Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 19 сентября 2013 г. N 13-04/13
Резолютивная часть решения оглашена "10" сентября 2013 года
В полном объеме решение изготовлено "19" сентября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Председателя Комиссии: |
- Семёновой Елены Григорьевны - заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- Расторгуевой Юлии Михайловны - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - Никитина Павла Александровича - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
в присутствии представителей ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" <> и <> (доверенность от 12.08.2013 N 10), представителя ООО "Магнитогорская энергетическая компания" <> (доверенность от 10.01.2013 N 38),
рассмотрев дело N 13-04/13 по признакам нарушения ООО "Декор - М" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Челябинское УФАС России рассмотрело заявление (от 28.03.2013 вх. N 3191) ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" на действия ООО "Декор - М", выразившиеся в неправомерном препятствовании перетоку электроэнергии.
Исходя из представленных документов и информации установлено следующее.
16.03.2008 ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" и собственником электросетевого оборудования (КТП - 180 кВА) ОАО "Магнитогорскагропромснаб" составлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, согласно которому энергопринимающие оборудование ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" подключено к электросетевому оборудованию ОАО "Магнитогорскагропромснаб" (КТП - 180 кВА).
23.09.2008 между ОАО "Магнитогорскагропромснаб" и ООО "Декор-М" заключен договор купли-продажи КТП - 180 кВА.
16.10.2008 между ООО "Магнитогорская энергетическая компания" и ООО "Магнитогорскагроспецмонтаж" заключен договор энергоснабжения N 4368.
Согласно пояснениям ООО "Магнитогорская энергетическая компания" ООО "Декор - М" не является сетевой организацией.
01.01.2009 между ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" и ООО "Декор - М" заключен договор на техническое обслуживание электрооборудования, в соответствии с которым ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" поручает ООО "Декор - М" выполнять работы по техническому обслуживанию электрооборудования КТП - 180 кВА. Оплата за обслуживание производится на основании счета-фактуры, предъявленного ООО "Декор - М" ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж". Сумма оплаты на момент заключения договора составляет 1376 рублей 65 копеек, в том числе НДС 210 рублей, в месяц. Срок действия договора до 31.12.2009. Дополнительным соглашением к указанному договору срок действия договора продлен до 31.12.2010, а также включено условие о пролонгации срока действия договора.
16.11.2012 ООО "Декор - М" в адрес ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" было направлено предложение к заключению соглашения о предоставлении права подключения к электрооборудованию и совместном его содержании.
При этом, по условиям соглашения на ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" возлагается обязанность по частичной компенсации потерь электроэнергии при ее подаче, эквивалентной сумме в 3000 рублей ежемесячно, а также обязанность по участию в расходах на текущий, капитальный ремонт электрооборудования, используемого сторонами, и/или замене электроустановок, приборов по требованию гарантирующего поставщика. В случае отказа от подписания ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" соглашения о предоставлении права подключения к электрооборудованию и совместном его содержании ООО "Декор - М", пользуясь правами собственника, будет вынуждено воспользоваться правом на ограничение к доступу электроэнергии ввиду отсутствия правовых оснований для подключения к трансформаторной подстанции.
11.12.2012 представителями ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" составлен акт об отключении электроэнергии на предприятии ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж".
17.12.2012 гарантирующим поставщиком ООО "Магнитогорская энергетическая компания" направлено письмо в адрес ООО "Декор - М" с требованием восстановить электроснабжение добросовестного потребителя ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж".
11.01.2013 гарантирующим поставщиком ООО "Магнитогорская энергетическая компания" составлен акт об отсутствии энергоснабжения на предприятии ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж".
Приказом Челябинского УФАС России от 17.06.2013 N 182 возбуждено дело в отношении ООО "Декор - М" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861), выразившегося во взимании платы за переток электрической энергии, а также неправомерном препятствовании перетоку электроэнергии.
На заседаниях Комиссии 13.08.2013 и 10.09.2013 представители ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" <> и <> (доверенность от 12.08.2013 N 10) поддержали свои доводы, указанные в письме от 28.03.2013 вх. N 3191, и пояснили следующее.
ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" является потребителем электрической энергии в соответствии с договором энергоснабжения от 16.10.2008 N 4368, заключенным с гарантирующим поставщиком ООО "Магнитогорская энергетическая компания" (далее - ООО "МЭК").
Электроснабжение ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" осуществляется через КТП -180 кВА, принадлежащую ООО "Декор - М".
Ранее собственником КТП-180 кВА являлось ОАО "Магнитогорскагропромснаб".
Начиная с 2009 года ООО "Декор-М" препятствует в получении электроэнергии, мотивируя это тем, что ему как собственнику необходимо компенсировать затраты на техническое обслуживание КТП-180 кВА, а также компенсировать потери электроэнергии при ее подаче эквивалентно сумме 3000 рублей ежемесячно.
01.01.2009 между ООО "Декор-М" и ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" был заключен договор N 01-02-09 на техническое обслуживание электрооборудования. Оплата по договору составляла 1376 рублей 65 копеек. ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" оплачивало указанную сумму до октября 2012 года. По своей природе данные платежи являются платой за переток электроэнергии.
В декабре 2012 года ООО "Декор-М" сообщило, что не намерено продлевать действие договора от 01.01.2009 N 01-02-09, и, как последствие, об отсутствии у ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" правовых оснований на присоединение и использование электрооборудования (КТП-180 кВА). Предложили заключить договор о преставлении права подключения к электрооборудованию.
После того, как ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" отказалось заключать предложенный договор, ООО "Декор-М" 10.12.2012 произвело отключение ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" от электрооборудования.
Вследствие отключения электроэнергии ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" не выполнило договор с Администрацией Приморского сельского поселения на изготовление металлического забора на сумму 79569 рублей.
Электроснабжение до настоящего времени не возобновлено, мирное урегулирование возникшей ситуации не привело к восстановлению нарушенных прав ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж", требования ООО "МЭК" о незамедлительном подключении ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" к электрооборудованию не исполнены и не приняты во внимание.
В силу технологических особенностей ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" не имеет иной технической возможности обеспечить электроснабжением свои объекты, минуя электросетевое оборудование, принадлежащее ООО "Декор-М".
На заседаниях Комиссии 13.08.2013 и 10.09.2013 представитель ООО "МЭК" <> (доверенность от 10.01.2013 N 38) поддержал доводы, указанные в письме от 21.05.2012 вх. N 5561, и пояснил следующее.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства N 861 от 27.12.2004 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Неотъемлемой частью договора электроснабжения от 16.10.2008 N 4368, заключенного между ООО "МЭК" и ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж", является акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 16.03.2004, который подписан ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" и ОАО "Магнитогорсагропромснаб".
Указанный документ подтверждает наличие надлежащего технологического присоединение объекта ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" к электрическим сетям ООО "Декор-М".
В соответствии со статьей 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
При наличии надлежащего технологического присоединения к своим электрическим сетям ООО "Декор-М" в отношении присоединеннного потребителя обязано руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, а также Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. Указанные нормативные правовые акты содержат исчерпывающий перечень оснований для отключения присоединенных потребителей и порядок производства таких отключений и не содержит такого основания, как отсутствие договорных отношений по совместному содержанию электрических сетей.
Законный представитель ООО "Декор-М", извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела N 13-04/13, на заседания Комиссии 13.08.2013 и 10.09.2013 не явился, представителя не направил. Письмом от 05.09.2013 вх. N 10744 представлены следующие пояснения ООО "Декор-М".
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Организация учета электроэнергии - одно из основных требований к потребителям. Однако, ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" не организовало надлежащий учет получаемой энергии, так как согласно актам, составленным ООО "МЭК", рубильник 0,4 кВ, питающий мастерскую ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж", отключен в связи с тем, что лопнули изоляторы рубильника, установлены нестандартные предохранители "пучки" из медных проводов. Подобные самовольные изменения в системе электроснабжения, производимые ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж", препятствуют надлежащему учету поступающей энергии. Такие изменения создают угрозу жизни и здоровью людей, а также общественным интересам. При этом ООО "Декор-М" никаких действий, направленных на ограничение перетока энергии, не производило. Согласно представленным Актам ООО "Декор-М" выполняет все предписания о ремонте и содержании электросетевого хозяйства, поступающие от гарантирующего поставщика ООО "МЭК". Направленное в адрес ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" предложение к заключению договора направлено не на взимание платы за подключение, а на урегулирование отношений по совместному содержанию и ремонту электросетевого хозяйства, которым также пользуется заявитель. Вместе с тем, ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" отказывается нести совместные с ООО "Декор-М" расходы на ремонт устройств, необходимых для передачи электроэнергии.
В настоящее время никаких договорных отношений между ООО "Декор-М" и ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" в настоящее время нет. Более того, считают, что ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" злоупотребляет своими правами, поскольку уклоняется от заключения договора с ООО "Декор-М". Предложение к заключению договора было направлено ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" в ноябре 2012 года. Однако, никаких действий, направленных на заключение договора и согласование его условий, со стороны ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" не последовало.
ООО "Декор-М" готово представить ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" услуги по передаче электроэнергии с одновременным регулированием отношений в рамках договора. В настоящий момент ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" от заключения договора и согласования его отказывается.
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводам о нарушении ООО "Декор-М" пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) по следующим основаниям.
1. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.
Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
ООО "Декор-М" является лицом, через объекты электросетевого хозяйства которого опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж".
Материалами дела установлено и не отрицается лицами участвующими в деле, что ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" и ООО "Декор - М" 01.01.2009 заключен договор на техническое обслуживание электрооборудования. Указанный договор действовал до 16.11.2012.
16.11.2012 ООО "Декор - М" в адрес ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" было направлено предложение к заключению соглашения о предоставлении права подключения к электрооборудованию и совместном его содержании.
При этом, по условиям соглашения на ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" возлагается обязанность по частичной компенсации потерь электроэнергии при ее подаче, эквивалентной сумме в 3000 рублей ежемесячно, а также обязанность по участию в расходах на текущий, капитальный ремонт электрооборудования, используемого сторонами, и/или замене электроустановок, приборов по требованию гарантирующего поставщика.
В случае отказа от подписания ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" соглашения о предоставлении права подключения к электрооборудованию и совместном его содержании ООО "Декор - М", пользуясь правами собственника, будет вынуждено воспользоваться правом на ограничение к доступу электроэнергии ввиду отсутствия правовых оснований для подключения к трансформаторной подстанции.
Исходя из содержания данного договора, прав и обязанностей сторон, Комиссия приходит к выводу, что оно регулирует отношения сторон, связанные с обеспечением ООО "Декор - М" перетока (передачи) электроэнергии для ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж".
При этом, Челябинское УФАС России не принимает довод ООО "Декор - М" о том, что целью заключения указанного договора, а также предложенного соглашения является компенсация расходов последнего по обеспечению нормального функционирования и финансовой гарантии деятельности КТП - 180 кВА, а также компенсации расходов на оплату потерь, возникающих в данном оборудовании, так как, стоимость расходов, связанных с поддержанием работоспособности КТП - 180 кВА, а также оплата потерь, не может быть заранее определена в фиксированной сумме (1376,65 рублей по договору, 3000 рублей по соглашению), а должна быть документально подтверждена в каждом конкретном случае.
К тому же размер потерь электрической энергии, возникающих в электрооборудовании учтены в договорах энергоснабжения, заключенных ООО "МЭК" с ООО "Декор-М" и ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж".
Корректировка объем потребленной электроэнергии с учетом потерь, возникающих в электрооборудовании, а также расчет данных потерь, является правом гарантирующего поставщика и сетевой организации. Перераспределение потерь между двумя потребителями, тем более компенсация оплаты потерь, возникающих в границах владельца сетей, хозяйствующим субъектом, подключенным к данному оборудованию, действующим законодательством не предусмотрены.
При этом, Челябинское УФАС России не оспаривает право ООО "Декор-М" на получение компенсации понесённых им расходов в связи с перетоком электроэнергии через свои объекты электросетевого хозяйства.
В соответствии с Законом "О естественных монополиях" и принятым в его исполнение постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление N 109) тарифы на услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному регулированию.
Пунктами 65, 71 Постановления N 109 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предоставлено право на установление тарифов для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта РФ.
Согласно Положению о Государственном комитете "Единый тарифный орган Челябинской области", утв. постановлением Губернатора Челябинской области от 01.10.2004 N 477, ЕТО осуществляет на территории Челябинской области государственное регулирование цен (тарифов), в том числе устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
Пунктом 6 ПНД предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения данных правил, предусмотренные для сетевых организаций. Потребители услуг, опосредованно присоединённые к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
ООО "Декор-М" не имеет установленного Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии в 2009 - 2013 годах, следовательно, не имел законных оснований на взимание с ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" оплаты за передачу (переток) электроэнергии в рамках заключенного с ним договора.
На основании изложенного и с учетом положений статьи 41.1. о сроке давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Закона "О защите конкуренции" Комиссия квалифицирует действия ООО "Декор-М", выразившиеся во взимании платы с ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" за переток электрической энергии в период с 10.09.2010 по 17.10.2012, в соответствии с заключенным договором от 01.01.2009, нарушением пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
3. 11.12.2012 представителями ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" составлен акт об отключении электроэнергии на предприятии ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж".
17.12.2012 гарантирующим поставщиком ООО "Магнитогорская энергетическая компания" направлено письмо в адрес ООО "Декор - М" с требованием восстановить электроснабжение добросовестного потребителя ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж".
11.01.2013 гарантирующим поставщиком ООО "Магнитогорская энергетическая компания" составлен акт об отсутствии энергоснабжения на предприятии ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж".
ООО "Декор-М" не отрицает факт отсутствия энергоснабжения на питающих линиях ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж". Причинами ограничения энергоснабжения ООО "Декор-М" называет отказ ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" от подписания соглашения, то есть отсутствие урегулирования отношений по совместному содержанию и ремонту электросетевого хозяйства, а также по причине аварии ненадлежащего электрооборудования, установленного в КТП - 180 кВА.
Данные доводы не принимаются Комиссией по следующим основаниям.
Основания и порядок ограничения электрической энергии на розничном рынке регулируется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Согласно пункту 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));
б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;
возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);
выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;
невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;
в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;
г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;
е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;
ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;
з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;
и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;
к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.
Инициатором введения ограничения энергоснабжения является сетевая организация и гарантирующий поставщик, владелец сетей не обладает такими полномочиями.
В акте от 02.09.2013, составленном представителем гарантирующего поставщика ООО "МЭК" по результатам обследования КТП - 180 кВА, указано: "Рубильник 0,4 кВ, питающий мастерскую ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж", отключен, изоляторы рубильника лопнуты (трещины), установлены нестандартные предохранители - "жучки" из медных проводов".
Данное обстоятельство было установлено по прошествии длительного срока с момента введения ограничения энергоснабжения ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж". На данные технические неисправности не было указано в ходе переписки ООО "МЭК" и ООО "Декор-М" о введении ограничения ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж". К тому же в акте не делается вывод о причинно-следственной связи между указанными неисправностями и отсутствием энергоснабжения на объектах ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж".
Учитывая, что неисправности обнаружены в оборудовании ООО "Декор-М", то согласно статье 210 ГК РФ, последнее должно самостоятельно привести в надлежащее состояние свое имущество.
В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, соглашение о перераспределении части присоединенной мощности заключается в случае первичного технологического присоединения объектов заявителя к электросетевому оборудованию владельцев сетей.
В данной ситуации ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" было надлежащим образом подключено к электросетевому оборудованию ООО "Декор-М", что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Обстоятельства, указанные ООО "Декор-М" в качестве причин введения ограничения, не могут служить правовым обоснованием введения ограничения энергоснабжения добросовестного потребителя электроэнергии ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж".
Таким образом, ООО "Декор - М" не имеет правовых оснований для требования заключить соглашение, которое по своей сути является платой за переток электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства, под угрозой введения ограничения энергоснабжения в случае неподписания соглашения, что является нарушением
Учитывая, что ВАС России в постановлении Президиума от 20.11.2012 N ВАС-2513/12 указал, что "осуществление перетока электроэнергии не является естественно-монопольным видом деятельности, влекущим признание доминирующего положения хозяйствующего субъекта в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, то невыполнение запрета на воспрепятствование перетоку электроэнергии, предусмотренного нормами Правил недискриминационного доступа, не может повлечь квалификацию действий по статье 10 Закона о защите конкуренции, в силу чего производство по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует прекратить.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861), Комиссия решила:
1. Признать действия ООО "Декор-М", выразившиеся во взимании платы с ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" за переток электрической энергии в период с 10.09.2010 по 17.10.2012 в соответствии с заключенным договором от 01.01.2009, нарушением пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861);
2. Признать действия ООО "Декор-М", выразившиеся в требовании заключить соглашение, под угрозой введения ограничения энергоснабжения в случае его неподписания, нарушением пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861);
3. Признать действия ООО "Декор-М", выразившиеся во введении ограничения энергоснабжения ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" 11.12.2012, нарушением пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861);
4. В связи с тем, что договор от 01.01.2009 N 01-02-09, заключенный между ООО "Декор-М" и ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж", прекратил свое действие, а следовательно, прекратилось взимание платы с ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" за переток электрической энергии, предписание ООО "Декор-М" о прекращении нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) не выдавать в этой части;
5. Выдать ООО "Декор-М" предписание о прекращении нарушений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
6. Производство по делу N 13-04/13 о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
7. Рекомендовать ООО "Декор-М", в случае намерения осуществлять услуги по передаче электрической энергии, представить в ГК "ЕТО Челябинской области" материалы для расчета экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии;
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии:
Ю.М. Расторгуева
П.А. Никитин
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 6
10 сентября 2013 года г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Председателя Комиссии: |
- Семёновой Елены Григорьевны - заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- Расторгуевой Юлии Михайловны - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - Никитина Павла Александровича - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 10 сентября 2013 года по делу N 13-04/13 о нарушении ООО "Декор - М" (455049, Челябинская обл., г. Магнитогорск, Сиреневый пр, 30, А) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861), предписывает:
ООО "Декор-М" в течение семи дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) выразившееся в:
- в требовании заключить соглашение, под угрозой введения ограничения энергоснабжения в случае его неподписания;
- во введении ограничения энергоснабжения ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" 11.12.2012;
2. ООО "Декор-М" в течение семи дней с момента получения настоящего предписания прекратить требование заключить ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж" соглашение, под угрозой введения ограничения энергоснабжения в случае его неподписания.
3. ООО "Декор-М" в течение семи дней с момента получения настоящего предписания восстановить электроснабжение ЗАО "Магнитогорскагроспецмонтаж".
4. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней с момента его исполнения (с приложением подтверждающих документов).
Председатель Комиссии |
Е.Г. Семенова
|
Члены Комиссии |
Ю.М. Расторгуева
П.А. Никитин |
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 сентября 2013 г. N 13-04/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016