Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 26 сентября 2013 г. N А-132/15-13
Резолютивная часть решения оглашена: 17.09.2013.
В полном объеме решение изготовлено: 26.09.2013.
г. Уфа, ул. Пушкина, д. 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии:
<_>- заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
членов комиссии:
<_>- начальника отдела контроля органов власти,
<_>- специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей:
от Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан - <_>по доверенности N43 от 04.09.2013 года;
от МУП "Архитектура": не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев дело NА-132/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (452630, Республика Башкортостан, Шаранский район, с.Шаран, ул.Пролетарская, 1) по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в соответствии с планом проведения плановых проверок отделом контроля органов власти территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований на 2013 год на основании Приказа Башкортостанского УФАС России от 07.05.2013 N145 (с изменениями от 31.05.2013 N176) о проведении плановой проверки была проведена проверка в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан (далее - Администрация).
Проанализировав, материалы, полученные в ходе проведения плановой проверки, в частности, что Постановлением Администрации от 20.02.2012 NП-292/2 "Об утверждении тарифов на предоставление платных услуг в области архитектурной деятельности, оказываемых Муниципальным унитарным предприятием "Архитектура" муниципального района Шаранский район РБ на 2012 год", установлено следующего.
Согласно данному постановлению, Администрацией утверждены тарифы для МУП "Архитектура", в том числе тарифы на подготовку акта выбора земельного участка для строительства объектов:
- для жилых зданий и дорог до 0,1 га - 6604 руб.;
- для общественных зданий до 1000 куб.м. и дорог до 0,5 га - 6820 руб.;
- для пром.предприятий, общественных зданий до 2000 куб.м. инженерных сооружений и дорог до 1 га - 7401 руб.
Приказом Башкортостанского УФАС России от 12.08.2013 N311 возбуждено дело NА-132/15-12 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными образованиями.
Результаты выбора земельного участка оформляется актом о выборе земельного участка для строительства.
Исходя из выше изложенного, подготовка и выдача акта земельного участка является функцией органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований".
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации, включая бюджетные учреждения, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Как указано в статье 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
По смыслу приведенной нормы некоммерческая организация, осуществляющая приносящую доход деятельность, признается хозяйствующим субъектом независимо от того, на какие цели направляются полученные денежные средства.
Согласно пункту 2.1 Устава МУП "Архитектура", утверждённого постановлением Администрации муниципального района Шаранский район РБ от 08.02.2010 N148, предприятие создано в целях удовлетворения социально значимых общественных потребностей и получения прибыли в сфере оказания услуг населению в области архитектурной, градостроительной деятельности.
Исходя из положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 34 Федерального закона N131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное учреждение как хозяйствующий субъект и самостоятельное юридическое лицо не может входить в структуру органов местного самоуправления, а значит, не может осуществлять выполнение работ и услуг, возложенных действующим законодательством на органы местного самоуправления.
Исходя из выше изложенного, подготовка и выдача акта выбора земельного участка является правом и функцией органа местного самоуправления, муниципальной услугой, которая должна предоставляться органом местного самоуправления и без взимания платы.
Однако Постановлением главы Администрации МР Шаранский район РБ от 20.02.2012 NП-292/2 "Об утверждении тарифов на предоставление платных услуг в области архитектурной деятельности, оказываемых Муниципальным унитарным предприятием "Архитектура" муниципального района Шаранский район РБ на 2012 год", обращения физических и юридических лиц, имеющих намерения получить акт выбора земельного участка для строительства объектов, поданные на имя главы Администрации, в нарушение выше перечисленных норм права передаются хозяйствующему субъекту - МУП "Архитектура", предоставляющим данные услуги за плату. Тем самым, Администрация передала свои права и функции данному предприятию, что может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции.
С учетом изложенного, Администрацией муниципального района Шаранский район РБ при исполнении публично-правовых функций органов местного самоуправления по выдачи акта выбора земельного участка для строительства объектов, данными муниципальными услугами необоснованно было наделено МУП "Архитектура", что противоречит требованиям части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" представляет собой формальный состав правонарушения, который не требует обязательного наступления негативных последствий. Для определения в действиях субъектов квалифицирующих признаки состава данного нарушения, достаточно выявить факт наличия действий органа местного самоуправления, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что и было сделано Комиссией при рассмотрении дела.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан при наделении МУП "Архитектура" своими правами и функциями по предоставлению муниципальных услуг по выдаче акта выбора земельного участка, что является нарушением части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, 17.09.2013 при рассмотрении дела NА-132/15-13 Администрацией представлено в материалы дела постановление главы Администрации МР Шаранский район РБ от 13.09.2013 NП-1196/3 "О внесении изменений в приложение N1 к постановлению главы администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан", согласно пункту 1 данного постановления внесены изменения в Приложении N1 к Постановлению главы Администрации муниципального района Шаранский район РБ от 20.02.2012 NП-292/2 "Об утверждении тарифов на предоставление платных услуг в области архитектурной деятельности, оказываемых Муниципальным унитарным предприятием "Архитектура" муниципального района Шаранский район РБ на 2012 год", а именно услуга по подготовке и выдаче акта выбора земельного участка исключена из Приложения N1 вышеназванного постановления. Также представители Администрации пояснили, что предоставление данных муниципальных услуг осуществляется Администрацией муниципального района Шаранский район РБ на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссией принято решение о прекращении производства в отношении Администрации муниципального района Шаранский район РБ, в связи с добровольным устранением нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями. 1 - 4 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Башкортостанского УФАС России решила:
1. Признать Администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, нарушившей части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Производство по делу NА-127/15-13 в отношении Администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии
|
<_> <_> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 26 сентября 2013 г. N А-132/15-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016