Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 2 октября 2013 г.
Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2013 г. г. Новосибирск
Решение в полном объеме изготовлено 02 октября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Иванов С.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибстройэнерго" (далее - ООО "Сибстройэнерго") на действия организатора торгов администрации города Бердска Новосибирской области (далее - администрация г. Бердска) по проведению открытого аукциона N 020813/0235990/01 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:32:010021:114 с местоположением: Новосибирская область, г. Бердск, ул. Новосибирская для строительства многоэтажного жилого дома, в присутствии:
"_"
заинтересованного лица: представитель потребительского кооператива "Жилищно-строительный кооператив "Гагарина 2" Захарова Л.И (полномочия подтверждены выпиской из ЕГРЮГ). установила:
В новосибирское УФАС поступила жалоба ООО "Сибстройэнерго" на действия организатора торгов администрацию г. Бердска. В жалобе указано, что 02.08.2013 г. на официальном сайте http: torgi.gov.ru уполномоченным органом- Администрацией муниципального образования г. Бердска Новосибирской области размещено Извещение о проведении торгов N 020813/0235990/01 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:32:010021:114 с местоположением: Новосибирская область, г. Бердск, ул. Новосибирская для строительства многоэтажного жилого дома.
Заявитель считает, что торги были проведены с нарушением, а именно: организатором торгов были нарушены требования, закрепленные в правилах проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматриваемых переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные Приказом ФАС России N 67 от 10.02.2010 г.
Заявитель ссылается на пункт 24 вышеуказанных правил, которым предусмотрен перечень случаев, при которых заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе, в том числе в случаях наличия решения арбитражного суда о ликвидации заявителя- юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя- юридического лица, банкротом и об открытии конкурсного производства, определенных подпунктом 6 п.24 настоящих правил.
Как указывает заявитель, участник торгов N 2- потребительский кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Гагарина 2", был допущен к участию в аукционе, несмотря на то, что он находится в стадии ликвидации, кроме того уже назначен ликвидатор. В подтверждение своих слов заявитель прилагает выписку из Единого реестра юридических лиц, согласно которой потребительский кооператив "Гагарина 2" не должен быть допущен к участию в аукционе.
К жалобе заявитель прилагает выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, в отношении победителя аукциона, в которой содержатся сведения о том, что потребительский кооператив "Гагарина 2" с 06.12.2010 г. находится в стадии ликвидации и, следовательно, не мог быть допущен к участию в аукционе.
Жалоба ООО "Сибстройэнерго" подана в соответствии с требованиями п.п.7-9 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (утв. Приказом ФАС России от 18.01.2013 г. N 17/13), принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
ООО "Сибстройэнерго" представила дополнения к жалобе следующего содержания.
Согласно ч.З ст. 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжением земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством. Порядок организации аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для жилищного строительства регулируются ст. 38.1 Земельного кодекса РФ.
В силу п. 17 статьи 38.1 Земельного кодекса заявитель не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
непредставление определенных пунктом 12 данной статьи необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; не поступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе; подача заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки; отсутствие сведений о заявителе в едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).
В едином государственном реестре юридических лиц об Участнике торгов N 2 - Потребительском кооперативе "Жилищно-строительный кооператив "Гагарина 2" содержатся сведения о том, что данное юридическое лицо находится в стадии ликвидации, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.09.2013 года N 2900, но организатор торгов вышеуказанные сведения проигнорировал и допустил Участника торгов N 2 - Потребительский кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Гагарина 2" к участию в аукционе.
В силу ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными. Соответственно признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
По мнению заявителя, вопросы приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого участка на торгах (конкурсах, аукционах) регулируются ст. 38 ЗК РФ. А торги в отношении земли, необходимой для жилищного строительства или для ее комплексного освоения в целях такого строительства, проводятся согласно ст. 38.1 и 38.2 ЗК РФ.
На основании п. 4 ст. 38 ЗК РФ Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила).
Так же заявитель указывает, что ст. 38 ЗК РФ не содержит понятия "начальная цена аукциона" Из положений Правил следует, что если торги проводятся в связи с продажей земельных участков, то определяется начальная цена земельного участка, а если в связи с заключением договоров аренды, то устанавливается начальный размер арендной платы.
Заявитель считает, что такие действия организатора торгов являются неправомерными.
Согласно п. 25 Правил, результаты торгов оформляются протоколом, в котором в том числе указываются регистрационный номер предмета торгов; местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок; предложения участников торгов; имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица); цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы; порядок, сроки и размеры платежей.
Протокол о результатах торгов от 10.09.2013 не содержит данные о государственной регистрации прав на земельный участок, а также информацию о предложениях участников торгов.
Нарушения, допущенные при проведении обжалуемого аукциона, по мнению заявителя нарушают баланс интересов сторон и препятствуют развитию добросовестной конкуренции.
Согласно сведениям содержащимся в Извещение о проведении торгов N 020813/0235990/01 размещенном на официальном сайте http://torgi.gov.ru/ по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:32:010021:114 с местоположением: Новосибирская область, г. Бердск, ул.
Новосибирская для строительства многоэтажного жилого дома, аукцион проводился во
исполнение постановления администрации города Бердска от 29.04.2013 N 1685.
Согласно постановлению администрации города Бердска от 29.04.2013 N 1685 на аукцион был выставлен земельный участок для строительства многоэтажного жилого дома. Данная информация содержится и в Извещении о проведении торгов N 020813/0235990/01.
После подписания Федерального закона N148-ФЗ от 22.07.2008 года и Федерального закона - N 240-ФЗ от 27.07 2010 года были окончательно отменены государственные лицензии, но сделали обязательным вступление строительных компаний в СРО и получение допуска на выполнение конкретного вида работ. Отсутствие такого допуска для строительной компании фактически означает невозможность законно осуществлять работу на территории нашей страны.
По мнению заявителя, допуск СРО (свидетельство о допуске к строительным или проектировочным работам) - необходимый документ, без которого существовать любая строительная компания не может, однако по мнению заявителя, Участник торгов N 2 - Потребительский кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Гагарина 2" не имеет допуск СРО (документ, который выдается саморегулируемой организацией при соответствии качества услуг государственным стандартам и другим нормативам) на осуществление строительной деятельности, и не обращался в соответствующие органы с заявлением о его выдаче.
Администрация г. Бердска представила следующие возражения на жалобу.
На аукцион выставлен земельный участок с разрешенным использованием "для строительства многоэтажного жилого дома". Торги были организованы и проведены в соответствии с процедурой, регламентированной ст.38.1 Земельного кодекса РФ "Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства" (далее ст.38.1).
Извещение о проведении торгов N020813/0235990/01было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации torgi.gov.m.
О том, что рассматриваемый земельный участок не является муниципальной собственностью, указано в извещении о проведении торгов N020813/0235990/01, в разделе "Общая информация по лоту" - вид собственности - неразграниченная.
После публикации извещения поступили и были зарегистрированы
Основания, по которым заявитель не допускается к участию в аукционе, регламентированы пунктом 17 статьи 38.1:
1) непредставление определенных пунктом 12 статьи 38.1 необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона, до дня окончания приема документов для участия в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки;
4) отсутствие сведений о заявителе в едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).
Документы, предоставленные заявителями для участия в торгах с регистрационным номером 020813/0235990/01, соответствуют требованиям действующего законодательства и оснований для отказа заявителям в участии нет.
Протокол приема заявок на участие в торгах (аукционе) по продаже права на
заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:32:010021:114с местоположением: Новосибирская область, г.Бердск,
ул.Новосибирская для строительства многоэтажного жилого дома с регистрационным номером торгов (аукциона) 020813/0235990/01 от 6 сентября 2013 года прилагается.
По результатам торгов, участник, предложивший наибольшую цену ПК "ЖСК Гагарина-2" признан победителем.
Протокол заседания комиссии по проведению торгов (аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:32:010021:114с местоположением:
Новосибирская область, г.Бердск, ул. Новосибирская для строительства многоэтажного жилого дома от 10.09.2013 ответчиком прилагается.
Победитель ПК "ЖСК Гагарина 2" уведомлен о приостановлении торгов с регистрационным номером 020813/0235990/01 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:32:010021:114 с местоположением: Новосибирская область. ул.Новосибирская для строительства
многоэтажного дома на основании "Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов" Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области N05-7404 от 24.09.2013.
"Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества" (далее Правила проведения конкурсов или аукционов), утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N67, - на которые ссылается участник торгов N3 ООО "Сибирьстройэнерго" - устанавливают правила проведения торгов в отношении государственного или муниципального имущества. Указанным приказом утвержден также "Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее Перечень видов имущества). На земельные участки указанный перечень не распространяется.
Ввиду того, что рассматриваемый земельный участок не является муниципальной собственностью и не относится к видам имущества, включенным в Перечень видов имущества, основания для пересмотра результатов проведения торгов по основаниям, указанным в пункте 24 Правил проведения конкурсов или аукционов отсутствуют.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и возражения, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
02.08. 2013 года на официальном сайте http://torgi.gov.ru/ Уполномоченным органом - Администрацией муниципального образования города Бердска Новосибирской области размещено Извещение о проведении торгов N 020813/0235990/01 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:32:010021:114 с местоположением: Новосибирская область, г. Бердск, ул.
Новосибирская для строительства многоэтажного жилого дома.
10.09.2013 г. аукцион был объявлен состоявшимся, победителем аукциона был признан потребительский кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Гагарина 2", находящийся, по данным Единого государственного реестра юридических лиц, в стадии ликвидации.
Действующим законодательством и конкурсной документацией не ограничены полномочия ликвидируемого юридического лица в отношении заключения договора аренды земельных участков. Максимальные сроки ликвидации юридических лиц не установлены. Необходимость наличия свидетельства о допуске к строительным или проектировочным работам в требования конкурсной документации не входит. Юридических обоснований невозможности заключения договора подряда со строительными организациями у "Жилищно-строительного кооператива "Гагарина 2" нет. Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского У ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Сибстройэнерго" на действия организатора торгов администрации г. Бердска проведении открытого аукциона N 020813/0235990/01 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:32:010021:114 с местоположением: Новосибирская область, г. Бердск, ул. Новосибирская для строительства многоэтажного жилого дома необоснованной.
2. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 2 октября 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016