Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 24 сентября 2013 г. N Р-132-13
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
<>
Рассмотрев в присутствии индивидуального предпринимателя <> материалы дела N Р-132-13, возбужденного по собственной инициативе управления, а именно рекламу: "АВТОМОЙКА 24 часа Качественные услуги по доступным ценам! -Комплексная мойка -Бесконтактная мойка кузова -Мойка двигателя -Уборка салона -Пылесос -Полировка -Химчистка и многое другое по вашему желанию запись по телефонам: 8-917-49-43-511, 246-34-15" с изображением полуобнаженной девушке в купальнике, размещенную в наружной рекламе на рекламном баннере на здании по адресу: г.Уфа, ул.Индустриальное шоссе, д.7/2, рекламодатель- Автомойка "24 часа" (РБ, г.Уфа, ул.Индустриальное шоссе, д.7/2), установила:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 N30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
05.08.2013 г. управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ возбуждено дело NР-132-13 (исх.N6/8631 от 06.08.2013 г.) в отношении рекламы: "АВТОМОЙКА 24 часа Качественные услуги по доступным ценам! -Комплексная мойка -Бесконтактная мойка кузова -Мойка двигателя -Уборка салона -Пылесос -Полировка -Химчистка и многое другое по вашему желанию запись по телефонам: 8-917-49-43-511, 246-34-15" с изображением полуобнаженной девушке в купальнике, размещенная в наружной рекламе на рекламном баннере на здании по адресу: г.Уфа, ул.Индустриальное шоссе, д.7 "а", рекламодатель- Автомойка "24 часа" (РБ, г.Уфа, ул.Индустриальное шоссе, д.7 "а"), имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Данная реклама обуславливает модельный прецедент "снятие запретов" по эксплуатации биологически обусловленного сексуального влечения и является формой психологической манипуляции. В силу масштабов наружной рекламы с изображением полуобнаженного женского образа в спецодежде, их психологического воздействия на людей, отдельными категориями граждан реклама может быть расценена как неэтичная и оскорбительная.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных части 6 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
20.08.2013 г. представитель Автомойки "24 часа" (РБ, г.Уфа, ул.Индустриальное шоссе, д.7 "а"), на рассмотрение данного дела не явился. Почтовое уведомление о надлежащем извещении Автомойки "24 часа" (РБ, г.Уфа, ул.Индустриальное шоссе, д.7 "а") о времени и месте рассмотрения данного дела в управление не поступало.
03.09.2013 г. Комиссией установлено, что рекламодателем данной рекламы является ИП <> 03.09.2013 г. в управление поступило ходатайство от ИП <> (вх. N12505 от 03.09.2013 г.) об отложении рассмотрения дела NР-132-13 на другую дату в связи с поздним получением определения от 20.08.2013 г. Ходатайство удовлетворено.
24.09.2013 г. индивидуальным предпринимателем <> представлены копии документов (вх.N13561 от 24.09.2013 г.), а именно: договор аренды нежилого помещения от 15.07.2013 г.; соглашение N1 о расторжении договора аренды нежилого помещения <> свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя <> уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации <> выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей <> уведомление о регистрации физического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства; паспорт гр.<> приказ о назначении директора <> свидетельство о государственной регистрации юридического лица <> договор аренды от 28.11.2012 г.; фотография от 14.07.2013 г.
Так же индивидуальным предпринимателем <> представлены письменные объяснения (вх.N13561 от 24.09.2013 г.) о том, что: "_15.07.2013 г. <> заключил договор с ООО "Вем-Капитал" по аренде нежилого помещения автомойки по адресу Индустриальное шоссе 7/2. И приступил к обустройству. Примерно через какое то время на автомойку заехал мужчина и предложил свои услуги по оформлению наружной рекламы. <> согласился. По происшествию небольшого времени он приехал и установил мне наружную рекламу. По истечению двух трех недель <> понял что этим бизнесом заниматься не будет. <> забрал свое оборудование, мебель, рекламу и расторгнул договор".
24.09.2013 г. от индивидуального предпринимателя <> поступило ходатайство об ознакомлении с материалами дела NР-132-13. Ходатайство удовлетворено. Комиссией установлено, что согласно представленных документов, правильный адрес автомойки "24 часа" является г.Уфа, Индустриальное шоссе, д.7/2.
Анализ материалов дела NР-132-13 показал, что согласно представленных документов, а именно: договора аренды б/н от 28.11.2012 г. между ООО "Санкт-Петербургское Бюро Кредитования" (Арендодатель) и ООО "Вем-Капитал" (Арендатор), предметом которого является то, что ООО "Санкт-Петербургское Бюро Кредитования" обязуется передать ООО "Вем-Капитал" во временное владение и пользование (аренду) недвижимое имущество по адресу: г.Уфа, Индустриальное шоссе, д.7/2, и договора аренды нежилого помещения б/н от 15.07.2013 г. между ООО "Вем-Капитал" (Арендодатель) и ИП <> (Арендатор), предметом которого является то, что ООО "Вем-Капитал" обязуется передать ИП <> в аренду помещение находящиеся по адресу: г.Уфа, Индустриальное шоссе, д.7/2, рекламодателем данной рекламы является ИП <>
Согласно представленных письменных объяснений от ИП <> (вх.N13561 от 24.09.2013 г.), ИП <> заключил договор с ООО "Вем-Капитал" по аренде нежилого помещения автомойки по адресу: РБ, г.Уфа, Индустриальное шоссе, д.7/2. Примерно через какое то время ИП <> предложили услуги по оформлению наружной рекламы, он согласился. Таким образом, рекламодателем данной рекламы является ИП <>
Таким образом, реклама: "АВТОМОЙКА 24 часа Качественные услуги по доступным ценам! -Комплексная мойка -Бесконтактная мойка кузова -Мойка двигателя -Уборка салона -Пылесос -Полировка -Химчистка и многое другое по вашему желанию запись по телефонам: 8-917-49-43-511, 246-34-15" с изображением полуобнаженной девушке в купальнике, размещенная в наружной рекламе на рекламном баннере на здании по адресу: г.Уфа, ул.Индустриальное шоссе, д.7/2, рекламодатель- ИП <> нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", в части того, что:
- в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Данная реклама обуславливает модельный прецедент "снятие запретов" по эксплуатации биологически обусловленного сексуального влечения и является формой психологической манипуляции. В силу масштабов наружной рекламы с изображением полуобнаженного женского образа, их психологического воздействия на людей, отдельными категориями граждан реклама может быть расценена как неэтичная и оскорбительная.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных части 6 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.
В настоящее время вышеуказанная реклама, не размещается (предоставлена фотография от 14.09.2013 г., подтверждающие устранение нарушения (вх.N13561 от 24.09.2013 г.). Таким образом, Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения - не выдавать, в связи с нецелесообразностью, так как в данное время нарушения устранены.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 24.09.2013 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "АВТОМОЙКА 24 часа Качественные услуги по доступным ценам! -Комплексная мойка -Бесконтактная мойка кузова -Мойка двигателя -Уборка салона -Пылесос -Полировка -Химчистка и многое другое по вашему желанию запись по телефонам: 8-917-49-43-511, 246-34-15" с изображением полуобнаженной девушке в купальнике, размещенную в наружной рекламе на рекламном баннере на здании по адресу: г.Уфа, ул.Индустриальное шоссе, д.7/2, рекламодатель- ИП <> так как она нарушает часть 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"
2. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения (предоставлена фотография от 14.09.2013 г.), подтверждающая устранение нарушения, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 25.09.2013 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 24 сентября 2013 г. N Р-132-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016