Резолютивная часть оглашена 25.09.2013
В полном объеме изготовлено 26.09.2013 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Захарова О.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- государственного заказчика - Управления Федерального казначейства по Новгородской области - Богдановой Татьяны Борисовны (доверенность б/н от 19.09.2013), Васильева Ивана Сергеевича (доверенность б/н от 19.09.2013), Ефремова Андрея Анатольевича (доверенность б/н от 19.09.2013);
- Общество с ограниченной ответственностью "Экспознак" надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения жалобы, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Экспознак" (юридический адрес: 125047, Москва, ул. 1-я Миусская, д. 4; почтовый адрес: 125130, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, 42-76; далее - ООО "Экспознак") на действия государственного заказчика - Управления Федерального казначейства по Новгородской области (173015, г. Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 10; далее - УФК по Новгородской области) при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку средств вычислительной техники для нужд УФК по Новгородской области, извещение N 0150100000113000026 (ред. N 2 от 10.09.2013) о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.09.2013, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа, установила:
18.09.2013 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника размещения заказа - ООО "Экспознак" на действия государственного заказчика - УФК по Новгородской области при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку средств вычислительной техники для нужд УФК по Новгородской области (заказ N 0150100000113000026, дата размещения извещения - 10.09.2013) (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона.
Из Жалобы следует, что документация о вышеуказанном аукционе в электронной форме не соответствует положениям части 3.1 статьи 34, а также части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку государственным заказчиком - УФК по Новгородской области в пункте 11 части 3 "Технические требования" документации об открытом аукционе в электронной форме установлено требование к поставляемому товару, согласно которому весь комплект рабочей станции (системный блок и монитор) должен быть от одного производителя.
Подателем Жалобы - ООО "Экспознак" был направлен запрос государственному заказчику - УФК по Новгородской области о разъяснении положений документации о проведении рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме, а именно - о разъяснении требования к поставляемому товару, согласно которому весь комплект рабочей станции (системный блок и монитор) должен быть от одного производителя.
Государственным заказчиком в ответ на запрос были даны разъяснения, которые не содержат обоснования вышеуказанного требования, т.к. не основаны на норме права.
На основании вышеизложенного податель Жалобы полагает, что государственный заказчик в документации о проведении рассматриваемого аукциона нарушил требования действующего законодательства о размещении заказов, а также просит выдать государственному заказчику предписание о внесении изменений в документацию об аукционе - об исключении пункта 11 части 3 "Технические требования" из документации по проведению рассматриваемого открытого аукциона в электронной форме.
До рассмотрения Жалобы от подателя Жалобы - ООО "Экспознак" поступило ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителей подателя Жалобы (вх. Новгородского УФАС России N 7391э от 20.09.2013).
Представители государственного заказчика - УФК по Новгородской области считают Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (вх. Новгородского УФАС России N 7386 от 20.09.2013), суть которых сводится к следующему.
Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
В соответствии с требованием пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов при определении технических характеристик поставляемого товара - рабочих станций были указаны необходимые показатели товара, с целью возможности поставки эквивалентного товара. Тем самым заказчик расширил круг возможных поставщиков - участников размещения заказа, а не ограничил их участие.
Податель Жалобы не представил доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое условие Технических требований аукционной документации создало одним участникам размещения заказа преимущество перед другими, является непреодолимым для некоторых участников размещения заказа, а также каким-либо иным способом повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В настоящее время на рынке существует достаточное количество производителей и поставщиков рабочих станций, выпускающих системные блоки и мониторы: Acer, Asus, HP, Dell, Lenovo, Fujitsu, Aquarius, Depo и т.д. Соответственно, оспариваемое условие не ограничивает конкуренцию и не создает никому преимущественных условий, и, таким образом, не противоречит требованию части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказа.
Также представители государственного заказчика пояснили, что на день рассмотрения Жалобы имеется семь участников размещения рассматриваемого государственного заказа, что также не указывает на ограничение конкуренции.
Вместе с тем, условие о том, что весь комплект рабочей станции (системный блок и монитор) должен быть от одного производителя, обеспечивает гарантированную производителем совместимость системного блока и монитора, работу расширенных и проприетарных протоколов обмена данными, своевременность обновления программного обеспечения оборудования, а также техническое обслуживание и ремонт в едином сервисном центре.
Таким образом, УФК по Новгородской области приняты все необходимые меры, направленные на наиболее рациональное и эффективное использование бюджетных средств.
Кроме того, учитывалось, что размещение рассматриваемого государственного заказа на поставку рабочих станций осуществляется на основе целевого финансирования, а учет поставляемого товара ведется как учет единого инвентарного объекта - рабочей станции, включающей в себя системный блок и монитор. Последнее обусловлено пунктом 45 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 157Н от 01.12.2010, а также положениями Письма Министерства финансов Российской Федерации N 03-03-06/2/110 от 02.06.2010.
Также УФК по Новгородской области в обоснование своей позиции ссылается на судебную практику, свидетельствующую о том, что требование о поставке системных блоков и мониторов одного производителя не противоречит требованиям части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов (например, Постановление Федерального арбитражного суда центрального округа от 17.06.2009 по делу N А08-8235/2008-17, а также сходные дела NN А56-3289/2009, А56-39119/2010, А05-12550/2010, А05-4349/2010, Постановление Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 11017/10 от 28.12.2010).
На основании изложенного, государственный заказчик - УФК по Новгородской области просит отказать в удовлетворении Жалобы.
На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика поддержали доводы, изложенные в возражениях на Жалобу, в полном объеме.
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
1. 10.09.2013 УФК по Новгородской области на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0150100000113000026 (ред. N 2 от 10.09.2013) о размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку средств вычислительной техники для нужд УФК по Новгородской области.
Предметом рассматриваемого аукциона является поставка средств вычислительной техники для нужд УФК по Новгородской области.
Объем поставки определен Техническим заданием (Технические требования) документации об аукционе, в соответствии с которым поставке подлежат рабочие станции в количестве 100 штук в составе системного блока и монитора.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В части 3 "Технические требования" документации об открытом аукционе в электронной форме государственным заказчиком установлены технические требования к поставляемому товару - вычислительной технике, а именно рабочей станции, включающей в себя системный блок и монитор.
Данные требования обусловлены потребностями государственно заказчика, а также нацеленностью на наиболее рациональное и эффективное использование бюджетных средств.
В пункте 11 части 3 рассматриваемой документации государственным заказчиком установлено требование к поставляемому товару, согласно которому весь комплект рабочей станции (системный блок и монитор) должен быть от одного производителя.
Рассматриваемое требование к поставляемому товару установлено государственным заказчиком, поскольку соответствует его следующим потребностям:
- обслуживание поставленного оборудования - рабочей станции (процессора и монитора) в едином сервисном центре, что позволяет экономить время и гарантировать качество при обслуживании техники;
- гарантированная производителем совместимость оборудования рабочей станции (системного блока и монитора);
- работа расширенных и проприетарных протоколов обмена данными;
- своевременность обновления программного обеспечения оборудования,
- наличие предустановленных драйверов и программного обеспечения управления монитором, что экономит время при развертывании большого количества рабочих станций.
Также государственным заказчиком были представлены доказательства наличия эквивалентных товаров товарам, товарный знак которых указан в аукционной документации (рабочая станция: системный блок HP Compaq Pro 6300 SFF (LX846EA), монитор HP Monitor TFT 22xi (C4D30AA).
Согласно представленной УФК по Новгородской области информации данными эквивалентными товарами (рабочими станциями), произведенными одним производителем, являются следующие модели: HP LX846EA, HP E4Z22EA, Fujitsu ESPRIMO C910-L, Dell OptiPlex 7010.
Следовательно, в документации о вышеуказанном аукционе установлены требования к товару, по которым поставить эквивалент представляется возможным.
Таким образом, государственным заказчиком - УФК по Новгородской области надлежащим образом соблюдены требования статьи 34 Закона о размещении заказов.
Кроме того, согласно протоколу N 18/1 от 20.09.2013 рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме аукционная комиссия государственного заказчика приняла решение о допуске к участию в аукционе 6 участников размещения заказа и об отказе в допуске к участию в аукционе 1 участника в связи с несоответствием сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов требованиям документации рассматриваемого аукциона (пункт 11 "Технических требований").
Учитывая вышеизложенное, довод Жалобы о том, что заказчик сформулировал в техническом задании (Технические требования) значения параметров закупаемого товара, ограничивающие конкуренцию, не подтвердился в ходе рассмотрения Жалобы. Следовательно, Жалоба в данной части является не обоснованной.
2. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов операций любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
В соответствии с частью 3 настоящей статьи в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Согласно части 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
16.09.2013 подателем Жалобы - ООО "Экспознак" был направлен запрос о разъяснении положений документации, а именно о разъяснении обоснования требования к поставляемому товару, согласно которому весь комплект рабочей станции (системный блок и монитор) должен быть от одного производителя.
17.09.2013 государственным заказчиком были опубликованы разъяснения, согласно которым наличие данного требования обусловлено требованиями вышестоящей организации к закупкам рабочих станций. Кроме того, поставке подлежит рабочая станция как единый инвентарный объект, произведенный одним конкретным производителем.
Данные разъяснения положений документации не изменяют ее суть.
Правом повторного обращения к заказчику за разъяснением требований документации податель Жалобы не воспользовался, несмотря на то, что был не удовлетворен содержанием полученных разъяснений.
Таким образом, государственным заказчиком надлежащим образом исполнена обязанность по размещению разъяснений положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте в соответствии с требованиями статьи 41.7 Закона о размещении заказов. Следовательно, данный довод Жалобы также не обоснован.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа в действиях (бездействии) государственного заказчика нарушений Закона о размещении заказов не усматривается.
Руководствуясь частью 5 статьи 17, статьями 34, 41.6, 41.7, 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
Признать жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Экспознак" (юридический адрес: 125047, Москва, ул. 1-я Миусская, д. 4; почтовый адрес: 125130, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, 42-76) на действия государственного заказчика - Управления Федерального казначейства по Новгородской области (173015, г. Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 10) при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку средств вычислительной техники для нужд УФК по Новгородской области, извещение N 0150100000113000026 (ред. N 2 от 10.09.2013) о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.09.2013, необоснованной.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии О.А. Захарова
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 4617/03 (опубликовано 27 сентября 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016