Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 20 сентября 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
при участии:
представителя специализированной организации - общества с ограниченной ответственностью "Специализированная организация по размещению заказа "Тендер" (далее - ООО "СОРЗ "Тендер", Специализированная организация) <_>
представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Комплекс-сервис" (далее - ООО "Комплекс-сервис", Общество, Заявитель) <_>
от заказчика - администрации Южского муниципального района (далее - Заказчик) представители на заседание Комиссии Ивановского УФАС России не явились (доказательство надлежащего уведомления письмо N 07-06/2940 от 11.09.2013), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 09.09.2013 поступила жалоба ООО "Комплекс-сервис" на действия аукционной комиссии Специализированной организации - ООО "СОРЗ "Тендер"" при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта "Рекультивация Южской городской свалки" (далее - размещение муниципального заказа).
Заявитель считает, что в ходе размещения муниципального заказа, при отклонении его аукционной заявки от участия в открытом аукционе в электронной форме, аукционной комиссией Специализированной организации были нарушены нормы Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и, как следствие, права и законные интересы ООО "Комплекс-сервис".
Как следует из жалобы Общества, причина отказа в допуске первой части заявки ООО "Комплекс-сервис" по основанию: "отсутствие конкретных показателей по ряду товаров (щебень из природного камня для строительных работ и песок для строительных работ средний)" необоснованна по следующим причинам.
Из норм Федерального Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" следует, что действующее российское законодательство разделяет понятия товар и материалы.
Под материалами понимают различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость выполненных работ.
Определение товара раскрыто в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2013 N 135 ФЗ "О защите конкуренции" - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Щебень из природного камня для строительных работ, а так же песок для строительных работ средний являются материалами, должны быть использованы непосредственно в ходе выполнения работ, а равно они не передаются заказчику, как отдельный объект гражданского права. В документации об открытом аукционе в электронной форме отдельного указания на то, что щебень и песок должны быть поставлены заказчику отдельно, как товар отсутствует.
Представитель специализированной организации <_> на заседании Комиссии Ивановского УФАС России пояснила, что не согласна с доводами Заявителя, так как нарушений при размещении муниципального заказа допущено не было.
В порядке, установленном статьей 41.9 Закона о размещении заказов, аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме и приняла решение отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа с порядковым номером заявки 1 - ООО "Комплекс-сервис" за несоответствие первой части заявки данного участника требованиям предусмотренным частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов (п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов), требованиям п. 3.2.1 РАЗДЕЛА I.1 "Общие условия проведения открытого аукциона в электронной форме" и п. 21 РАЗДЕЛА I.2 "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме: отсутствуют конкретные показатели по ряду товаров (щебень из природного камня для строительных работ и песок для строительных работ средний), предусмотренные документацией об открытом аукционе в электронной форме (п. 3.3.9 раздела I.1. "Общие условия проведения открытого аукциона в электронной форме" (Приложение к аукционной документации - Ведомость материалов (товаров)).
Кроме этого, Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" на который ссылается Заявитель утратил силу с 01.01.2013 в связи с принятием Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ, а приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" в своем тексте не соотносит категории товаров и материалов.
Действующее законодательство не содержит определения понятия "материал", поэтому утверждать о законодательном разделении категорий "товар" и "материал" невозможно.
Из письменных разъяснений Заказчика - Администрации Южского муниципального района (письмо N 1985 от 12.09.2013) следует что, Заказчик поддерживает позицию ООО "СОРЗ "Тендер" и полагает, что открытой аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта был проведен Специализированной организацией в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
13 августа 2013 года на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение N 0133300019213000008 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта "Рекультивация Южской городской свалки".
В соответствии с частью 1 статьи 41.6. Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На основании данной нормы закона Заказчик установил различные требования к техническим, функциональным, качественным и другим характеристикам предполагаемых к использованию при выполнении работ товаров.
Согласно п. 3.3.9. раздела I.1 "Общие условия проведения открытого аукциона в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме, технические характеристики используемых товаров (материалов) и требуемые технические показатели содержатся в Ведомости материалов (товаров) - приложение к аукционной документации.
Из анализа технического задания следует, что в целях исполнения муниципального контракта на выполнение работ по рекультивации Южской городской свалки, Заказчиком установлены требования к материалам (товарам) указанные в приложении к аукционной документации - Ведомости материалов (товаров), которая содержит две позиции, а именно: щебень из природного камня для строительных работ и песок для строительных работ средний. Для указанных материалов (товаров) установлен ряд характеристик и показателей, с учетом которых участник размещения заказа должен был составить первую часть заявки на участие в данном открытом аукционе в электронной форме.
В Ведомости материалов (товаров) документации об открытом аукционе в электронной форме содержится следующая информация:
N п/п |
Наименование материала (товара) |
Требуемые технические характеристики |
1 |
Щебень из природного камня для строительных работ
|
Щебень из осадочных (вторичных) горных пород. Марка по дробимости щебня: 600 и более. Фракция, мм: 40-70. Марка по истираемости: И1-И2, Марка по морозостойкости: Р100-Р150, Группа щебня: не ниже 3. Содержание зерен слабых пород, % по массе: не более 10, Потеря массы при испытании щебня на истираемость, %: до 35. Потеря массы при испытании щебня в сухом (насыщенном водой) состоянии, %: до 19 (до 20). Потеря массы после испытания замораживание и оттаиванием, %: не более 5 при числе циклов не менее 100. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе: до 25. Полные остатки на контрольный ситах при рассеве щебня, % по массе: D: до 10; d: от 90 до 100; 1,25D: до 0,5; 0,5 (d+D): от 30 до 60, Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе: не более 2. Содержание глины в комках, % по массе: не более 0,25 |
2 |
Песок для строительных работ средний |
Мк: св.2,0 до 2,5. Группа песка: I/II. Полный остаток на сите N 063, % по массе: от 30 до 45. Содержание зерен, % по массе: - крупностью св.10 мм: не более 5; - крупностью св. 5 мм: не более 15; - крупностью менее 0,16 мм: не более 15. Содержание пылевидных и глинистых частиц (глины в комках) должно быть не более 3 (0,5) % по массе. Допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, не должно превышать следующих значений: - аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 ммоль/л; - сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - не более 4% по массе; - слюда - не более 2% по массе; - галлоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,15% по массе; - уголь - не более 1% по массе; - органические примеси (гумусовые кислоты) - не менее количества, придающего раствору гидроксида натрия (колориметрическая проба) окраску, соответствующую цвету или темнее этого цвета.
|
Технические характеристики материалов (товаров), предлагаемых для использования при выполнении работ, являются неотъемлемой частью аукционной документации, и их согласование будет непременным условием заключения контракта, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 41.12 Закона о размещении заказов, заказчик направляет оператору электронной площадки, проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
Статьей 2 Закона о размещении заказов установлено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Таким образом, следует безусловный вывод о том, что при выполнении работ и при их сдаче заказчик приобретает право собственности на используемые материалы и в силу ст. 209 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащих ему материалов - имущества.
Имущество (материалы) является объектом гражданских прав. Таким образом, с учетом любых понятий товара, данных в законодательстве РФ, материалы являются товаром.
Из анализа норм Гражданского кодекса Российской Федерации (в отсутствие прямого урегулирования в Законе о размещении заказов понятия товар) следует, что материал является товаром, используемым при выполнении работ, в том числе строительных.
Комиссией Ивановского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено, что ссылка Заявителя на приказ Минфина РФ N 148н, а также выводы, основанные на нем, и приведенные в обоснование доводов жалобы, не может быть принята Комиссией во внимание, т.к. данный приказ утратил силу с 1 января 2011 года, в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, в котором нет определений понятий товаров и материалов.
В соответствии со ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения, касающиеся, в том числе, требований к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и б статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Аукционная документация в п. 3.2.1 подраздела 3 "Подготовка заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме" содержит требования к первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, в том числе:
а) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, в том числе означающее согласие на использование в процессе выполнения работ товаров, товарные знаки которых содержатся в аукционной документации, или согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, а также указание на товарный знак предлагаемого для использования в процессе выполнения работ товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в аукционной документации, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в аукционной документации, при условии содержания в аукционной документации указания на товарный знак (его словесное обозначение) используемого товара;
б) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования в процессе выполнения работ товара при условии отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак (его словесное обозначение) используемого товара.
В п. 21 раздела I.2 "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме так же дополнительно установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе - первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, а так же конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
При подаче заявки для участия в открытом аукционе в электронной форме, участником размещения заказа, получившим аккредитацию на электронной площадке, должны быть соблюдены требования части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, 3.2.1 подраздела 3 "Подготовка заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме", п. 21 Раздела 1.2 "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме". В случае, если данные требования участником размещения заказа выполнены не будут, заключение контракта с таким участником, при условии, если он выиграет торги, будет сорвано в виду невозможности согласования существенного условия контракта.
Таким образом, при выявлении в первых частях заявок участников размещения заказа подобных нарушений Закона о размещении заказов, заявки подлежат отклонению.
05.09.2013 в соответствии с требованиями главы 3.1 Закона о размещении заказов были рассмотрены первые части заявок на участие в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме (протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 01333000192130 от 05.09.2013).
По результатам рассмотрения заявок было принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме. Причиной отказа стало не представление сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов (пункт 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов), пп 3.2.1 Раздела I.1 "Общие условия проведения открытого аукциона в электронной форме" и п. 21 Раздела I.2 "Информационная карта открытого аукциона в электронной форме:
- отсутствуют конкретные показатели по ряду товаров (щебень из природного камня для строительных работ и песок для строительных работ), предусмотренные документацией об открытом аукционе в электронной форме (п. 3.3.9 раздела I.1. "Общие условия проведения открытого аукциона в электронной форме" (Приложение к аукционной документации - Ведомость материалов (товаров)), что соответствует действительности.
При обозрении Комиссией Ивановского УФАС России первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме ООО "Комплекс-сервис" было установлено следующее.
Участником размещения заказа c порядковым номером заявки - 1 (ООО "Комплекс-сервис") не указаны конкретные показатели в отношении материалов (товаров) установленные приложением к аукционной документации - Ведомостью материалов (товаров). Таким образом, у аукционной комиссии Специализированной организации отсутствовала возможность определить соответствие указанных материалов (товаров) потребностям заказчика.
На вопрос Комиссии Ивановского УФАС России представителю Общества, о том видел ли участник размещения заказа (ООО "Комплекс-сервис") при подготовке своей заявки требования документации, в частности Ведомость материалов (товаров), был получен положительный ответ. На вопрос Комиссии Ивановского УФАС России о том, по какой причине не были указаны требуемые заказчику характеристики материалов (товаров), представитель Заявителя пояснить не смогла. Необходимо отметить, запросов о разъяснении положений документации Обществом подано не было.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9. Закона о размещении заказов, участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае не предоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 данного закона.
Учитывая вышеизложенное, первая часть заявки ООО "Комплекс-сервис" правомерно была отклонена членами аукционной комиссии специализированной организации, поскольку Обществом не представлены сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, установленные документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Доводы, изложенные в жалобе ООО "Комплекс-сервис" основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и Закона о размещении заказов.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Комплекс-сервис" на действия аукционной комиссии специализированной организации - ООО "СОРЗ "Тендер" при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта "Рекультивация Южской городской свалки" необоснованной.
Подписи членов Комиссии
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 20 сентября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016