Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 7 августа 2013 г. N 3865/03
Резолютивная часть оглашена 06.08.2013
В полном объеме изготовлено 07.08.2013
Великий Новгород
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Куриков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика и организатора торгов - Областного государственного автономного учреждения "Новгородское областное телевидение" - Демидова Константина Дмитриевича (доверенность N 1 от 11.01.2013);
- Общество с ограниченной ответственностью "Корпорация ДНК" надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения жалобы, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Корпорация ДНК" (129515, Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1; далее - ООО "Корпорация ДНК") на действия заказчика и организатора торгов - Областного государственного автономного учреждения "Новгородское областное телевидение" (173020, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 106; далее - ОГАУ "НОТ") - и его Единой закупочной комиссии при проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора на поставку оборудования для формирования цифрового сигнала областного телеканала, включаемого в мультиплекс цифрового телевизионного вещания согласно Техническим требованиям по 2-ум лотам, извещение N 31300377139 о проведении которого было размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru/223/ 17.06.2013 (дата проведения открытого аукциона - 19.07.2013), установила:
29.07.2013 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба ООО "Корпорация ДНК" на действия заказчика и организатора торгов - ОГАУ "НОТ" и его Единой закупочной комиссии при проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора на поставку оборудования для формирования цифрового сигнала областного телеканала, включаемого в мультиплекс цифрового телевизионного вещания согласно Техническим требованиям по 2-ум лотам (извещение N 31300377139 от 17.06.2013) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и с соблюдением требований, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
Во-первых, по мнению подателя Жалобы - ООО "Корпорация ДНК" аукционная заявка ООО "Корпорация ДНК" в нарушение положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) была необоснованно отклонена Единой закупочной комиссией заказчика - ОГАУ "НОТ" - по причине несоответствия требованиям аукционной документации (подача ООО "Корпорация ДНК" 2-ух заявок по каждому лоту). Во-вторых, в документации о закупке (аукционной документации) отсутствуют сведения, определенные в Положении о закупке товаров, работ, услуг Областного государственного автономного учреждения "Новгородское областное телевидение" (далее - Положение о закупке), а именно: требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик. В-третьих, заказчиком неверно определена форма закупки - в нарушение требования Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" закупка не была проведена в электронной форме.
Учитывая вышеизложенное, ООО "Корпорация ДНК" просит провести проверку действий организатора открытого аукциона - ОГАУ "НОТ" и его Единой закупочной комиссии.
ОГАУ "НОТ" считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в возражениях на нее (вх. Новгородского УФАС России N 6105 от 02.08.2013).
Так, исходя из критериев отбора для участия в открытом аукционе, а также с целью устранения неопределенности при сопоставлении заявок, установлено правило, общее для всех лиц, подающих заявки на участие в аукционе - на участие в аукционе может быть подана только одна заявка от одного участника. Данное правило не ущемляет прав участников закупки, поскольку каждый участник, допущенный к участию в аукционе, свободен в своих действиях и имеет право как принимать участие в торге по тому или иному лоту, так и не принимать такого участия, воздержавшись от объявления своих ценовых предложений в ходе торгов. Заявка подается не на торги по конкретному лоту, а на участие в аукционе в целом, в ходе которого участник вправе как предлагать, так и воздерживаться от своих ценовых предложений по тому или иному лоту.
Довод об отсутствии в документации о закупке (аукционной документации) сведений, имеющихся в Положении о закупке, а именно: требований к описанию участниками закупки поставляемого товара, не может быть принят во внимание, поскольку открытый аукцион проводился на закупку конкретного оборудования с заданными характеристиками, определенными исходя из уже имеющегося и эксплуатируемого студийного оборудования ОГАУ "НОТ".
Также подлежит отклонению довод заявителя об обязанности проведения обжалуемой процедуры закупки в электронной форме, поскольку на сегодняшний день действующее законодательство не раскрывает понятия закупки в электронной форме, не содержит правил и порядка проведения таких закупок. Также отсутствует оператор, который был бы наделен законодательством полномочиями по обеспечению функционирования электронной площадки в рамках Закона о закупках.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, автономными учреждениями.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, при проведении рассматриваемого открытого аукциона ОГАУ "НОТ" должно было придерживаться требований действующего законодательства, в том числе Закона о закупках, постановлений Правительства Российской Федерации, и собственного Положения о закупке.
В данном случае имело место проведение торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора на поставку оборудования для формирования цифрового сигнала областного телеканала, включаемого в мультиплекс цифрового телевизионного вещания согласно Техническим требованиям по 2-ум лотам.
В соответствии с частью 8.7 раздела 8 (Открытый аукцион) Положения о закупке аукционная заявка поставщика оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в аукционной документации. Поставщик вправе подать только одну заявку на участие в аукционе. Новая заявка может быть подана только после отзыва ранее поданной.
Раздел 5.2 Аукционной документации содержит требования к порядку подачи аукционных заявок и их рассмотрению, а также установленные организатором открытого аукциона требования к форме и оформлению аукционной заявки.
Так согласно части 1 Требований к форме и оформлению аукционной заявки аукционная заявка оформляется на русском языке в письменной форме на бумажном носителе по форме N 2, установленной настоящей аукционной документацией, и должно содержать все указанные в такой форме сведения, подписанное руководителем или уполномоченным лицом участника закупки и заверенное оттиском печати участника закупки (в случае наличия). В соответствии с частью 2 все представляемые документы, включая письмо-заявку (форма N 2), формируются в отдельный том.
В соответствии с Требованиями к содержанию и составу аукционной заявки (раздел 5.1 Аукционной документации) аукционная заявка должна содержать письмо - заявку на участие в аукционе, содержащее обязательное указание начального ценового предложения, в том числе ценового предложения по каждому лоту (по тому лоту, в котором участник закупки не принимает участие, в графе ценового предложения участника указывается "не принимает участия"). Соответственно, данное положение аукционной документации определяет, что аукционная заявка подается в виде единого документа по обоим лотам (лот N 1 и лот N 2).
Аукционная заявка заявителя - ООО "Корпорация ДНК" была подана в двух конвертах: отдельная заявка по каждому лоту.
Исходя из смысла части 1 Требований к порядку подачи аукционных заявок и их рассмотрения, любой участник закупки вправе подать только одну заявку. В случае если участник закупки подал более одной заявки, все аукционные заявки данного участника закупки отклоняются без рассмотрения.
Таким образом, Единая закупочная комиссия заказчика - ОГАУ "НОТ" обоснованно отклонила аукционную заявку заявителя - ООО "Корпорация ДНК" - по причине не соответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, а именно по причине подачи участником закупки более одной заявки на участие в торгах (часть 1 Требований к порядку подачи аукционных заявок и их рассмотрения).
Следовательно, довод ООО "Корпорация ДНК" о необоснованном отклонении его аукционной заявки не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
В части 8.3 раздела 8 (Открытый аукцион) Положения о закупке организатором открытого аукциона - ОГАУ "НОТ" установлено, что извещение о проведении аукциона и аукционная документация должны содержать сведения, предусмотренные разделом 6 (Закупочная документация) Положения о закупке. Согласно разделу 6 Положения о закупке закупочная документация утверждается заказчиком и включает в себя, в том числе и требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (часть 6.1).
При проведении рассматриваемого аукциона ОГАУ "НОТ" требование пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также установленные в соответствии с ним требования разделов 6 и 8 Положения о закупке, не соблюдены, поскольку в разделе 5.1 аукционной документации в Требованиях к содержанию и составу аукционной заявки не установлено, что аукционная заявка участника должна содержать описание поставляемого товара, который является предметом закупки.
При этом довод ОГАУ "НОТ" о том, что поставке подлежали только конкретные товары со строго определенными характеристиками является несостоятельным, поскольку в соответствии с аукционной документацией (Технические требования к поставляемому товару по лотам N 1 и N 2) по ряду позиций организатором торгов предусматривалась возможность поставки участниками закупки эквивалентных товаров с характеристиками соответствующими или превосходящими параметры оборудования, товарные знаки и производители которого были указаны в аукционной документации.
Действия заказчика по утверждению документации по проведению рассматриваемого открытого аукциона с отсутствием требования к аукционным заявкам участников в части описания поставляемого товара, который является предметом закупки, указывают на наличие в них нарушения пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках. Таким образом, в данной части Жалоба является обоснованной.
3. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с вышеуказанной нормой ОГАУ "НОТ" разработано и утверждено решением заседания Наблюдательного совета ОГАУ "НОТ" (Протокол N 1 от 10.07.2012 года) Положение о закупке товаров, работ, услуг Областного государственного автономного учреждения "Новгородское областное учреждение".
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 N 616 (далее - Перечень).
Организатором открытого аукциона - ОГАУ "НОТ" в документации по проведению рассматриваемого открытого аукциона предмет открытого аукциона определен в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 - 3200000 (Оборудование и аппаратура для радио, телевидения и связи).
Данный код продукции (3200000) входит в вышеназванный Перечень. Таким образом, в соответствии с Перечнем, заказ на поставку оборудования и аппаратуры для радио, телевидения и связи должен был быть проведен в электронной форме.
В соответствии с частью 15.3 раздела 15 (Заключительные положения) Положения о закупке любой способ закупки, предусмотренный Положением о закупке, может проводиться в электронной форме с использованием электронной торговой площадки. Осуществление закупки в электронной форме является обязательным, если Заказчиком закупается продукция, включенная в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Правила и процедуры проведения закупки с использованием электронной площадки устанавливаются регламентом работы электронной площадки и соглашением, заключенным между Заказчиком и оператором электронной площадки.
Следовательно, Положением о закупке заказчика (организатора открытого аукциона) - ОГАУ "НОТ" установлена обязанность проведения любой закупки, предмет которой включен в Перечень, в электронной форме с использованием электронной торговой площадки, в том числе и открытого аукциона.
Однако рассматриваемый аукцион в электронной форме не проводился, заявки на участие в нем подавались и принимались в письменном виде на бумажном носителе, торги были проведены не на электронной торговой площадке.
Таким образом, организатором открытого аукциона - ОГАУ "НОТ" допущено нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках, выразившееся в игнорировании требований собственного Положения о закупке и непроведении закупки в электронной форме. Следовательно, данный довод Жалобы также является обоснованным.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
При решении указанного вопроса Комиссия учитывает следующие обстоятельства.
На момент рассмотрения Жалобы по итогам проведения рассматриваемого аукциона по лотам N 1 и N 2 ОГАУ "НОТ" 23.07.2013 заключены Договоры на поставку оборудования NN 47 и 48 с победителем аукциона по указанным лотам - Обществом с ограниченной ответственностью "С-Про Системс".
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Корпорация ДНК" на действия заказчика - ОГАУ "Новгородское областное телевидение" и его Единой закупочной комиссии при проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договора на поставку оборудования для формирования цифрового сигнала областного телеканала, включаемого в мультиплекс цифрового телевизионного вещания согласно Техническим требованиям, извещение N 31300377139, о проведении которого было размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru/223/ 17.06.2013, частично обоснованной в части довода об отсутствии в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, а также довода о непроведении закупки в электронной форме.
2. Признать в действиях заказчика - ОГАУ "Новгородское областное телевидение" нарушения части 1 статьи 2 и пункта 3 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Предписание об устранении нарушения порядка организации, проведения открытого аукциона не выдавать в связи с заключением по результатам вышеуказанного открытого аукциона по лотам N 1 и N 2 договоров на поставку оборудования для формирования цифрового сигнала областного телеканала, включаемого в мультиплекс цифрового телевизионного вещания согласно Техническим требованиям до поступления жалобы ООО "Корпорация ДНК" в Новгородское УФАС России.
4. Направить материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для решения вопроса об обращении с иском в суд о признании вышеуказанных торгов (открытого аукциона) по лотам N 1 и N 2 на право заключения договора на поставку оборудования для формирования цифрового сигнала областного телеканала, включаемого в мультиплекс цифрового телевизионного вещания согласно Техническим требованиям (дата проведения открытого аукциона - 19.07.2013), и заключенных по результатам торгов (открытого аукциона) по лотам N 1 и N 2 сделок (договоров N 47 и N 48 от 23.07.2013 на поставку оборудования для формирования цифрового сигнала областного телеканала, включаемого в мультиплекс цифрового телевизионного вещания согласно Техническим требованиям) недействительными.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии И.А. Куриков
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 7 августа 2013 г. N 3865/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016