Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
от 16 сентября 2013 г. N 117
Резолютивная часть решения оглашена "05" сентября 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" сентября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
рассмотрев дело N 117 по признакам нарушения федеральным государственным бюджетным учреждением "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А.Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ул. М. Ульяновой, 6, г. Курган, 640014) п. 2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело N 117 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции.
В силу ч. 2 ст. 45 Закона о защите конкуренции в случае неявки на заседание комиссии лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутствие. МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО" надлежащим образом извещено, дело рассмотрено в его отсутствие.
Решением Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-1033/2013 решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 10.01.2013 г. по делу N 05-02/1-13 по жалобе ООО "СТОК" признано незаконным. Арбитражным судом Курганской области указано на нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции в действиях федерального государственного бюджетного учреждения "РНЦ ВТО им. академика Г.А. Илизарова" Минздравсоцразвития РФ при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по удалению (вывозу) твердых бытовых отходов с их последующим размещением (захоронением) для нужд федерального государственного бюджетного учреждения "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А.Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
ФГБУ "РНЦ ВТО им. академика Г.А. Илизарова" Минздравсоцразвития РФ представлены письменные возражения по факту возбуждения дела N 117 о нарушении антимонопольного законодательства. Представители ответчика просили дело N 117 прекратить, поскольку заказчик законно объединил в один лот услуги по "вывозу (удалению)" и "размещению (захоронению)" отходов, судом не произведен анализ рынка по размещению (в части захоронения) отходов на полигонах твердых бытовых отходов.
Представитель ООО "СТОК" пояснил, что ответчик неправомерно объединил в один лот услуги по "вывозу (удалению)" и "размещению (захоронению)" отходов, данный факт подтвержден решением Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-1033/2013, решение Арбитражного суда вступило в законную силу.
Комиссия, исследовав письменные материалы дела, пояснения сторон, приходит к следующим выводам.
11.12.2012 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, опубликовано извещение N 0343100000712000712 о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по удалению (вывозу) твердых бытовых отходов с их последующим размещением (захоронением) для нужд федерального государственного бюджетного учреждения "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А.Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Заказчиком является Федеральное государственное бюджетное учреждение "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А.Илизарова".
Как видно из протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 712 ТБВ/И от 24.12.2012 в аукционе приняло участие две заявки: МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО" и ООО "Сток". Заявка ООО "Сток" признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме согласно п.1 ч.6 ст. 41.11 (непредставление документов, определенных п.5 ч.6 ст.41.8 - отсутствие во второй части заявки копии лицензий в соответствии с установленными требованиями законодательства Российской Федерации (Требование установлено в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности" с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности" (вместе с Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности").
Предметом данного аукциона является оказание услуг по удалению (вывозу) твердых бытовых отходов с их последующим размещением (захоронением) для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия" имени академика Г.А.Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Правовые основы, регулирующие основы обращения с отходами производства и потребления, в частности, установлены Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), а также Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255.
Твердые бытовые отходы, образующиеся у заказчика (несортированные твердые бытовые отходы общежитий), согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, относятся к IV классу опасности.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Деятельность по сбору и транспортировке отходов из перечня видов лицензируемой деятельности исключена.
В техническом задании раздел 4 документации открытого аукциона указано, что предметом аукциона на оказание услуг по удалению (вывозу) твердых бытовых отходов с их последующим размещением (захоронением), (далее - услуга) для нужд ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А. Илизарова", согласно графику вывоза отходов, размещенному в техническом задании документации открытого аукциона в электронной форме.
Оказание услуг осуществляется в соответствии с п.1.10 (общих сведений об открытом аукционе): место, условия и сроки (периоды) оказания услуг транспортными средствами (собственными или арендованными) исполнителя.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" необходима услуга по удалению (вывозу) твердых бытовых отходов с их последующим размещением (захоронением).
Вывоз и утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов должны осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, в том числе в части соответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом договора.
Исполнитель обязан предоставить копии лицензии(й) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Требование установлено в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности" Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности" (вместе с Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности).
Лицензия должна быть действительна на весь период договора. Если при исполнении обязательств по договору наступает срок окончания действия лицензии, то исполнитель в установленные законодательством РФ сроки обязан обеспечить продление действующей лицензии для обеспечения бесперебойного оказания услуг.
Исполнитель обязан осуществить уборку мусора, просыпавшегося при выгрузке из контейнеров в кузов мусоровоза. Исполнитель несет ответственность за сохранность и исправное состояние контейнеров заказчика при выполнении работ по оказанию услуги по удалению (вывозу) твердых бытовых отходов с их последующим размещением (захоронением). Заказчик вправе проверить качество выполнения работ в любое удобное для него время с составлением акта проверки. Вывоз отходов должен осуществляться согласно графику вывоза отходов. Отклонение сроков вывоза отходов от графика недопустимо.
В техническом задании указан состав работ: 1. оказание услуг по вывозу отходов, и характеристики требуемые заказчику: соответствие участника размещения заказа требованиям к лицам, осуществляющим оказание услуг такого рода. 2. оказание услуг по утилизации (захоронению) отходов, в качестве характеристики требуемые заказчику указано на соответствие услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к таким услугам: возможность проведения утилизации (захоронения) эпидемиологические безопасных отходов, приближенных по составу к твердым бытовым отходам в соответствии с действующим законодательством РФ.
Действующим законодательством предусмотрено наличие лицензии на выполнение заключительного этапа работ - размещение отходов. Остальные виды работ могут выполнять организации, не имеющие лицензий, и сдавать собранные, погруженные и перевезенные твердые бытовые отходы на полигоны организациям, имеющим соответствующую лицензию на захоронение отходов.
Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
В ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов обозначено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Размещение отходов является самостоятельным видом деятельности при обращении с отходами по отношению к деятельности по удалению (вывозу) твердых бытовых отходов.
Наименование заказываемой услуги - удаление отходов соответствует положениям п.4 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" поскольку данный заказ выполняется не по конкретной заявке заказчика, а по услугам, для которых есть функционирующий рынок, и сравнить которые можно только по ценам.
Решение о способе размещения заказа принимается самостоятельно заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с Перечнем товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р и согласно кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 236-р (далее - Перечень), содержит код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 9010000 - Услуги по канализации, удалению отходов, санитарной обработке и аналогичные услуги, (кроме кода 9010010 Услуги по канализации отходов). Деятельность по захоронению отходов в перечне отсутствует.
Таким образом, включая в предмет аукциона вид деятельности - оказание услуг по размещению (захоронению) отходов и требовании лицензии на этот вид деятельности при установлении требования о выполнении всех работ лично подрядчиком, заказчиком ограничивается количество участников размещения заказа только компаниями, осуществляющими деятельность по размещению (захоронению) отходов, что является дискриминационной мерой в отношении значительного количества потенциальных участников размещения заказа, выполняющих работы по сбору, погрузке и перевозке твердых бытовых отходов, и не имеющим лицензии по размещению (захоронению) отходов на полигон твердых бытовых отходов.
Согласно п.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.06.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Антимонопольные требования к торгам согласно ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" распространяются на все организации независимо от форм собственности.
Контракт между ФГБУ "РНЦ ВТО им. академика Г.А. Илизарова" Минздравсоцразвития РФ и МУП города Кургана "Шуховский полигон ТБО" заключен 16.01.2013 г., что подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
В решении Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-1033/2013 прямо указано на то, что оказанием услуг по размещению (захоронению) отходов и требованиями лицензии на этот вид деятельности при выполнении всех работ лично подрядчиком - ФГБУ "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А.Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации ограничивается количество участников размещения заказа только компаниями, осуществляющими деятельность по размещению (захоронению) отходов, что свидетельствует о наличии нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь часть 1 статьи 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, п.п. 2,5 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 - ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях федерального государственного бюджетного учреждения "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А.Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации нарушение п. 2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в установлении в аукционной документации требования оказания услуг по размещению (захоронению) отходов и требования лицензии на этот вид деятельности при выполнении всех работ лично подрядчиком, чем были созданы преимущества участникам размещения заказа, осуществляющими деятельность по размещению (захоронению) отходов.
2. Прекратить рассмотрение дела N 117 в отношении федерального государственного бюджетного учреждения "РНЦ "ВТО" им. акад. Г.А.Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 16 сентября 2013 г. N 117
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016