Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 1 октября 2013 г. N 10/14677
Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 01 октября 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Яковлев П.В. - |
заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии |
Козлова О.А. - |
начальник отдела транспорта и связи, член Комиссии |
Ивашова Е.В. - специалист - эксперт отдела транспорта и связи, член Комиссии
с участием представителей:
от ОАО "Ростелеком" (далее - Заказчик (Организатор торгов), Общество)
-Зуева И.В. - представитель по доверенности N В-1339 от 26.12.2011.
в отсутствии представителя ООО "Долтен" (далее - Заявитель) при уведомлении о времени и месте рассмотрении жалобы;
в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") и пункта 1 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) Заказчика (Организатора закупки) при закупке товаров, работ, услуг, утвержденном приказом ФАС России от 18.01.2013 N 17/13, рассмотрев жалобу ООО "Долтен" (вх. N18243 от 18.09.2013) на действия заказчика ОАО "Ростелеком" при проведении торгов способом открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и расходных материалов для компьютерной и оргтехники нужд филиала Сахателеком ОАО "Ростелеком" (далее - Открытый конкурс), заслушав пояснения представителей Заказчика, установила:
08 августа 2013 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и расходных материалов для компьютерной и оргтехники для нужд филиала Сахателеком ОАО "Ростелеком", которое содержит информацию о Документации об открытом конкурсе в электронной форме (далее - Документация).
Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Ростелеком", утвержденное решением Совета директоров ОАО "Ростелеком" от 07 февраля 2013 г. N 32 (далее - Положение) размещено на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, в котором Положение (со всеми внесенными в его редакцию изменениями) опубликовано под регистрационным номером 1120000002.
Заявитель обжалует следующие действия Заказчика (Организатора торгов):
Установление в п.п. 2 п. 21 раздела 5 Информационной карты открытого конкурса критерия к опыту поставки, ограничив его конкретным регионом (Дальневосточный регион), по мнению Заявителя, нарушает п. 2. ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Отсутствие в Документации четкого определения термина "Дальневосточный регион", по мнению Заявителя, допускает его двусмысленное и субъективное толкование при учете опыта поставок, используемого для целей оценки и сопоставления заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу (вх. N 18621 от 25.09.2013).
Заказчик (Организатор торгов) указал на то, что Положением о закупках предусмотрено право ОАО "Ростелеком" устанавливать в качестве критерия оценки заявки участника закупки наличия у него опыта исполнения соответствующих договоров.
Заказчик пояснил, что Филиал Сахателеком ОАО "Ростелеком" осуществляет деятельность на территории Дальневосточного региона (Дальневосточного федерального округа) и требование именно опыта работы в Дальневосточном регионе продиктовано особенностями социально-экономического развития Дальнего Востока Российской Федерации и сложностями его логистической инфраструктуры, в совокупности с климатическими и географическими особенностями региона (удаленность, отсутствие развитой сети автомобильных дорог и возможности доставки товаров в отдельных направлениях Республики Саха (Якутия) автомобильным транспортом в летний период).
Заказчик пояснил, что отсутствие опыта поставок в требуемом Закзчику регионе не являлось основанием допуска к участию в закупке, а квалификационные условия, установленные в конкурсной документации, были едины для всех участников открытого конкурса, в том числе по критерию опыта поставок.
Заказчик считает, что включение рассматриваемого критерия оценки заявок не нарушило прав ООО "Долтен" на участие в открытом конкурсе и не привело к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Заказчик (Организатор торгов) указал, что ООО "Долтен" не обращалось за разъяснениями о содержании термина "Дальневосточный регион", и пояснил, что для целей проведения открытого конкурса ОАО "Ростелеком" под Дальневосточным регионом понимает следующие субъекты РФ, образующие Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Чукотский автономный округ и Еврейскую автономную область.
Документы и сведения, представленные Заказчиком и Заявителем, указывают на следующие обстоятельства.
ОАО "Ростелеком" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе в соответствии с п.12 ч.10 ст.4 Закона о закупках - сведения о критериях оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с п.17.3 Положения о закупках, для основного этапа закупки (оценки и сопоставления заявок) Общество вправе с учетом п.14.2 положения устанавливать любые критерии.
В соответствии с п.14.2 Положения о закупках для оценки и сопоставления Заявок Общество вправе устанавливать любые критерии и величины значимости этих критериев, определяющие победителя закупки способного наилучшим образом, своевременно и полно удовлетворить потребности Общества в услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств.
Аналогичные требования к определению Заказчиком критериев оценки содержится в п.2 Приложения к Положению, в котором установлен порядок оценки и сопоставления Заявок.
Согласно п. 3.2.1. Документации для подтверждения соответствия требованиям, установленным Документацией, Претендент в составе Заявки должен представить в том числе иные документы, указанные в пункте 14 раздела 5 "Информационная карта" Документации.
В п.14 и п.15 Информационной карты, установлено требование о предоставлении участником закупки справки об опыте выполнения договоров по форме 5 раздела 8 Документации "Справка об опыте выполнения договоров", в целях осуществления Заказчиком оценки Заявки Претендента по критериям, установленным пунктом 21 раздела 5 Документации (Информационной карты).
Согласно положениям Документации отсутствие у участника закупки опыта поставки аналогичной продукции в Дальневосточный регион не является основанием для принятия решения об отказе в допуске к участию в конкурсе.
Пункт 21 Информационной карты содержит следующие сведения о критериях оценки заявок на участие в конкурсе и их значимость: 1) Цена договора (значимость критерия - 90%); 2) Опыт поставки аналогичной продукции в Дальневосточный регион за последние два года до даты публикации извещения о настоящей закупке (значимость критерия - 10%).
Пунктом 22 Информационной карты содержатся сведения о методике оценки заявок на участие в конкурсе, с учетом значимости установленных в п.21 Информационной карты критериев оценки (далее - Методика).
По результатам рассмотрения заявок на участие в Открытом конкурсе с применением определенной в п.22 Информационной карты методики оценки заявок Заказчиком составлен протокол оценки и сопоставления заявок от 04.09.2013, из содержания которого установлено следующее:
1) К участию в конкурсе были допущены все 7 (семь) подавших Заявки претендентов (включая Заявителя) и произведена оценка предложений заявок участников в соответствии с определенной Документацией Методикой по двум критериям - цене и опыту поставки в Дальневосточный регион.
2) Фактически на определение рейтинга участников конкурса не повлияла оценка заявок по критерию "опыт поставки" со значимостью 10%, а повлияла оценка заявок по критерию "цена договора" со значимостью 90%, поскольку победителем был признан участник, предложивший наименьшую цену исполнения договора (по цене - 90%, по опыту поставки (5 договоров) - 7.14 %, рейтинг - 97.14%); Заявитель с рейтингом в 90.02% (цена - 88.59%, опыт поставки (1 договор) - 1.43%) при аналогичном победителю опыте поставки занял бы второе место.
В соответствии с п. 4.14.3.5. Документации, победителем признается Участник, который предложил наилучшие условия исполнения договора на основе критериев и процедур оценки и сопоставления, указанных в настоящей Документации, и Заявке которого присвоен первый номер.
В соответствии с п.2 части 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, установление Заказчиком в Документации для оценки и сопоставления заявок участников критерия "Опыт поставки аналогичной продукции в Дальневосточный регион за последние два года до даты публикации извещения о настоящей закупке", обоснованное географическими и климатическими особенностями региона деятельности Филиала Сахателеком ОАО "Ростелеком, не повлияло на результаты оценки и выбора победителя Открытого конкурса.
В соответствии с п.10 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные Положением о закупках формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке
Согласно п. 17.8. Положения о закупках установлено, что заявление лица о разъяснении положений Документации о закупке должно быть получено Обществом не позднее чем за 5 (пять) дней до даты окончания срока предоставления Заявок. Разъяснения положений Документации о закупке с учётом п. 4.8 настоящего Положения предоставляются Обществом в течение 5 (пяти) Рабочих дней со дня получения Обществом соответствующего заявления лица.
Порядок получения Участниками разъяснений Документации по проведению открытого конкурса установлен в п. 4.2. Документации "Разъяснение положений Конкурсной документации".
Запроса о разъяснении положений Документации в адрес Заказчика ни одним из участников не направлялось.
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика (Организатора торгов) при осуществлении закупки способом Открытого конкурса нарушений порядка организации и проведения торгов, в результате которых были ущемлены или нарушены права и законные интересы Заявителя, Комиссией не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Долтен" (вх. N18243 от 18.09.2013) на действия заказчика ОАО "Ростелеком" при проведении торгов способом открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и расходных материалов для компьютерной и оргтехники нужд филиала Сахателеком ОАО "Ростелеком" необоснованной.
Председатель Комиссии П.В. Яковлев
Члены Комиссии О.А. Козлова
Е.В. Ивашова
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 октября 2013 г. N 10/14677
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016