Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 27 июня 2014 г. N 8-01/125
Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при участии от:
МУП "ПАТП N1" - _ доверенность от 16.05.2014 б\н,
ОАО "Хабаровскнефтепродукт" - _ доверенность от 23.06.2014 N07-78, _ доверенность от 23.06.2014 N07-77,
ООО "Флагман" - _ доверенность от 22.01.2014 б\н,
рассмотрев дело N 8-01/125, возбужденное в отношении МУП "Пассажирское автотранспортное предприятие N1" по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, поступила жалоба ООО "Флагман" на действия МУП "Пассажирское автотранспортное предприятие N1" при проведении открытого конкуса (извещение N31401043044) в связи с допуском к участию в закупке ОАО "Хабаровскнефтепродукт", не соответствующего требованиям технического задания конкурсной документации.
Приказом Хабаровского УФАС России от 05.06.2014 N372 возбуждено дело N8-01/125 по признакам нарушения МУП "Пассажирское автотранспортное предприятие N1" антимонопольного законодательства.
В заседании Комиссии представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Добавил, что требование заказчика, установленное в техническом задании конкурсной документации о том, что АЗС должны располагаться в непосредственной близости (до 2 км) от объектов заказчика в гг. Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, ограничивает количество лиц, имеющих возможность принять участие в конкурсе.
Представитель МУП "Пассажирское автотранспортное предприятие N1" пояснила, что заявки оценивались исходя из расположения АЗС, маневренности автотранспорта, количества АЗС, в месте нахождения АЗС ООО "Флагман" нет возможности для маневра автобусов предприятия, однако количество АЗС основным критерием не являлось, у заявителя предложенная цена на бензин выше, чем у победителя закупки.
Представитель ОАО "Хабаровснефтепродукт" пояснил, что им предложена цена ниже, чем у заявителя, АЗС общества находятся в непосредственной близости к МУП "ПАТП N1", что делает процесс заправки транспортных средств заказчика более быстрым и удобным, обеспечивая при этом возможность свободного маневрирования транспорта на АЗС. Кроме того, у общества имеется не менее 5 АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре, в том числе наличие АЗС в Ленинском округе, круглосуточный бесплатный телефон клиентской поддержки, поставка топлива осуществляется круглосуточно. По мнению общества, в компетенцию антимонопольного органа не входит рассмотрение данной жалобы, кроме случаев, прямо указанных в части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела N8-01\125, установила следующее.
Правовая основа, общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц регламентированы Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
04.04.2014 МУП "ПАТП N1" на официальном сайте www. zakupki.gov.ru размещено извещение N31401043044 о проведении открытого конкурса на поставку бензина. Начальная (максимальная) цена договора - 5 061 888,21 руб. Дата вскрытия конвертов - 29.04.2014. Рассмотрение заявок и подведение итогов назначено на 30.04.2014. В связи с внесением изменений в техническое задание 09.04.2014 размещено второе извещение, срок подачи заявок остался прежним - до 28.04.2014, даты рассмотрения заявок и подведения итогов также не изменились.
Пунктом 3.4 конкурсной документации установлены обязательные требования к участникам конкурса о соответствии требованиям законодательства, об отсутствии процедуры ликвидации и банкротства, о неприостановлении деятельности участника, об отсутствии задолженности по налогам, сборам и иным платежам, об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, об обладании участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (при необходимости), об обладании финансовыми, трудовыми ресурсами, опытом (если такое требование предусмотрено информационной картой конкурса).
Пунктом 8 информационной карты требования к опыту, трудовым, финансовым и иным ресурсам участников конкурса не установлены.
Согласно пункту 3.5 конкурсной документации в подтверждение соответствия поименованным требованиям участник должен представить соответствующие документы, перечень которых указывается в информационной карте конкурса. В случае, если такой перечень документов в информационной карте не установлен, участник не обязан предоставлять какие-либо документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным к участникам закупки.
Для участия в конкурсе претендент должен подать заявку с приложением перечня документов, предусмотренных пунктом 5.4 документации, в числе которых предложение о функциональных и качественных характеристиках продукции, иные предложения по условиям исполнения договора, предложение о цене договора и т.п. (заполняется по форме 2 конкурсной документации).
Предлагаемые участником товар и условия исполнения договора должны в соответствии с разделом 4 конкурсной документации соответствовать требованиям технического задания.
К основаниям недопуска к участию в конкурсе в соответствии с пунктом 8.4 закупочной документации отнесены несоответствие участника закупки требованиям, установленным конкурсной документацией (подпункт 2), несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора, установленную в конкурсной документации (подпункт 4).
Как следует из пункта 7 информационной карты конкурсной документации оценка заявок на участие в конкурсе производится по критерию "цена договора" и (или) "цена договора за единицу продукции" без использования подкритериев, рассчитывается по указанной в информационной карте формуле.
Техническим заданием конкурсной документации установлены требования к закупаемому бензину, наличие АЗС в г. Комсомольске-на-Амуре не менее 6 шт., в том числе обязательно наличие АЗС в Ленинском округе (пункт 2), наличие АЗС на трассе Комсомольск-Хабаровск - не менее 2 шт. (пункт 3), отпуск ГСМ должен осуществляться по топливным картам на АЗС, расположенных в непосредственной близости (до 2 км.) от объектов заказчика в г. Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске (пункт 4).
В установленный срок на участие в конкурсе поступило 2 заявки от ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "Флагман", оба участника допущены к участию в закупке (протокол рассмотрения заявок от 30.04.2014).
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок, проведенных 30.04.2014, заявке ОАО "Хабаровскнефтерподукт" присвоен первый номер, общество признано победителем закупки.
Как следует из протокола N3 оценки и сопоставления заявок от 30.04.2014, процедура вскрытия конвертов проведена 29.04.2014, ОАО "Хабаровскнефтерподукт" предложило цену - 4 921 628,05 руб., ООО "Флагман" - 4 929 734,50 руб. Согласно приложению к данному протоколу, комиссией оценены поданные заявки по критерию "цена контракта", рейтинг ОАО "Хабаровскнефтепродукт" составил 2,796, ООО "Флагман" - 2,611. В данном протоколе также содержится общее решение комиссии, в соответствии с которым ОАО "Хабаровскнефтепродукт" присвоено суммарное количество баллов - 600, ООО "Флагман" - 495 (конкурсной комиссией оценивалась цена контракта, предложенная участниками).
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках запрещено предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
По материалам дела комиссией установлено, что в составе заявки ООО "Флагман" представлено конкурсное предложение, содержащее наименование предлагаемого к поставке товара, цену договора в размере 4 929 734,50 руб., условия исполнения договора поставки и заправки транспортных средств заказчика, дословно воспроизводящие установленные в техническом задании требования, в числе которых наличие 9 АЗС в г. Комсомольск-на-Амуре, в том числе 2 АЗС в Ленинском округе, 2 АЗС на трассе Комсомольск-на-Амуре, продукция соответствует ГОСТу Р 51105-97.
В заявке ОАО "Хабаровскнефтепродукт" предложена поставка бензина с общей ценой договора 4 921 698,05 руб. Вместе с тем относительно установленного в документации требования о наличии не менее 6 АЗС на территории г. Комсомольска-на-Амуре обществом в заявке количество АЗС не указано, что не соответствует техническому заданию конкурсной документации, в связи с чем заявка общества в силу подпунктов 2 и 4 пункта 8.4 документации подлежала отклонению.
Установленное заказчиком требование о нахождении АЗС на расстоянии до 2 км. от объектов заказчика необоснованно ограничивает доступ к участию в закупке лиц, которые такому требованию не соответствуют, создает дискриминационные условия участия в закупке, ограничивает конкуренцию при проведении закупки, создало ОАО "Хабаровскнефтепродукт" преимущественные условия участия в конкурсе, противоречит пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещаются создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 указанной части).
Включив в качестве требования расположение АЗС в непосредственной близости (до 2 км) от объектов заказчика, допустив к участию в конкурсе заявку ОАО "Хабаровскнефтепродукт", которая не соответствует техническому заданию, МУП "ПАТП N1" обеспечило обществу преимущественные условия участия в конкурсе, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Довод ОАО "Хабаровскнефтепродукт" о том, что в компетенцию антимонопольного органа не входит рассмотрение данной жалобы, Комиссией отклоняется, поскольку жалоба общества и данное дело рассматриваются по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции на предмет соответствия действий заказчика антимонопольным требованиям к торгам, а не по правилам Закона о закупках.
Комиссией учтено, что по результатам закупки 28.05.2014 с ОАО "Хабаровскнефтепродукт" заключен договор N55, который может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия МУП "Пассажирское автотранспортное предприятие N1", выразившиеся в создании ОАО "Хабаровскнефтепродукт" преимущественных условий участия в открытом конкурсе на поставку бензина (извещение N31401043044), нарушающими пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
` pc ^4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ООО "РН-Комсомольский НПЗ", выразившиеся в нарушении порядка определения победителя закупки, неустановлении в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок, установлении требования к участникам закупки о наличии опыта работы не менее 3-х лет при проведении в 2013-2014 гг. запроса предложений на поставку оборудования химического, нефтегазоперерабатывающего (извещение N31300404823), нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 27 июня 2014 г. N 8-01/125
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016