Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 31 июля 2013 г. N 04-02/6549
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клеомед - хирургические материалы" (далее - ООО "Клеомед - хирургические материалы") исх. от 24.07.2013 N 121 (вх. от 24.07.2013 N 657-ф., N 1536-эл.) (далее - жалоба) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская больница N 1" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку шовного материала для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская больница N 1" (далее - ГБУЗ РК "Ухтинская городская больница N 1") ЭА-1028, извещение N 0107200002713001057 в ред. N 3 от 16.07.2013 (далее - жалоба),
при участии:
- <_> установила:
1. Закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов") - оператор электронной торговой площадки о времени и месте рассмотрения жалобы извещен исх. от 26.07.2013 N 04-02/6333. ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" до рассмотрения жалобы не уведомило о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя данного лица. Жалоба рассматривается в отсутствие представителя ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов".
ООО "Клеомед - хирургические материалы" обжалуются действия заказчика - ГБУЗ РК "Ухтинская городская больница N 1" в виде:
- включения в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку шовного материала для нужд ГБУЗ РК "Ухтинская городская больница N 1" права заказчика на расторжение договора в одностороннем порядке;
- включения в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку шовного материала для нужд ГБУЗ РК "Ухтинская городская больница N 1" характеристики поставляемого товара "с силиконовым покрытием" (позиции NN 1 -5);
- включения в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку шовного материала для нужд ГБУЗ РК "Ухтинская городская больница N 1" характеристик поставляемого товара "игла, имеющая конструкцию, увеличивающую надежность фиксации в иглодержателе за счет насечек в месте захвата" (позиции NN 13, 23, 38-41);
- включения в документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку шовного материала для нужд ГБУЗ РК "Ухтинская городская больница N 1" характеристики поставляемого товара "изгиб иглы - 1/8 окружности (позиция N 23).
Одновременно с рассмотрением жалобы в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) проводится внеплановая проверка размещения заказа путем открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку шовного материала для нужд ГБУЗ РК "Ухтинская городская больница N 1".
ГБУЗ РК "Ухтинская городская больница N 1" в отзыве на жалобу исх. от 30.07.2013 N 11/505 (вх. от 30.07.2013 N 1583-эл.) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции ООО "Клеомед - хирургические материалы".
Министерством финансов Республики Коми в отзыве на жалобу исх. 30.07.2013 N 20-20/4252 и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции ООО "Клеомед - хирургические материалы".
2. ГБУЗ РК "Ухтинская городская больница N 1" явилось заказчиком размещаемого заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку шовного материала для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская больница N 1" (ЭА-1028) (далее - заказ, открытый аукцион в электронной форме).
Уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков Республики Коми является Министерство финансов Республики Коми.
ГБУЗ РК "Ухтинская городская больница N 1", в лице Главного врача утверждена документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку шовного материала для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская больница N 1" (ЭА-1028) (далее - документация об открытом аукционе в электронной форме).
Документация об открытом аукционе в электронной форме изменена 12.07.2013, 16.07.2013.
Предметом открытого аукциона в электронной форме явилось право заключения договора на поставку шовного материала для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Ухтинская городская больница N 1".
Начальная (максимальная) цена договора составила 1 803 790,04.
Источником финансирования заказа явились средства бюджетного учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 24.07.2013 09.00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме: 30.07.2013
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме: 02.08.2013.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0107200002713001057 в ред. N 3 размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru., на электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru.
Документация об открытом аукционе в электронной форме размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru., на электронной торговой площадке www.sberbank-ast.ru.
3. В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов в целях настоящего Федерального закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном настоящей главой.
3.1. В силу пункта 13 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 1 статьи 19.2 Закона о размещении заказов заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 9 статьи 19.2 Закона о размещении заказов поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Пунктом 32 раздела II документации об открытом аукционе в электронной форме предусмотрена возможность заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 8.2 раздела V "Проект контракта (договора)" в составе документации об открытом аукционе в электронной форме установлено, что досрочно договор может быть расторгнут в случаях и порядке, предусмотренном законодательством и договором.
Статьей 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определены основания изменения и расторжения договора.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 450 Гражданского кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Соответственно, действия заказчика - ГБУЗ РК "Ухтинская городская больница N 1" в виде включения в документацию об открытом аукционе в электронной форме положения о праве заказчика на расторжение договора в одностороннем порядке не противоречат требованиям частей 1, 9 статьи 19.2 Закона о размещении заказов.
3.2. Статьей 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрены требования к содержанию документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 41.6 документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В силу частей 1, 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Разделом III "Требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к безопасности, требование к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика (техническое задание)" документации об открытом аукционе в электронной форме установлены товар, подлежащий поставке, характеристики товара, подлежащего поставке.
Так, по разделу III "Требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к безопасности, требование к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика (техническое задание)" документации об открытом аукционе в электронной форме:
применительно к позициям 1-5 установлена характеристика "с силиконовым покрытием";
применительно к позициям 13, 23, 38-41 установлена характеристика "игла имеет насечки лазером в месте захвата иглы иглодержателем для надежности ее фиксации в иглодержателе";
применительно к позиции 23 установлена характеристика "изгиб иглы - 1/8 окружности".
По утверждению ООО "Клеомед - хирургические материалы", установленные в документации об открытом аукционе в электронной форме характеристики нитей плетеных синтетических применительно к позициям 1-5 "с силиконовым покрытием", применительно к позициям 13, 23, 38-41 "игла имеет насечки лазером в месте захвата иглы иглодержателем для надежности ее фиксации в иглодержателе", применительно к позиции 23 "изгиб иглы - 1/8 окружности", ограничивают количество участников размещения заказа. Кроме того, характеристика нити плетеной синтетической рассасывающейся "изгиб иглы - 1/8 окружности" не соответствует ГОСТ 26641-85 "Иглы атравматические. Общие технические требования и методы испытаний". Соответственно, нить плетеная синтетическая рассасывающаяся, с данной характеристикой не может находиться в обращении на территории Российской Федерации.
Исходя из части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ и иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг его потребностям.
Законом о размещении заказов не определена обязанность заказчика по обоснованию своих потребностей.
Доказательства того, что установленные в документации об открытом аукционе в электронной форме характеристики нитей плетеных синтетических применительно к позициям 13, 23, 38-41 "игла имеет насечки лазером в месте захвата иглы иглодержателем для надежности ее фиксации в иглодержателе", применительно к позиции 23 "изгиб иглы - 1/8 окружности", применительно к позициям 1-5 "с силиконовым покрытием" ограничивают количество участников размещения заказа, ООО "Клеомед - хирургические материалы" не представлены.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 2, 3, 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение).
Следовательно, обращаться на территории Российской Федерации и использоваться по целевому назначению может медицинское изделие, имеющее регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Пунктом 3.11 раздела V "Проект контракта (договора)" в составе документации об открытом аукционе в электронной форме предусмотрена передача одновременно с товаром копий регистрационных удостоверений.
Нить плетеная синтетическая рассасывающаяся с характеристикой "изгиб иглы - 1/8 окружности" может обращаться на территории Российской Федерации и использоваться по целевому назначению при ее государственной регистрации Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Соответственно, доказательства того, что действия заказчика - ГБУЗ РК "Ухтинская городская больница N 1" в виде установления в документации об открытом аукционе в электронной форме характеристик нитей плетеных синтетических применительно к позициям 1-5 "с силиконовым покрытием", применительно к позициям 13, 23, 38-41 "игла имеет насечки лазером в месте захвата иглы иглодержателем для надежности ее фиксации в иглодержателе", применительно к позиции 23 "изгиб иглы - 1/8 окружности", противоречат требованиям части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, отсутствуют. При отсутствии таких доказательств соответствующие действия не могут быть признаны противоречащими требованиям Закона о размещении заказов.
Выводы о наличии нарушений антимонопольного законодательства, в частности Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), могут быть сделаны комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в решении по делу о нарушении законодательства, принятом по результатам рассмотрения соответствующего дела (пункт 3 части 1 статьи 49 Закон о защите конкуренции).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Коми УФАС России решила:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. Решить вопрос об обеспечении рассмотрения жалобы в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства, в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 31 июля 2013 г. N 04-02/6549
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016