и аккредитованных лиц повлекли за собой ограничение конкуренции на рынке оценочных услуг, поскольку оценочные компании, не прошедшие аккредитацию обществом Банком оказались отстранены от участия в оценке имущества, являющегося предметом залога. Данные действия предоставляют преимущественное положение ограниченному кругу (выбранному Тувинским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк") участников рынка оценочных услуг.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает обязательные для исполнения предписания.
В силу пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В постановлении от 21.12.2010 N 9966/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что в статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции" факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Указанная норма закона, содержит специальное определение соглашения, которое подлежит применению при оценке факта правонарушения в сфере антимонопольного законодательства. Положения статей 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации в этом случае применению не подлежат.
С учетом изложенного и пункта 18 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" достигнутое между Банком и оценочными организациями соглашение содержится в трехсторонних договорах на оценку (банк-заказчик-оценщик).
Таким образом, заказчик, который оплатил услуги по оценке, может предъявить его только для получения кредита в ОАО "Россельхозбанк" и у него отсутствует возможность предъявить его в другом банке, в случае отказа Банка в выдаче кредита.
Следовательно, данный трехсторонний договор, составленный по разработанной Банком типовой форме является подтверждением наличия соглашения между Банком и оценочными организациями в смысле пункта 18 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции".
Учитывая долю отчетов об оценке, изготовленных аккредитованными лицами по заказу клиентов ОАО "Россельхозбанк" в результате заключения трехсторонних договоров, длительное рассмотрение документов на аккредитацию ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" и последующий отказ в аккредитации, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ОАО "Россельхозбанк" в лице Тувинского регионального филиала, ООО "ТуваТИСИз", ИП "_" и ИП "_" нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании препятствий деятельности на рынке оценочных услуг, предоставляемых клиентам Банка при получении ими кредита, путем заключения трехсторонних соглашений.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/21-11-12 о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать ОАО "Россельхозбанк" в лице Тувинского регионального филиала, ИП "_", ИП "_" и ООО "ТуваТИСИз" нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части заключения трехсторонних договоров на проведение оценки имущества, являющегося предметом залога по кредиту, выдаваемому Тувинским региональным филиалом ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке оценочных услуг и создают преимущественное положение ограниченному кругу лиц, выбранному ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" на данном рынке.
2. Выдать ОАО "Россельхозбанк" в лице Тувинского регионального филиала предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии В.А. Сорвачева
Ш.Т. Тулуш
С.В. Микитюк
С.Д. Даргат
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 04-06-08/21-11-12 (опубликовано 30 января 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016