Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 18 сентября 2013 г. N Р09-89/13
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Беляев А.Н - руководитель управления; члены Комиссии: Плошкина Н.С. - начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе, Хасиева Е.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе,
рассмотрев дело N Р09-89/13, возбужденное по заявлению физического лица определением N09/11307 от 01.08.2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту размещения ООО "Питертур" в журнале "Отдых от А до Я" N7 (218)/2013 на 11 странице рекламы: "_СВАДЕБНЫЕ ТУРЫ и ЦЕРЕМОНИИ
Мальдивы от 25 т.р. Бали от 30 т.р.
Маврикий от 1 т.р. Вьетнам от 27 т.р.
Доминикана от 20 т.р. Куба от 5 т.р.
Коста-рика от 27 т.р. Мексика от 30 т.р_" (далее - "Свадебные туры и церемонии_Куба от 5т.р."), содержащей признак нарушения требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителей: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе - ООО "Питертур" (ИНН 7840351374, ОГРН 780101001, юридический адрес: 199178, Санкт-Петербург, линия 11-я В.О., д. 14/39, лит.А, пом.10-Н);
в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом, установила:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление физического лица (вх.N10189 от 29.05.2013), относительно недобросовестной рекламы "Свадебные туры и церемонии_Куба от 5т.р.", размещенной ООО "Питертур" в журнале "Отдых от А до Я" N7 (218)/2013 на 11 странице, нарушающей требования Федерального закона от
13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"). К заявлению приложена копия страницы 11 в журнале "Отдых от А до Я" N7 (218)/2013. Аналогичные заявления были переданы в Санкт-Петербургское УФАС Прокуратурой Санкт-Петербурга (вх.N11050 от 11.06.2013) и территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах (вх.N13028 от 08.07.2013) России для рассмотрения по подведомственности,
Согласно информации, содержащейся в заявлении физического лица "_20 мая 2013 года я обратился с письменным заявлением к генеральному директору ООО "Туристическая компания "ПИТЕРТУР" с требованием реализовать мне туристический продукт - Свадебный тур в респ. Куба, в соответствии с информационно-рекламным сообщением, опубликованным на 11-й полосе в N07 (218)/2013 журнала "Отдых от А до Я" от 06 мая 2013 г.
Рекламное сообщение адресовано неопределенному кругу лиц и содержит все условия, из которых усматривается воля ООО "Туристическая компания "ПИТЕРТУР" заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, т.е. обладает признаками публичной оферты.
Поданным на имя генерального директора заявлением, просил также считать меня, мою супругу Денисову Екатерину Юрьевну и моего сына Денисова Владлена Никитича Лицом, совершившим необходимые действия в целях акцепта публичной оферты и в письменном виде уведомить меня о времени и месте получения туристического продукта - Свадебного тура в респ. Куба за указанную в объявлении стоимость - 5(пять) тысяч рублей.
Рекламное сообщение не содержит каких-либо условий получения туристического продукта, следовательно из текста объявления следует, что данный тур будет предоставлен обратившемуся в указанную турфирму - "Питертур". Более того, в объявлении прямо указано, что "Цены указаны с учетом а/б_".
Однако, мое законное требование, в разумный срок не было удовлетворено_".
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение указанной статьи несет рекламодатель.
Согласно документам и материалам, представленным на запросы Санкт-Петербургского УФАС России, установлено следующее:
1. В соответствии со свидетельством о постановке на учет (серия 78 N007980834) организация ООО "Питертур" ОГРН 1069847535086 поставлена на учет 28 сентября 2010 года в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N25 по Санкт-Петербургу и ей присвоен ИНН/КПП 7840351374/781301001.
2. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 30.05.2013 N123877В/2013 генеральным директором ООО "Питертур" (ИНН 7840351374, КПП 780101001, юридический адрес: 199178, Санкт-Петербург, линия 11-я В.О., д. 14/39, литер А, пом.10-Н) является Большакова Юлия Робертовна. Основным видом деятельности, которым занимается общество, является деятельность туристических агентств.
3. На основании договора б/н от 05 декабря 2012 года на рекламу продукции (услуг), заключенного между ООО "Отдых+" (далее Исполнитель) и ООО "Питертур" (далее - рекламодатель) вышеуказанная реклама размещалась в журнале "Отдых от А до Я" N7 (218)/2013 на 11 странице.
Таким образом рекламодателем - лицом, определившим объект рекламирования, является ООО "Питертур".
Определением (от 01.07.2013 N 09/ 9418) Санкт-Петербургским УФАС России возбуждено производство по делу NР09-79/13 по признаку нарушения рекламодателем ООО "Питертур" пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с письменными пояснениями генерального директора ООО "Питертур" Большаковой Ю.Р. "_ предложение "Свадебные туры и церемонии" может включать в себя как раздельно так и совокупности, в зависимости от пожелания покупателя, в том числе, следующие услуги: празднично украшенное место проведения свадьбы, шофер/подружка невесты или свидетеля, букет для невесты или бутаньерку для жениха, услуги персонального свадебного консультанта, изысканный карибский свадебный торт, свадебные фотографии, музыкальный аккомпанемент, макияж для невесты в день свадьбы, проведение свадебной церемонии на пляже и прочее. Стоимость каждой из перечисленных услуг не превышает 5 т.р. окончательная совокупная стоимость турпродукта формируется путем суммирования стоимостей конкретных услуг_".
Согласно устным пояснениям Большаковой Ю.Р., данным в заседании Комиссии 22.08.2013, предложение "_Куба от 5т.р." относится только к церемониям. Однако в рекламе данная информация отсутствует.
22.07.2013 Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России, с учетом письменных и устных пояснения генерального директора ООО "Питертур" Большаковой Ю.Р., определением N09/10592 производство по делу NР09-79/13 по признаку нарушения рекламодателем ООО "Питертур" пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" прекращено.
Определением (от 01.09.2013 N 09/11689) возбуждено производство по делу NР09-89/13 по признаку нарушения рекламодателем ООО "Питертур" части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение указанной статьи несет рекламодатель.
14.08.2013 в Санкт-Петербургское УФАС России поступило ходатайство ООО "Питертур" о переносе срока рассмотрения дела NР09-89/13, назначенного определением N09/11307 от 01.08.2013 к рассмотрению на 27.08.2013 в 10.30 (вхN15713 от 14.08.2013), на более поздний срок, в связи с отсутствием в указанный день генерального директора и юриста общества на территории Российской Федерации.
Определением N 09/12612 от 27.08.2013 данное ходатайство удовлетворено, назначена новая дата рассмотрения дела - 18.09.2013 в 11:00.
18.09.2013 на заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России представитель ООО "Питертур" по доверенности б/н от 17 сентября 2013 г Артамонов Андрей Борисович не представил документов, подтверждающих стоимость рекламируемого обществом туристического продукта, а именно: "Свадебные туры и церемонии_Куба от 5т.р." от 5 (пяти) тысяч рублей с учетом авиабилетов.
Из объяснений, представленных Артамоновым А.Б. в Комиссию следует, что: "_ООО "Питертур" и ранее (при рассмотрении дела NР09-79/13, и сейчас сообщает, что заявитель ни письменно, ни устно, ни каким иным образом, не обращался в ООО "Питертур" с целью приобретения указанной услуги_
_В период с момента выхода журнала "Отдых от А до Я" N7 (218)/2013 по настоящее время в ООО "Питертур" с целью приобретения свадебных туров и церемоний в республику Куба не обращался никто_".
На основании документов и материалов, имеющихся в Санкт-Петербургском УФАС России, установлено, что в рекламе, размещенной обществом в журнале "Отдых от А до Я" N7 (218)/2013, отсутствует существенная для потребителей (неопределенного круга лиц, кому адресована реклама) информация о том, что предложение "Свадебные туры и церемонии_Куба от 5т.р." распространяется только на свадебные церемонии.
Отсутствие указанной информации ведет к искажению заявленного в рекламе предложения, и, как следствие, введению потребителя в заблуждение относительно фактической стоимости предлагаемой услуги.
На основании изложенного, в действиях ООО "Питертур" как рекламодателя, выразившихся в размещении в журнале "Отдых от А до Я" N7 (218)/2013 на 11 странице рекламы "Свадебные туры и церемонии_Куба от 5т.р.", усматривается нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Комиссия, изучив материалы дела, руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
Признать рекламу "Свадебные туры и церемонии_Куба от 5т.р.", размещенную в журнале "Отдых от А до Я" N7 (218)/2013 на 11 странице, ненадлежащей;
Признать в действиях ООО "Питертур как рекламодателя нарушение части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", выразившееся в отсутствии в рекламе части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, что приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы;
Выдать ООО "Питертур предписание о прекращении нарушения, указанного в пункте N 1 настоящего решения;
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объёме 20 сентября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии,
руководителя управления Беляев А.Н.
Члены Комиссии Плошкина Н.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 сентября 2013 г. N Р09-89/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016