Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 2 августа 2013 г. N 36
Резолютивная часть решения оглашена "30" июля 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "02" августа 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия),
рассмотрев дело N 36 от 23.07.2013 г. по признакам нарушения ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала "Горно-Алтайские электрические сети" (649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Энергетиков, 15) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай поступило заявление от 24.06.2013 г. <_> в отношении Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" по неправомерному допуску прибора учета электроэнергии в эксплуатацию.
Согласно заявлению, 19.06.2013 г. Филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-алтайские электрические сети" был установлен новый прибор учета электроэнергии типа Рим 04002 N 527172 по месту проживания заявителя. С ранее установленного расчетного прибора учета типа СЭО-1.15.402 N 02000007 была сорвана пломба и сняты последние показания прибора учета. Никаких разъяснений по сверке расчетов, каким образом будет учитываться потребленная электроэнергия в дальнейшем заявитель не получила.
Заявитель считает, что допуск прибора учета в эксплуатацию был произведен неправомерно, без ее уведомления и в ее отсутствие.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай, проанализировав заявление <_> пришло к выводу, что в действиях Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в проведении допуска прибора учета типа Рим 04002 N 527172 в эксплуатацию без уведомления <_> о дате и времени проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, что противоречит требованиям пунктов 153, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения); не указании в акте приемки прибора учета электроэнергии в коммерческую эксплуатацию от 19.06.2013 г. сведений, предусмотренных абзацами 5, 7, 10, 13 пункта 154 Основных положений, что ущемляет интересы <_>
Учитывая указанные обстоятельства, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции, приказом УФАС по РА от 23.07.2013 г. N 141 возбуждено дело N 36 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела N 36 от 23.07.2013 г. о нарушении Филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 30.07.2013 г.
30.07.2013 г. на заседании Комиссии <_> подтвердила доводы, изложенные в заявлении и указала, что в акте приемки прибора учета электроэнергии в коммерческую эксплуатацию от 19.06.2013 г. за нее расписывался рабочий, осуществляющий ремонт в доме. Указала, что проведение сетевой организацией допуска прибора учета типа Рим 04002 N 527172 в эксплуатацию без ее уведомления и в ее отсутствие ущемляют ее интересы.
На заседании Комиссии представитель Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_> пояснил, что сетевая организация не уведомляла заявителя о дате и времени проведения процедуры допуска прибора учета типа Рим 04002 N 527172 в эксплуатацию, т.к. заявитель еще при установке данного прибора учета изъявила желание участвовать в приемке прибора учета. Также представитель Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_> представил для обозрения членам Комиссии прибор учета электроэнергии типа Рим, на котором была установлена пломба госповерки и указал, что установление знаков визуального контроля затруднительно ввиду их порчи в результате воздействия погодных условий.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив обстоятельства дела и заслушав пояснения сторон по делу, пришла к выводу:
При принятии решения Комиссия руководствовалась: Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях", постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электроэнергии".
1. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" в соответствии с постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2003 г. N 8/1 (в ред. постановления Комитета по тарифам РА от 09.10.2009 г. N 9/1) включено в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой присоединены потребители, за исключением зон деятельности других сетевых организаций, и на его деятельность распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Допуск установленного прибора учета электроэнергии в эксплуатацию регламентирован пунктами 152-154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442.
В соответствии с пунктом 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:
сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;
лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;
собственника прибора учета;
собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
Следовательно, допуск установленного прибора учета типа Рим 04002 N527172 в эксплуатацию должен производиться в присутствии Алчагиной А.С. и уполномоченных представителей Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети", Филиала "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт".
Исходя из акта приемки прибора учета электроэнергии в коммерческую эксплуатацию от 19.06.2013 г. следует, что допуск прибора учет типа Рим 04002 N527172 в эксплуатацию был произведен начальником Майминского РЭС Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" Лузановым А.В. в присутствии <_>
На заседании Комиссии <_> пояснила, что не присутствовала при процедуре допуска прибора учета типа Рим 04002 N 527172 в эксплуатацию и акт приемки прибора учета электроэнергии в коммерческую эксплуатацию от 19.06.2013 г. не подписывала. 19.06.2013 г. <_> весь день находилась на работе и не знала, что Филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" планируется проведение допуска прибора учета типа Рим 04002 N 527172 в эксплуатацию. Представитель Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_> согласился, что подписи <_> в акте приемки прибора учета электроэнергии в коммерческую эксплуатацию от 19.06.2013 г., в договоре электроснабжения бытового потребителя от 27.03.2012 г. л/счет N104-417 не идентичны.
В соответствии с пунктом 153 Основных положений, если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.
Комиссией установлено, что допуск прибора учета электроэнергии типа Рим 04002 N527172 в эксплуатацию сетевая организация провела самостоятельно без уведомления и в отсутствие представителей Филиала "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт", что подтверждается пояснением Филиала "Горно-Алтайский" ОАО "Алтайэнергосбыт" от 11.07.2013 г. вх.N 1635.
Согласно абзацу 16 пункта 154 Основных положений в случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
Комиссией установлено, что Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" не направлял Алчагиной А.С. уведомление о дате и времени проведения процедуры допуска прибора учета типа Рим 04002 N527172 в эксплуатацию. Данный факт подтвердил на заседании Комиссии представитель Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_>
Данными действиями Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" (проведение допуска в эксплуатацию прибора учета без уведомления и в отсутствие заявителя) нарушает пункты 153, 154 Основных положений и ущемляет интересы потребителя, который имел право на получение заблаговременного извещения о проведении процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию.
3. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются сведения, предусмотренные абзацами 4-13 пункта 154 Основных положений.
Комиссия, проанализировав акт приемки прибора учета электроэнергии в коммерческую эксплуатацию от 19.06.2013 г. установила, что в нем не указаны сведения, предусмотренные абзацами 5, 7, 10, 13 пункта 154 Основных положений, а именно:
- время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию;
- лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие;
- описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию;
- дата следующей поверки.
Следовательно, акт приемки прибора учета электроэнергии в коммерческую эксплуатацию от 19.06.2013 г. не соответствует требованиям, установленным пунктом 154 Основных положений.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 154 Основных положений, по окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.
Комиссия установила, что контрольная пломба или знаки визуального контроля на введенном в эксплуатацию приборе учета типа Рим 04002 N 527172 Филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" не устанавливались. Данный факт подтвердил на заседании комиссии представитель Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" <_>
Согласно пункту 137 Основных положений, приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Следовательно, наличие контрольной пломбы или знаков визуального контроля на приборке учета является обязательным условием при признании прибора учета в качестве расчетного.
Признание Филиалом ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" прибора учета типа Рим 04002 N 527172 в качестве расчетного (акт приемки прибора учета электроэнергии в коммерческую эксплуатацию от 19.06.2013 г.) является неправомерным, так как на приборе учета типа Рим 04002 N527172 не установлены сетевой организацией контрольные пломбы или знаки визуального контроля, что противоречит пунктам 137 и 154 Основных положений.
На основании вышеизложенного, действия Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" противоречат пунктам 137, 153, 154 Основных положений.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются ущемление интересов других лиц.
В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу, что ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала "Горно-Алтайские электрические сети" своими действиями нарушило требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в том, что при проведении допуска прибора учета типа Рим 04002 N527172 в эксплуатацию Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" не уведомил <_> о дате и времени проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и провел данную процедуру в ее отсутствие, что противоречит требованиям пунктов 153, 154 Основных положений, не установил на приборе учета контрольную пломбу или знаки визуального контроля и признал данный прибор учета расчетным, что противоречит требованиям пунктов 137, 154 Основных положений, и ущемляет интересы <_>
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала "Горно-Алтайские электрические сети" нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Нарушение выразилось в злоупотреблении хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением результатом чего явилось ущемление интересов других лиц, а именно при проведении допуска прибора учета типа Рим 04002 N527172 в эксплуатацию Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" не уведомил <_> о дате и времени проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и провел данную процедуру в ее отсутствие, что противоречит требованиям пунктов 153, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, не установил на приборе учета контрольную пломбу или знаки визуального контроля и признал данный прибор учета расчетным, что противоречит требованиям пунктов 137, 154 Основных положений, и ущемляет интересы <_>
2. Выдать Филиалу ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, путем повторного проведения процедуры допуска прибора учета типа Рим 04002 N 527172 в эксплуатацию в соответствии с требованиями пунктов 152, 153, 154 Основных положений.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу УФАС по РА для возбуждения административного производства, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении лица, виновного в нарушении антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ N 36
"02" августа 2013 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 02.08.2013 г. по делу N 36 о нарушении ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала "Горно-Алтайские электрические сети" в срок до 05 сентября 2013 г. прекратить злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, выразившееся в ущемлении интересов других лиц, а именно при проведении допуска прибора учета типа Рим 04002 N 527172 в эксплуатацию Филиал ОАО "МРСК Сибири"-"Горно-Алтайские электрические сети" не уведомил <_> о дате и времени проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и провел данную процедуру в ее отсутствие, что противоречит требованиям пунктов 153, 154 Основных положений, не установил на приборе учета контрольную пломбу или знаки визуального контроля и признал данный прибор учета расчетным, что противоречит требованиям пунктов 137, 154 Основных положений, и ущемляет интересы <_>
путем:
ОАО "МРСК Сибири" в лице Филиала "Горно-Алтайские электрические сети" повторно провести процедуру допуска прибора учета типа Рим 04002 N 527172 в эксплуатацию в соответствии с требованиями пунктов 152, 153, 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в адрес УФАС по РА не позднее 5 дней со дня его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 2 августа 2013 г. N 36
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016