Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
N 58 (опубликовано 18 сентября 2013 г.)
Изготовлено в полном объеме: 18 сентября 2013 г. г. Черкесск
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в составе:
Председателя Комиссии - <_>
Членов Комиссии:
- <_> - заместителя руководителя управления,
- <_> - и.о. начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- <_> - старшего специалиста 1 категории отдела контроля госзаказа и рекламы,
рассмотрев дело N 58 по признакам нарушения Закрытым Акционерным Обществом "Тандер" (350072, РФ, г. Краснодар, ул. Солнечная, 15/5) части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), установила:
В целях исполнения поручения Федеральной антимонопольной службы об осуществлении мониторинга и контроля за реализацией положений Федерального закона от 28.12.2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в рамках полномочий, предоставленных антимонопольным органам (статьи 13-16 Закона о торговле), УФАС по КЧР были запрошены у ЗАО "Тандер" договоры поставки продовольственных товаров с целью их проверки на соответствие Закону о торговле.
Целью Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" является обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, как осуществляющих торговую деятельность, так и осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, а также баланса их экономических интересов.
В соответствии с п.8 ст. 2 Закона о торговле торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Следовательно, деятельность ЗАО "Тандер" подпадает под действие Закона о торговле.
Согласно представленной информации ЗАО "Тандер" работает с двумя местными производителями молока и молочной продукции: ООО "Хладокомбинат" (договор N Птгф-14/440/10 от 31.07.2010 г.) и ООО "ФХ "Фирма Сатурн" (договор N ГК-5/2370/09 от 25.05.2009 г.).
Данные договоры поставки составлены на базе типовой формы. Вместе с тем проведенный анализ условий договоров поставки со всеми приложениями, дополнительных соглашений, протоколов разногласий, являющихся неотъемлемой частью договоров поставки, показал, что в договорах, заключенных ЗАО "Тандер" с поставщиками одной товарной группы (молоко и молочная продукция) содержатся неравные условия, которые носят дискриминационный характер.
Исходя из принятых толкований "товарная группа" - это совокупность товаров, объединенных некими общими признаками: видом, способом производства, функциональным назначением, потребительскими свойствами и характеристиками. Например, "колбасные изделия", "молочные продукты", "хлебобулочные изделия" и т.д. В одну товарную группу включаются основные товары и товары-заменители; каждый товар может принадлежать только к одной товарной группе.
Из представленных договоров, заключенных ЗАО "Тандер" с ООО "Хладокомбинат" и ООО "ФХ "Фирма Сатурн", следует, что в договорах поставки содержатся условия, противоречащие антимонопольным правилам и требованиям, установленным частью 1 статьи 13 Закона о торговле. В договорах установлены дискриминационные условия поставки одной товарной группы продовольственных товаров молока и молочной продукции, по которым хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение. Дискриминация выражается в том, что установлены разные размеры штрафных санкций за ненадлежащее исполнение одних и тех же обязательств по договору поставки. Данный факт явился основанием для возбуждения в отношении ЗАО "Тандер" настоящего дела.
Комиссией установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 4 Приложения N 6 к договору поставки с ООО Хладокомбинат" установлено: в случае поставки товаров ненадлежащего качества поставщик обязуется уплатить покупателю штраф в размере 5% от стоимости партии товара, в которой выявлены указанные нарушения.
В отношении ООО "ФХ "Фирма Сатурн" за нарушение данных обязательств по договору предусмотрен, штраф в размере 5% от стоимости партии товара, в которой выявлены нарушения - за первое нарушение, за каждое последующее нарушение размер штрафа увеличивается на 5%.
2. Пунктом 7 Приложения N 6 к договору поставки с ООО "Хладокомбинат" установлено: в случае недопоставки, не поставки, поставки товара в количестве, превышающем согласованное сторонами в заказе на поставку партии товара, а также в случае нарушения Поставщиком условия о согласованном ассортименте, комплектности товаров более чем на 15% при поставке, по требованию Покупателя уплачивается штраф в размере 5% от стоимости подлежащей поставке партии товара.
В отношении ООО "ФХ "Фирма Сатурн" за нарушение данных обязательств по договору предусмотрен штраф в размере 15% от стоимости подлежащей поставке партии товара, т.е. в три раза больше.
3. В пункте 8 Приложения N 6 к договору в отношении ООО "Хладокомбинат" установлено: в случае поставки Покупателю товара по несогласованным ценам, Покупатель вправе предъявить Поставщику претензию на сумму отклонений от согласованных сторонами цен. Покупатель также вправе потребовать от Поставщика уплатить штраф в размере 15% от суммы отклонений от согласованных цен.
В отношении ООО "ФХ "Фирма Сатурн", за нарушение данных обязательств по договору предусмотрен штраф в размере 30% от суммы отклонений от согласованных цен, т.е. в два раза больше.
4. В соответствии с пунктом 11 Приложения N 6 к договору в отношении ООО "Хладокомбинат" установлено: за нарушение Поставщиком сроков оплаты согласованных сторонами премий на срок более 30 (тридцати) календарных дней Поставщик уплачивает Покупателю неустойку 0,1% от размера суммы премии, подлежащей выплате за каждый день просрочки.
В отношении ООО "ФХ "Фирма Сатурн" за нарушение данных обязательств по договору предусмотрен штраф 5% от размера суммы премии, подлежащей выплате.
Т.е. при просрочке оплаты на 1 день ООО "ФХ "Фирма Сатурн" обязано будет уплатить штраф 5 %, а ООО "Хладокомбинат" при просрочке на 31 день - пени в размере 0,1 %.
5. Пунктом 13 Приложения N 6 для ООО "ФХ "Фирма Сатурн" установлено: при реорганизации, а также при смене полного фирменного наименования поставщика в течение срока действия договора, Поставщик (или юридическое лицо, являющееся правопреемником поставщика) оплачивает расходы Покупателя по переоформлению настоящего договора в размере 30 000 (тридцати) тысяч рублей за каждое такое изменение.
В отношении ООО "Хладокомбинат", данный пункт не предусмотрен, следовательно, данных расходов оно не несет.
При этом ЗАО "Тандер" не обосновало расходы, которые оно должно понести в связи с переоформлением договора и их стоимость.
6. Кроме того, дополнительными соглашениями к договорам поставки установлены разные размеры вознаграждения, выплачиваемого в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров в пользу торговой сети, что свидетельствует об установлении торговой сетью неравных условий для поставщиков одной товарной группы. Более того, для данных поставщиков установлены и разные объемы, за достижение которых выплачивается вознаграждение.
В дополнительном соглашении N 8 от 01.10.2012 г. к договору поставки с ООО "Хладокомбинат" установлено, что за достижение объема закупок в размере 100 000 (тысяч) рублей при поставке товара в распределительные центры ЗАО "Тандер" величина премии составляет 6% от товарооборота за отчетный период; при поставке товара в Гипермаркеты "Магнит" величина премии составляет 6% от товарооборота за отчетный период; при поставке товара в магазины ЗАО "Тандер" величина премии составляет 0%.
Согласно дополнительному соглашению N 15 от 01.08.2011 г. к договору поставки с ООО "ФХ "Фирма Сатурн" установлено, что за достижение объема закупок в размере 2 000 000 (миллионов) рублей при поставке товара в распределительные центры ЗАО "Тандер" величина премии составляет 10% от товарооборота за отчетный период; при поставке товара в Гипермаркеты "Магнит" величина премии составляет 2% по определенным позициям и 3% по остальной продукции; при поставке товара в магазины ЗАО "Тандер" величина премии составляет 2% по определенным позициям и 3% по остальным позициям.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона о торговле соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого покупателю в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров.
В отношении данных поставщиков при поставке товара в распределительные центры ЗАО "Тандер" и в Гипермаркеты "Магнит" предусмотрены разные проценты выплат вознаграждения, при этом хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение по сравнению друг с другом. Комиссия учла тот факт, что выплата вознаграждения в пользу ЗАО "Тандер" не превышает 10%, и потому не усмотрела в этой части нарушения.
Однако Комиссия установила дискриминационные условия по выплате вознаграждения при поставке товаров в магазины ЗАО "Тандер", где ООО "Хладокомбинат" вообще не выплачивает премии в виде вознаграждения за достижение определенных объемов продаж в пользу торговой сети, в то время как ООО "ФХ "Фирма Сатурн" выплачивает премию в размере 2% и 3% от товарооборота за отчетный период.
В настоящее время на территории Карачаево-Черкесской Республики действует двадцать четыре магазина торговой сети ЗАО "Тандер", в том числе один Гипермаркет "Магнит". Следовательно, ООО "ФХ "Фирма Сатурн" в отличие от ООО "Хладокомбинат" при поставке товаров в 23 магазина "Магнит" кроме транспортных расходов несет еще и дополнительные экономические затраты в виде выплаты премии в пользу торговой сети ЗАО "Тандер".
Таким образом, ЗАО "Тандер" установило неравные условия для поставщиков, предоставив преимущества ООО "Хладокомбинат" по сравнению с условиями для ООО "ФХ "Фирма Сатурн.
В соответствии с п. 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов. Норма пункта 1 статьи 1 статьи 13 Закона о торговле содержит общий запрет на создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, дискриминационных условий. Соответственно, ЗАО "Тандер" обязано учитывать и соблюдать требования Закона о торговле. Из текста данной статьи следует, что перечни дискриминационных условий не являются исчерпывающими, то есть данный перечень является открытым.
Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) дискриминационными условиями признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. То есть применительно к отношениям "покупатель - поставщик" дискриминационными условиями можно считать любые условия приобретения (продажи) товара, при которых хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение относительно друг друга.
Из данного определения следует, что базовыми квалифицирующими признаками дискриминации являются наличие специального субъектного состава, т. е. как минимум трех участников правоотношения: первый субъект - тот, кто дискриминирует, второй субъект - тот, по сравнению с кем дискриминируют третьего субъекта; третий субъект - тот, кого дискриминируют. Неравное положение второго и третьего субъектов, возникшее в результате действий первого субъекта - это основной признак дискриминации.
Ссылка ЗАО "Тандер на то, что договор с ООО "ФХ "Фирма Сатурн" заключен до, а с ООО "Хладокомбинат" - после вступления в силу Закона о торговле, поэтому согласованы разные условия договоров противоречит нормам Закона о торговле, т.к. в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о торговле условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу (01.02.2010 г.), должны быть приведены в соответствие с требованиями данного Закона в течение 180 дней со дня его вступления в законную силу (т.е. до 01.08.2010 г.).
Однако, как показал анализ представленных ЗАО "Тандер" договоров поставки, в 2013 году продолжает действовать договор поставки N ГК-5/2370/09 от 25.05.2009 г заключенный с ООО "ФХ "Фирма Сатурн", содержащий вышеизложенные нарушения.
Выслушав объяснения участвующих в деле представителей ответчика, а также представленные письменные пояснения по делу, изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, Комиссия УФАС по КЧР пришла к выводу, что ЗАО "Тандер" установило хозяйствующим субъектам неравные условия: разные размеры штрафных санкций за ненадлежащее исполнение одних и тех же обязательств, а также неравные условия по выплате вознаграждения при поставке товаров в магазины ЗАО "Тандер". Тем самым нарушены нормы ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которой хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, запрещается создавать дискриминационные условия.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и статьей 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", решила:
1. Признать ЗАО "Тандер", нарушившим часть 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
2. Выдать ЗАО "Тандер" предписание о прекращении нарушения Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации:
- принять меры по внесению изменений в пункты 4, 7, 8, 11, 13 Приложения N 6 к договорам поставки ООО "Хладокомбинат" (договор N Птгф-14/440/10 от 31.07.2010 г.) и ООО "ФХ "Фирма Сатурн" (договор N ГК-5/2370/09 от 25.05.2009 г.), предложив равные условия для поставщиков молока и молочной продукции.
- принять меры по внесению изменений в дополнительное соглашение N 8 к договору N Птгф-14/440/10 от 31.07.2010 г. с ООО "Хладокомбинат" и в дополнительное соглашение N 15 к договору N ГК-5/2370/09 от 25.05.2009 г. с ООО "ФХ "Фирма Сатурн", предложив равные условия по выплате премии в пользу торговой сети за достижение определенного объема закупок.
3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия N 58 (опубликовано 18 сентября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016