Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 24 сентября 2013 г. N А-10/59 2013
Резолютивная часть решения оглашена "19" сентября 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено "24" сентября 2013 г.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело N А-10/59 2013 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Амурские коммунальные системы" (далее - ОАО "АКС"), находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская 296, пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выражающегося в непринятии мер по выполнению технических условий N 101-105-6538 по договору технологического присоединения от 14.12.2012 N 06-2501: установила:
В Амурское УФАС России поступило заявление <_> на действия ОАО "АКС", выразившиеся, по мнению заявителя, в невыполнении обязательств по договору технологического присоединения.
По результатам рассмотрения заявления приказом Амурского УФАС России от 26.08.2013 N 293 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона "О защите конкуренции" возбуждено дело N А-10/59 2013 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции". Определением от 26.08.2013 рассмотрение дела назначено на 19.09.2013 в 10 часов 00 минут.
На заседание Комиссии явились представитель ответчика - ОАО "АКС" - <_> доверенность от 02.11.2012 N 44, Заявитель - <_> паспорт.
Заявитель в заседании Комиссии пояснил следующее, 14.12.2012 заключен договор между ОАО "АКС" и <_> о присоединении дачного дома к электрическим сетям. Заявителем технические условия выполнены и направлено уведомление заявителя о выполнении технических условий в ОАО "АКС" 26.07.2013. Однако сетевая организация технологическое присоединение не выполнило.
Представитель общества в заседании Комиссии пояснил, следующее. Уведомление заявителя о выполнении технических условий поступило в ОАО "АКС" 26.07.2013.
Согласно п. 1.10 Положения по производству земляных работ на территории муниципального образования г. Благовещенска, утвержденного Постановлением администрации г. Благовещенска от 31 марта 2011 N 1363 "Об утверждении Положения по производству работ на территории муниципального образования г. Благовещенска, в период с 15 октября по 15 апреля в зимний период производство земляных работ запрещено. Таким образом, ОАО "АКС" до 16.04.2013 не могло приступить к исполнению принятых обязательств.
На основании вышеизложенного, считаем, что в действиях ОАО "АКС" выразившихся в просрочке исполнения своих обязательств предусмотренных п. 5 договора технологического присоединения к электрическим сетям от 14.12.2012 N 06-2501 отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, т.к. п.4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" (п. 4 ч. 1) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также просрочка исполнения обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям:
- не является или не может являться недопущением, ограничением или устранением конкуренции;
- затрагивает интересы заявителя (т. е. только одного физического лица), но должно быть признано допустимым, так как не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников ограничения, не соответствующие достижению целей договора технологического присоединения к электрическим сетям;
- производство услуги - "технологическое присоединение к электрическим сетям" не сокращено либо прекращено, а только не может быть исполнено в связи с исполнением требований действующего законодательства относящихся к порядку и срокам выполнения отдельных пунктов технических условий.
Дополнительно на вопросы Комиссии указал на то, что завершить выполнение мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя планируется до 30 октября 2013, а окончательное технологическое присоединение энергопринимающих устройств к 15 ноября 2013.
Комиссия Амурского УФАС России, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные в материалы дела сведения и документы, установила следующее.
<_> 14.11.2012 подал заявку в ОАО "АКС" на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (дачного дома), расположенного по адресу: г. Благовещенск, <_> к электрическим сетям.
На основании указанного заявления между ОАО "АКС" и <_> заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям от 14.12.2012 г. N 06-2501 (далее - договор), заявителю выданы технические условия N 101-105-6538.
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Согласно пункту 6 договора сетевая организация обязуется:
- надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на нее мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
- в течение 5 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств;
- не позднее 10 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), с соблюдением срока, установленного пунктом 5 договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.
В соответствии с пунктом 8 договора заявитель в том числе обязуется:
- надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на него мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства;
- после выполнения мероприятий по технологическому присоединению уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий;
- принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией;
- надлежащим образом исполнить указанные в разделе III настоящего договора обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение.
Согласно пунктам 10, 11 договора внесение платы за технологическое присоединение в размере 550,0 рублей вносится заявителем в течение 30 дней со дня подписания договора наличными денежными средствами в кассу сетевой организации.
Указанные положения договора соответствуют Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861.
В соответствии с п. 10 технических условий N 101-105-6538, являющихся приложением к договору, сетевая организация осуществляет:
- проект электроснабжения;
- строительство ТП-28-35. Тип, место установки проектируемой ТП-28-35, мощность трансформатора определить проектом;
- строительство ВЛИ-10 кВ от ВЛ-10 кВ фидер 23 ПС "Западная" до проектируемой ТП-28-35. Марку, сечения кабеля определить проектом. В месте подключения к Вл-10кВ фидер 23 ПС "Западная" установку отключающего аппарата и защиту от перенапряжения;
- строительство КЛ-10 кВ от проектируемой ТП-28-35 до ближайшей опоры проектируемой ВЛИ-10 кВ. Марку, сечения кабеля определить проектом.;
- строительство ВЛИ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой подстанции ТП-28-35 до подключаемого объекта. Марку, сечения кабеля определить проектом.;
- строительство КЛ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой ТП-28-35 до ближайшей опоры проектируемой ВЛИ-0,4 кВ. Марку, сечения кабеля определить проектом.;
- после окончания монтажа электроустановок произвести необходимые испытания и измерения, в соответствии с требованиями гл.1,8 ПУЭ;
- установить устройство обеспечивающее контроль величины максимальной мощности.
26.07.2013 года заявителем в адрес сетевой организации направлена жалоба на бездействие сетевой организации, о невыполнении технических условий по присоединению к электрическим сетям.
До настоящего времени объект заявителя к электрическим сетям не присоединен.
Статьей 10 Закона "О защите конкуренции" (п. 4 ч. 1) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно части 1 статьи 5 Закона "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 5 указанной статьи, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно уставу ОАО "АКС", к основным видам деятельности организации относится передача и распределение электрической энергии, а также деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, производство электромонтажных работ.
Приказом Амурского УФАС России от 23.05.2010 N 89 ОАО "АКС" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей на рынке по оказанию услуг по распределению электроэнергии в географических границах рынка - г. Благовещенск более 65 процентов.
Таким образом, ОАО "АКС" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по распределению электрической энергии в границах г. Благовещенска.
Согласно пояснениям ОАО "АКС", выполнение сетевой организацией мероприятий, предусмотренных техническими условиями, не представлялось возможным, так как нормативными актами г. Благовещенска запрещено производство земляных работ в зимний период.
Между тем, договор между ОАО "АКС" и <_> заключен 14.12.2012 года, следовательно, у сетевой организации имелась возможность проведения земляных работ (в том числе с 15 апреля) и иных мероприятий, предусмотренных техническими условиями.
Доводы о нарушении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению в связи с нарушением обязательств подрядной организацией, привлеченной ОАО "АКС" являются несостоятельными, поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства и условиями заключенного с <_> договора, данные обстоятельства не исключают выполнение сетевой организацией возложенных на нее обязательств по технологическому присоединению в установленные сроки и не исключают ответственность сетевой организации за нарушение своих обязательств, отношения между заявителем и ответчиком не ставятся в зависимость от данных обстоятельств. Вместе с тем, действия ответчика по заключению дополнительных соглашений к договору подряда, увеличивающих сроки выполнения работ, в нарушение принятых перед заявителем обязательств по технологическому присоединению, бездействие по принятию мер ответственности к подрядчику за нарушение условий подряда (доказательства обратного не представлены) не свидетельствует о принятии ОАО "АКС" мер, направленных на выполнение обязательств по технологическому присоединению объекта заявителя.
Документы и сведения, подтверждающие выполнение ОАО "АКС" предусмотренных техническими условиями мероприятий либо принятие мер по их выполнению в установленный договором срок, в Амурское УФАС России не представлены.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия ОАО "АКС", выразившиеся в непринятии мер по выполнению технических условий N 101-105-6538 по договору технологического присоединения от 14.12.2012 г. N 06-2501, заключенному с <_> нарушают пункт 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Амурского УФАС России решила:
1. Признать действия Открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы", выразившиеся в непринятии мер по выполнению технических условий N 101-105-6538 по договору технологического присоединения от 14.12.2012 г. N 06-2501, нарушающим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Открытому акционерному обществу "Амурские коммунальные системы" предписание о прекращении нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 24 сентября 2013 г. N А-10/59 2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016