Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 11 сентября 2013 г. N Т03-243/13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России), назначенная приказом Санкт-Петербургского УФАС России от 24.04.2013 N 198-ОВ, в составе:
Председатель Комиссии:
Яковлев П.В. - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти,
Даниловская Е.С.- заместитель начальника отдела контроля органов власти,
- в отсутствии представителей организатора торгов - ООО "Балтийский завод - Cудостроение" при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы по электронному адресу, указанному заявителем: info@bz.ru;
- в присутствии представителя заявителя - ОАО "Калужский турбинный завод" - Анашкиной Ю.Н. по доверенности;
в соответствии с ч.16, ч.17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрев жалобу ОАО "Калужский турбинный завод" (далее - заявитель) (вх. N 17069 от 02.09.2013) на действия организатора торгов - ООО "Балтийский завод - Судостроение" при проведении запроса предложений на право заключения договора на поставку паротурбинной установки (ПТУ) для заказа 05706 проекта 22220 (извещение N31300229693), (далее - закупка). установила:
Организатором торгов - ООО "Балтийский завод - Судостроение" (извещение N31300229693 от 01.04.2013) был объявлен запрос предложений на право заключения договора на поставку паротурбинной установки (ПТУ) для заказа 05706 проекта 22220 (порядковый номер закупки в Плане закупки товаров, работ, услуг ООО "Балтийский завод - судостроение" - Судостроение на 2013 г. с изменениями N 7:900).
Согласно ч.1.3 п.1.3.1 Документации по проведению запроса предложений "запрос предложений проводится в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО "Балтийский завод - судостроение", утвержденного Решением единственного участника ООО "Балтийский завод - судостроение" N22/2012 от 14.12.2012".
Таким образом, закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО "Балтийский завод - судостроение, утвержденным 14.12.2012 (далее - Положение о закупке) и Документацией по проведению запроса предложений.
Заявитель указал на нарушение процедуры проведения закупки, обжалует действия закупочной комиссии организатора торгов - ООО "Балтийский завод - судостроение" по определению победителя закупки, которые привели к нарушению ст.3 Закона N 223-ФЗ.
Как указано в жалобе, 07.06.2013 было проведено заседание закупочной комиссии ООО "Балтийский завод - судостроение" на право заключения договора на поставку паротурбинной установки (ПТУ) для заказа 05706 проекта 22220.
По мнению заявителя, в результате проведения процедуры закупки были допущены следующие нарушения:
- Самый значимый критерий оценки - цена (значимость критерия 80%) не был принят во внимание при определении победителя. В протоколе указано, что цена, заявленная ОАО "Калужский турбинный завод" выше цены победителя - ЗАО "Завод Киров - Энергомаш". Однако цена, предложенная ОАО "Калужский турбинный завод" составляет 2579 млн.руб с учетом НДС, цена победителя составляет 2714 млн. руб, таким образом, цена ОАО "Калужский турбинный завод" ниже на 134 млн.руб, чем у победителя ЗАО "Завод Киров - Энергомаш".
- Второй по значимости критерий - опыт работ (значимость критерия 10%) не был принят во внимание при определении победителя. ОАО "Калужский турбинный завод" имеет референции, полученные в процессе изготовления и поставки на ООО "Балтийский завод - судостроение" двух паротурбинных блочных установок с ТК-35/38-3,4 для плавучего энергоблока проекта 20870, являющихся прототипом ПТУ-72 для заказа 05706 проекта 22220. Победитель конкурса опыта аналогичных работ за последние 10 лет не имеет.
- Третий по значимости критерий - квалификация участника запроса предложений (значимость критерия - 10%) является субъективным. У ОАО "Калужский турбинный завод" существует производственно-испытательная база для изготовления и испытаний ПТУ-72, победитель конкурса такой базы не имеет. Не был учтен тот факт, что ОАО "Калужский турбинный завод" готов осуществить комплектную (в объеме ТУ) поставку согласно проекта технических условий на ПТУ, согласованного с главным проектантом проекта 22220-ЗАО "ЦКБ Айсберг".
- В процессе проведения закупки ООО "Балтийский завод - судостроение" были запрошены сведения не предусмотренные закупочной документацией и не размещены на официальном сайте закупки (Письмо N211/097 от 31.05.2013).
Рассмотрев представленные заявителем документы в части заявленных требований, а также документы по закупке N31300229693, размещенные на сайте www.zakupki.gov.ru, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила следующее.
Согласно извещению о проведении закупки, в действующей редакции, размещенному 17.05.2013 на сайте www.zakupki.gov.ru, срок представления документации о закупке с 01.04.2013 по 22.04.2013, дата окончания подачи заявок 22.04.2013, дата рассмотрения заявок - 30.05.2013, дата подведения итогов 13.06.2013. В Документации по проведению запроса предложений - действующая редакция (раздел 5 Информационная карта), указаны иные сроки проведения закупки. Вместе с тем, согласно п.1.3.5 Документации по проведению запроса предложений "При наличии противоречий между сведениями, содержащимися в извещении о проведении запроса предложений, и сведениями, содержащимися в настоящей документации, приоритет имеет информация, содержащаяся в извещении."
Частью 8 ст.4 "Информационное обеспечение закупки" Закона N 223-ФЗ установлено, что "извещение о закупке _ является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке".
Извещение от 17.05.2013 не соответствует Документации по проведению запроса предложений, что является нарушением ч.8 ст.4 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с ч.5 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
На момент поступления жалобы ОАО "Калужский турбинный завод" (вх. N 17069 от 02.09.2013), а также на момент рассмотрения указанной жалобы - 11.09.2013 сведения о заключении договора отсутствовали, подведение итогов было назначено на 13.06.2013 года, фактически состоялось 07.06.2013.
В соответствии с п.1.1 Документации по проведению запроса предложений "Победитель Запроса предложений - Участник Запроса предложений, предложивший лучшие условия выполнения договора в соответствии с критериями, установленными в Документации по проведению Запроса предложений". Согласно п.1.3.11 Документации по проведению запроса предложений Победителем запроса предложений признается Участник, который на основании критериев порядка оценки, установленных в документации, определен закупочной комиссией ООО "Балтийский завод - судостроение" как участник запроса предложений, предложивший лучшие условия выполнения договора.
Разделом 2 Документации по проведению запроса предложений установлены требования к участникам запроса предложений, а разделом 3 - порядок проведения запроса предложений, в том числе в п.3.2. установлены требования к составу заявок на участие в запросе предложений - перечень документов, необходимых в том числе для проведения оценки и сопоставления предложений участников по установленным критериям оценки.
В п.3.5.2 Документации по проведению запроса предложений установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными в пунктах 21, 22 раздела 5 "Информационная карта":
Согласно п.2 раздела 5 "Информационная карта", критериями оценки Заявок на участие в Запросе предложений являются: Цена договора. Значимость критерия (Цi) 80%; Опыт участника запроса предложений. Значимость критерия (Oi) 10%; Квалификация участника запроса предложений. Значимость критерия (Сi) 10%.
Пунктом 22 раздела 5 "Информационная карта" установлено, что рейтинг заявки представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям, установленным пунктом 21 раздела 5 "Информационная карта", с учетом значимости указанных критериев и представлены расчетные формулы, по которым определяется рейтинг заявки каждого участника.
Процедура вскрытия конвертов с заявками регламентирована п.3.3 Документации по проведению запроса предложений, оформляется протоколом, который размещается организатором закупки на Официальном сайте не позднее чем через 3 дня со дня подписания такого протокола.
22.04.2013 согласно протоколу N145/7/1 (размещен на сайте www.zakupki.gov.ru) состоялось заседание Закупочной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в запросе предложений на право заключения договора на поставку паротурбинной установки (ПТУ) для заказа 05706 проекта 22220. На участие в открытом запросе предложений зарегистрированы две заявки: ОАО "Калужский турбинный завод" и ЗАО "Завод Киров - Энергомаш". В протоколе отражена начальная (максимальная) цена договора (включающая НДС), которая соответствует начальной (максимальной) цене договора, указанной в Документации по проведению запроса предложений и Плане закупок на 2013 года (поз.900), также в протоколе отражены ценовые предложения участников закупки, которые превышают начальную (максимальную) цену договора.
Вместе с тем, согласно п.1.1 Документации по проведению запроса предложений, начальная (максимальная) цена договора - предельно допустимая цена договора, указанная Заказчиком в пункте 8 раздела 5 "Информационная карта"" Документации по проведению Запроса предложений.
Закупочной комиссией данный факт в протоколе от 22.04.2013 не отражен.
Процедура рассмотрения заявок на участие в запросе предложений регламентирована п.3.4 Документации по проведению запроса предложений, согласно которому закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в запросе предложений и участников закупки, подавших такие заявки, на соответствие требованиям, установленным Документацией. Рассмотрение и оценка предложений проводятся комиссией не позднее дня, указанного в пункте 20 раздела 5 "Информационная карта".
Согласно п.3.4.5 Документации по проведению запроса предложений, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе предложений Закупочной комиссией принимается решение о допуске к участию в запросе предложений Участника закупки или об отказе в допуске такого Участника закупки к участию в запросе предложений в порядке и по основаниям, предусмотренным в Документации (в п.3.4.7).
Пунктом 3.4.6 Документации по проведению запроса предложений установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в запросе предложений Закупочной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в запросе предложений, который размещается Организатором закупки на Официальном сайте не позднее чем через 3 дня со дня подписания. Требования к содержанию протокола рассмотрения заявок установлены п.3.4.8 Документации по проведению запроса предложений.
21.05.2013 состоялось заседание Закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений (в соответствии с извещением данная процедура назначена на 30.05.2013). Согласно решению закупочной комиссии (протокол N145/7/2 от 21.05.2013, размещен на сайте www.zakupki.gov.ru) ОАО "Калужский турбинный завод" и ЗАО "Завод Киров - Энергомаш" допущены к участию в открытом запросе предложений, заявки ОАО "Калужский турбинный завод" и ЗАО "Завод Киров - Энергомаш" признаны соответствующими требованиям и условиям, установленным в Документации по проведению открытого запроса предложений.
Вместе с тем, пунктом 3.4.7 Документации по проведению запроса предложений установлено, что при рассмотрении заявок на участие в запросе предложений закупочная комиссия вправе не допустить участника к участию в запросе предложений в том числе в случае, если предложенная в заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении и Документации.
Согласно протоколам от 22.04.2013, от 21.05.2013 цена, предложенная в заявках превышает начальную (максимальную) цену, указанную в Документации. Сведения об увеличении начальной (максимальной) цены в Плане закупок на 2013 год (поз.900), извещении, Документации по проведению запроса предложений, протоколах, составленных в ходе проведения закупки, отсутствуют.
Одновременно (протокол от 22.04.2013), закупочной комиссией принято решение о проведении дополнительной конкурентной процедуры, а именно очных переговоров с Участниками. Дата переговоров назначена на 29.05.2013.
На данном этапе проведения процедуры запроса предложений принятие решения о проведении переговоров с участниками не предусмотрено.
После проведения этапа рассмотрения заявок, закупочная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в запросе предложений, поданных Участниками закупки в соответствии с критериями и в порядке, установленными в пунктах 21, 22 раздела 5 "Информационная карта" в целях выявления лучших условий исполнения договора, что прямо указано в п.3.5 Документации по проведению запроса предложений.
Согласно п.3.5.3 Документации по проведению запроса предложений, на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений закупочной комиссией каждой заявке на участие в запросе предложений относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в запросе предложений, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер.
Только после оценки и сопоставления первоначально поданных заявок, закупочная комиссия вправе принять решение о проведении коммерческих переговоров с целью предоставить Участникам закупки возможность добровольно повысить рейтинг своих заявок путем улучшения условий первоначальных предложений, что следует из п.3.5.4 Документации по проведению запроса предложений.
Фактически, оценка и сопоставление заявок, поданных ОАО "Калужский турбинный завод" и ЗАО "Завод Киров - Энергомаш", в нарушение п.3.5 Документации по проведению запроса предложений, не проводилась.
29.05.2013 состоялось заседание Закупочной комиссии по проведению очных коммерческих переговоров с Участником ЗАО "Завод Киров - Энергомаш" (протокол N145/7/3 от 29.05.2013, размещен на сайте www.zakupki.gov.ru). Согласно протоколу, по результатам очных переговоров представителями ЗАО "Завод Киров - Энергомаш" были улучшены условия первоначального предложения.
Письмом от 31.05.2013 N 211/097 ООО "Балтийский завод-Судостроение" направило ООО "Калужский турбинный завод" уточняющий запрос по существу заявки на участие в закупке. Письмом от 04.06.2013 N 30/02-1886 ООО "Калужский турбинный завод" сообщило, что информацию в соответствии с запросом возможно подготовить 07.06.2013 в связи со сложностью пересчета ряда данных. Кроме того, ООО "Калужский турбинный завод" расценило данный запрос как запрос сведений, не предусмотренных закупочной документацией, на подготовку которых необходимо дополнительное время. Поскольку в соответствии с извещением процедура подведения итогов назначена на 13.06.2013, то дата, предложенная ООО "Калужский турбинный завод", 07.06.2013 не выходила за рамки проведения закупки.
Однако, 07.06.2013 состоялось заседание закупочной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в запросе предложений на право заключения договора на поставку паротурбинной установки (ПТУ) для заказа 05706 проекта 22220 (протокол N145/7/4 от 07.06.2013). Согласно протоколу победителем запроса предложений признан ЗАО "Завод Киров - Энергомаш".
Согласно п.3.5.12 Документации по проведению запроса предложений, выигравшим предложением является предложение, которое по критериями, указанными в пункте 21 раздела 5 "Информационная карта", наилучшим образом удовлетворяет потребностям Заказчика в товарах (работах, услугах).
Требования к протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, установлены п.3.5.13 Документации по проведению запроса предложений в котором должны содержаться, в том числе сведения о решении комиссии о присвоении заявкам на участие в запросе предложений значений по каждому из предусмотренных оцениваемых критериев оценки заявок на участие в запросе предложений.
В протоколе, в нарушение п.3.5.13 Документации по проведению запроса предложений отсутствует решение комиссии о присвоении заявкам на участие в запросе предложений значений по каждому из оцениваемых критериев оценки заявок на участие в запросе предложений в порядке, установленном п.22 раздела 5 "Информационная карта" Документации по проведению запроса предложений.
Вместе с тем, п.3.5.11 Документации по проведению запроса предложений установлено, что после проведения переговоров закупочная комиссия производит необходимые подсчеты в соответствии с ранее объявленными критериями и учитывает цены, полученные в ходе переговоров, при оценке заявок и построении итогового ранжирования предложений. Заявки участников, приглашенных на переговоры, но в них не участвовавших, учитываются при построении итогового ранжирования предложений по первоначальной цене.
При этом, в пункте 8 раздела 5 "Информационная карта" Документации по проведению запроса предложений указано, что в случае, если работы претендента не облагаются НДС, то цена, предложенная таким претендентом в заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС. При этом на стадии оценки и сопоставления заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также учитываются без НДС.
В нарушении п.3.5.11 Документации по проведению запроса предложений, п.8, п.21, п.22 раздела 5 "Информационная карта" Документации по проведению запроса предложений закупочная комиссия не оценивала заявку ОАО "Калужский турбинный завод", сопоставление заявки (первоначальной) ОАО "Калужский турбинный завод" с заявкой (первоначальной и улучшенной) ЗАО "Завод Киров - Энергомаш" не проводила.
Таким образом, не проведя сопоставление заявок ОАО "Калужский турбинный завод" и ЗАО "Завод Киров - Энергомаш", закупочная комиссия не обеспечила объективную оценку и сопоставление заявок участников закупки, чем нарушила порядок проведения запроса предложений в части оценки и сопоставления заявок и порядка определения победителя, установленный п.1.3.11, п.3.5 Документации по проведению запроса предложений, п.8, п.21, п.22 раздела 5 "Информационная карта" Документации по проведению запроса предложений, что привело к нарушению ч.6 ст.3 Закона N 223-ФЗ, а также принципов закупки товаров, работ, услуг, сформулированных в ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ.
Пунктом 5.5. Положения о закупках установлено, что заключение договора по итогам процедуры закупки осуществляется в сроки и в порядке, указанном в документации процедуры закупки. При этом данные сроки и порядок должны не противоречить требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В п.23 раздела 5 "Информационная карта" Документации по проведению запроса предложений установлено, что "срок подписания договора участником, обязанным заключить договор - в течение 10 рабочих дней с даты публикации протокола оценки и сопоставления заявок на официальном сайте.
На официальном сайте информация о подписание договора отсутствует.
ОАО "Калужский турбинный завод" в заседание Комиссии Санкт-петербургского УФАС России представлена для обозрения переписка с ООО "Балтийский завод - Судостроение" по согласованию проекта договора на изготовление, испытания, поставку паротурбинной установки по предмету рассматриваемого запроса предложений, что свидетельствует о незаключении договора в установленные Документацией по проведению запроса предложений сроки.
Таким образом, ООО "Балтийский завод - Судостроение" нарушен порядок заключения договора, установленный п.23 раздела 5 "Информационная карта" Документации по проведению запроса предложений.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ОАО "Калужский турбинный завод" обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии и организатора торгов - ООО "Балтийский завод - Судостроение" нарушение процедуры закупки и порядка заключения договора, выразившееся в
- нарушении порядка размещения информации о закупке (извещение от 17.05.2013 не соответствует Документации по проведению запроса предложений), что является нарушением ч.8 ст.4 Закона N 223-ФЗ;
- нарушении порядка оценки и сопоставления заявок и порядка определения победителя, установленного п.1.3.11, п.3.5 Документации по проведению запроса предложений, п.8, п.21, п.22 раздела 5 "Информационная карта" Документации по проведению запроса предложений, что является нарушением ч.6 ст.3 Закона N 223-ФЗ, а также принципов закупки товаров, работ, услуг, сформулированных в ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ;
- нарушении срока заключения договора, что является нарушением п.23 раздела 5 "Информационная карта" Документации по проведению запроса предложений.
3. Выдать закупочной комиссии и организатору торгов - ООО "Балтийский завод - Судостроение" предписание о совершение действий, направленных на устранение нарушения процедуры закупки и порядка заключения договора, путем аннулирования запроса предложений на право заключения договора на поставку паротурбинной установки (ПТУ) для заказа 05706 проекта 22220 (извещение N31300229693).
Председатель комиссии Яковлев П.В.
Члены комиссии Асташенкова Е.И.
Даниловская Е.С.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
predpisanie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 сентября 2013 г. N Т03-243/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016