Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 27 сентября 2013 г. N 04-6/1-6-2006ВФ
Резолютивная часть решения оглашена "18" сентября 2013 года г. Тверь
В полном объеме решение изготовлено "27" сентября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии: Фомин В.М., руководитель управления,
члены Комиссии:
Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
Шуклина М.Ю., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-6/1-6-2013 по признакам нарушения Государственным автономным учреждением "Редакция газеты "Тверские ведомости" (далее - ГАУ "Редакция газеты "Тверские ведомости", ответчик) пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии представителей ГАУ "Редакция газеты "Тверские ведомости": В. (по доверенности) и Т. (по доверенности), установила:
Основанием для возбуждения настоящего дела послужил факт размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.vedtver.ru (далее также официальный сайт) рекламного баннера "жаркие СКИДКИ до 30% до 31 июля. Подробная информация на www.zlatoustgold.ru" рядом с олимпийской символикой и обозначением "SOCHI 2014".
Факт размещения такой рекламы зафиксирован актом Тверского УФАС России от 30.08.2013 и подтверждается скриншотом экрана.
В результате визуального осмотра официального сайта ГАУ "Редакция газеты "Тверские ведомости" www.vedtver.ru Тверское УФАС России установило в правом верхнем углу сайта на белом фоне размещение сочлененной рекламы следующего содержания:
"SOCHI.RU 2014
ЭСТАФЕТА
ОЛИМПИЙСКОГО
ОГНЯ
жаркие
СКИДКИ до 30%
до 31 июля
изображение термометра
Подробная информация на www.zlatoustgold.ru".
Из представленных ответчиком документов следует, что указание олимпийской символики и обозначения "SOCHI 2014" над рекламой скидок была инициирована ГАУ "Редакция газеты "Тверские ведомости".
Согласно представленному ответчиком договору на размещение рекламных материалов на сайте www.vedtver.ru от 15.05.2013 N 32, рекламодателем рекламного сквозного баннера является ООО "Православная книга". При этом рекламный баннер содержал только изображение термометра и следующую информацию "жаркие СКИДКИ до 30% до 31 июля. Подробная информация на www.zlatoustgold.ru".
В результате осмотра сочлененной рекламы создается впечатление о причастности сети ювелирных магазинов "Златоуст" к Олимпийским играм Сочи-2014 и (или) Паралимпийским играм.
На заседании представители ответчика заявили ходатайство о привлечении к участию в деле ООО "Православная книга".
Рассмотрев данное ходатайство, Комиссия отказала в его удовлетворении, поскольку размещение рекламы совместно с олимпийской символикой и обозначением "SOCHI 2014" было совершено не ООО "Православная книга", а ГАУ "Редакция газеты "Тверские ведомости".
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев все приложенные к материалам дела доказательства и выслушав представителей ГАУ "Редакция газеты "Тверские ведомости", установила следующие обстоятельства.
АНО "Оргкомитет Сочи 2014" в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 01.12.2007 N 310 - ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об Олимпиаде) является автономной некоммерческой организацией, учрежденной Олимпийским комитетом России, Российской Федерацией и городом Сочи для целей организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии с положениями Олимпийской хартии, Свода правил Международного паралимпийского комитета и соглашения, заключенного Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона об Олимпиаде обеспечивает во взаимодействии с Олимпийским комитетом России и Паралимпийским комитетом России при организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр защиту олимпийской символики и паралимпийской символики (включая принадлежащие Международному олимпийскому комитету и Международному паралимпийскому комитету исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), в том числе в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона об Олимпиаде изображение пяти олимпийских колец как олимпийский символ, а также обозначение "SOCHI 2014" являются олимпийской символикой.
Изображение пяти олимпийских колец подлежит правовой охране на территории Российской Федерации в качестве товарного знака, правообладателем которого является Международный олимпийский комитет.
Обозначение "SOCHI 2014" подлежит правовой охране на территории Российской Федерации в качестве товарного знака, правообладателем которого является АНО "Оргкомитет "Сочи 2014".
Из представленных пояснений ответчика от 16.09.2013 N 695 следует, что размещение на официальном сайте рекламного баннера "жаркие СКИДКИ до 30% до 31 июля. Подробная информация на www.zlatoustgold.ru" рядом с олимпийской символикой и обозначением "SOCHI 2014" произошло случайно.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона об Олимпиаде признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:
1) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика;
2) введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с продажей, обменом или иным введением в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" действия по введению в гражданский оборот товара с незаконным использованием олимпийской и/или паралимпийской символикой подлежат квалификации как акт недобросовестной конкуренции и в том случае, если данные действия не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Ответчик разместил на официальном сайте рекламу о скидках на товары сети магазинов "Златоуст" совместно с изображением пяти переплетающихся колец одинакового размера (олимпийский символ) и обозначением "SOCHI 2014", создавая тем самым ложное представление о причастности рекламодателя - ООО "Православная книга" к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм.
Таким образом, действия Ответчика, связанные с введением в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм, с незаконным использованием олимпийской символики, в частности пяти олимпийских колец и обозначения "SOCHI 2014", являются актом недобросовестной конкуренции.
При этом, как пояснил ответчик, он не ставил перед собой цель вводить в заблуждение, добавив к рекламному баннеру скидок сети магазинов "Златоуст" олимпийскую символику и обозначение "SOCHI 2014".
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с продажей, обменом или иным введением в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно пункту 16.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 1 статьи 8 Закона об Олимпиаде недобросовестной конкуренцией признаются продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская и (или) паралимпийская символика, а также введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора. Данная норма является специальной по отношению к пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции. С учетом этого такие действия признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Из материалов дела следует, что использование олимпийской символики и обозначения в размещенной рекламе, рекламодателем которой является ООО "Православная книга", допущено ГАУ "Редакция газеты "Тверские ведомости", что является нарушением является нарушением пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, на дату рассмотрения настоящего дела рекламный баннер вместе с олимпийской символикой и обозначением "SOCHI 2014" удален с официального сайта.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия Тверского УФАС России прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тверского УФАС России решила:
Признать действия Государственного автономного учреждения "Редакция газеты "Тверские ведомости", связанные с незаконным использованием в рекламе результатов интеллектуальной деятельности, в частности пяти олимпийских колец и обозначения "SOCHI 2014", противоречащими пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Дело N 04-6/1-6-2013 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного автономного учреждения "Редакция газеты "Тверские ведомости" прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Направить материалы дела N 04-6/1-6-2013 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии: В.М. Фомин,
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, М.Ю. Шуклина,
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 27 сентября 2013 г. N 04-6/1-6-2006ВФ
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016