Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 5 августа 2013 г. N А-45/14-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), в составе: <>
рассмотрев дело NА-45/14-13 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") со стороны ИП <>
в присутствии представителя ИП <> по доверенности от 05.07.2013 г., установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан рассмотрено заявление гражданина (вх.N966 от 25.01.2013 г.), сопроводительное письмо Уфимской транспортной прокуратуры (вх.N2493 от 19.02.2013 г.) по вопросу совершения индивидуальным предпринимателем <> действий на товарном рынке изготовления фотографической продукции, связанных с предложением к продаже и введением в гражданский оборот на территории Российской Федерации фотографий в фоторамке, содержащей незаконное использование олимпийской символики, в частности пяти олимпийских колец и обозначения "SOCHI 2014".
По информации указанной заявителем, услугой автоматической фотокабины, установленной в помещении для обслуживания внутренних рейсов (пассажирский терминал N1) ОАО "Международный аэропорт "Уфа" воспользовалась ее дочь и в разделе "развлекательное фото" выбрала фоторамку, содержащую изображение скейтбордиста и олимпийской символики, в частности пяти олимпийских колец и обозначения "SOCHI 2014". Таким образом, ИП <> извлекает прибыль незаконно, без заключения соответствующего договора, используя олимпийскую символику, а указанными действиями нарушаются охраняемые законом интересы общества и государства.
Таким образом, данные действия ИП <> содержат признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 "О защите конкуренции" в части того, что:
- не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с продажей, обменом или иным введением в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
13.05.2013 года лица, участвующие в деле, на рассмотрение дела не явились, уведомление о вручении почтового отправления ИП <> в управление не возвращалось. В связи с этим, дело было отложено на другой срок.
06.06.2013 г. лица, участвующие в деле, на рассмотрение дела не явились, уведомление о вручении почтового отправления ИП <> в управление не возвращалось. В связи с этим, дело было отложено на другой срок.
27.06.2013 на рассмотрение дела явилась ИП <> заявила устное ходатайство о привлечении <> к рассмотрению дела и представила письменные пояснения (вх.N9037 от 26.06.2013 г.), копию паспорта, свидетельство о постановке на учет, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о внесении записи в ЕГРИП, договор от 26.09.2012 г. между ИП <> и <> договор безвозмездного пользования оборудованием N1 от 16.11.2012 г. между <> и ИП <> договор об установке автомата по оказанию услуг от 19.12.2012 г. между ИП <> и ОАО "Международный аэропорт Уфа", уведомление Уфимской транспортной прокуратуры от 19.02.2013 г., ответ ИП <> на представление прокуратуры от 20.02.2013 г., фотографии фотокабины, скрин-шот об удалении шаблона SOCHI 2014.
Согласно представленных материалов, гр. <> по договору безвозмездного пользования N 1 от 16.11.2012 г. предоставил ИП <> в безвозмездное временное пользование автоматическую цифровую кабину моментальной съемки на документы и развлекательное фото. В связи с необходимостью привлечения гр. <> к участию в деле, ходатайство ИП <> было удовлетворено, рассмотрение дела отложено на другой срок.
08.07.2013 г. представителем ИП <> по доверенности <> устно пояснено, что фактически обозначение "SOCHI 2014" ИП <> не было использовано, т.к. не было сделано ни одной фотографии с данным изображением. После проверки прокуратуры шаблон был удален. Письменных пояснений и иных материалов в соответствии с требованиями определения об отложении рассмотрения дела от 27.06.2013 г. представлено не было. В связи с этим, дело было отложено на другой срок.
ИП<> представила письменные пояснения (вх.N11061 от 05.08.2013 г.), фотографию, сд-диск с инструкцией автоматической фотокабины моментальной съемки.
В ходе заседания комиссии представитель ИП <> по доверенности <> пояснил, что: "шаблон с изображением лыжника и обозначения "SOCHI 2014" находился в программном обеспечении производителя фотокабины, но с момента установки кабины ни один потребитель не воспользовался данной фоторамкой с изображением олимпийских символов, соответственно прибыль ИП <> не была извлечена".
Анализ представленных материалов по делу и пояснений представителя ИП <> показал следующее.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что в Уфимскую транспортную прокуратуру поступило заявление гражданина по вопросу совершения индивидуальным предпринимателем <> действий на товарном рынке изготовления фотографической продукции, связанных с предложением к продаже и введением в гражданский оборот на территории Российской Федерации фотографий в фоторамке, содержащей незаконное использование олимпийской символики, в частности пяти олимпийских колец и обозначения "SOCHI 2014".
По информации указанной заявителем, услугой автоматической фотокабины, установленной в помещении для обслуживания внутренних рейсов (пассажирский терминал N1) ОАО "Международный аэропорт "Уфа" воспользовалась ее дочь и в разделе "развлекательное фото" выбрала фоторамку, содержащую изображение скейтбордиста и олимпийской символики, в частности пяти олимпийских колец и обозначения "SOCHI 2014". Таким образом, по мнению заявителя, ИП <> извлекает прибыль незаконно, без заключения соответствующего договора, используя олимпийскую символику, а указанными действиями нарушаются охраняемые законом интересы общества и государства.
Из материалов дела установлено, что гр. <> по договору от 26.09.2012 г. приобрел у ИП <> автоматическую цифровую фотокабину моментальной съемки на документы и развлекательные фото. К фотокабине прилагалось в т.ч. лицензионное программное обеспечение "Auto Photo" с различными шаблонами фотооткрыток, в числе которых и был шаблон с олимпийской символикой.
Согласно договора безвозмездного пользования оборудованием N 1 от 16.11.2012 г. <> предоставил ИП <> в безвозмездное временное пользование автоматическую цифровую кабину моментальной съемки на документы и развлекательное фото для пробной эксплуатации на срок 12 месяцев.
<> 19.12.2012 г. заключила договор по установке и функционированию фотокабины по оказанию услуг с ОАО "Международный аэропорт "Уфа" на срок по 31.12.2013 г. в здании аэровокзала ВВЛ (Терминал N1), 1 этаж, по адресу: 450501, Уфимский район, село Булгаково, микрорайон Аэропорт.
АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 01.12.2007 N310 - ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон об Олимпиаде) обеспечивает во взаимодействии с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России при организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр защиту олимпийской символики и паралимпийской символики (включая принадлежащие Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), в том числе в судебном порядке.
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона об Олимпиаде изображение пяти олимпийских колец как олимпийский символ, а также обозначение "SOCHI 2014" являются олимпийской символикой.
Изображение пяти олимпийских колец подлежит правовой охране на территории Российской Федерации в качестве товарного знака, зарегистрированного по свидетельству о международной регистрации N788 585 от 24.09.2002, правообладателем которого является Международный олимпийский комитет.
АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" и Международный олимпийский комитет не заключали с ИП <> договоры на использование олимпийской символики, в том числе товарных знаков по свидетельству о международной регистрации от 24.09.2002 N788 585, а также по свидетельству N 394544.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Закона об Олимпиаде признается недобросовестной конкуренцией и влечет наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" действия по введению в гражданский оборот товара с незаконным использованием олимпийской и/или паралимпийской символикой подлежат квалификации как акт недобросовестной конкуренции и в том случае, если данные действия не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в п.9 ст.4 Закона "О защите конкуренции". Таким образом, ВАС РФ указал, что в данном случае для признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции, необходимо установить лишь сам факт незаконности использования хозяйствующим субъектом олимпийской и/или паралимпийкой символики при введении гражданский оборот товара, как одного из признаков недобросовестной конкуренции, независимо от того, привели или могли ли привести данные действия к получению преимуществ в предпринимательской деятельности, а также к причинению убытков конкуренту или нанесению вреда его деловой репутации, то есть без учета других ее признаков.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
Однако, в нарушение вышеуказанного законодательства индивидуальным предпринимателем <> приобретен и предложен к продаже неопределенному кругу лиц шаблон фоторамки, содержащей незаконное использование олимпийской символики, в частности пяти олимпийских колец и обозначения "SOCHI 2014" в автоматической цифровой кабине моментальной съемки на документы и развлекательное фото, находящейся в здании аэровокзала ВВЛ (Терминал N1), 1 этаж, по адресу: 450501, Уфимский район, село Булгаково, микрорайон Аэропорт. Подтверждающих документов о заключении соответствующего договора с Международным Олимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями на использование символики олимпийских игр "Sochi 2014" индивидуальным предпринимателем Хисамовой Г.Ф. не предоставлено.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России, рассмотрев все представленные в рамках рассмотрения данного дела материалы, пришла к выводу, что действия ИП <> на товарном рынке изготовления фотографической продукции, по незаконному введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации олимпийской символики (пяти олимпийских колец) и обозначения "SOCHI 2014" на шаблоне фоторамки в автоматической цифровой кабине моментальной съемки на документы и развлекательное фото, находящейся в здании аэровокзала ВВЛ (Терминал N1), 1 этаж, по адресу: 450501, Уфимский район, село Булгаково, микрорайон Аэропорт, являются действиями по недобросовестной конкуренции, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, нарушают антимонопольное законодательство.
Учитывая вышеизложенное, по результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу, что факт нарушения ИП <> пункта 4 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" подтверждается.
Необходимо учесть, что Комиссией по рассмотрению настоящего дела установлен факт добровольного устранения ИП <> нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, статьей 36, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Башкортостанского УФАС России, решила:
1. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ИП <> совершившим нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела NА-45/14-13 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
2. Направить материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.33 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме "12" августа 2013 года.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность
В соответствии с частью 1 статьи 51.2 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 5 августа 2013 г. N А-45/14-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016